Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:24, шпаргалка
ответы на 50 вопросов.
внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1993 гг. с 79 до 64%. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.
Начиная с 70-х годов они стали все в большей мере ориентироваться на перспективные с их точки зрения страны АТР и страны Западной Европы. В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972 — 1992 гг. сократилась с 29 до 16%, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7%. С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап— объединение всех стран Латинской Америки. К 2010 г. планируется создать полноценный
североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов. Подобная мобилизация социально-экономического потенциала стран североамериканского региона, обусловленная конкуренцией с европейскими и азиатскими интеграционными объединениями, предполагает установление контроля со стороны наднациональных органов.
В Латинской
Америке формируются и другие
региональные интеграционные объединения:
МЕРКОСУР — торгово-экономический
союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и
Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение
с ЕС о создании трансатлантической зоны
свободной торговли; ЦАОР- центральноамериканский
общий рынок и др.
переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.
В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.
Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.
Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ.
Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений между странами СНГ возможно только при устранении указанных причин. Положительная тенденция в этом процессе наметилась в 1995 г., когда впервые объем экспортных операций стран СНГ увеличился на 9,3% по сравнению с 1994 г. Увеличение сохранилось и в последующем. Российский экспорт за 9 месяцев 1996 г. в страны СНГ возрос на 19,6%, а импорт - на 26,2%.
Естественно,
что процесс укрепления внешнеторговых
связей стран - членов СНГ потребует
длительного времени и станет
возможным при условии стабилизации
экономики этих стран, оптимальном использовании
имеющегося транспорта и связи, разработки
единых транспортных тарифов на территории
СНГ. Важную роль могут сыграть развитие
связей в производственной и инвестиционной
деятельности, создание совместных корпораций,
финансово-промышленных групп, холдинговых
и лизинговых компаний.
ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами — 4/5.
Значительно
отстают по уровню социально-
Во второй
половине XX в. произошло существенное
изменение структуры
На основе достижений второго этапа НТР (80—90-е годы), получившего название микроэлектронной революции, начался переход наиболее развитых стран к новой «информационной цивилизации», или постиндустриальному обществу. Его основной чертой является соединение достижений НТР со все более социально ориентированной рыночной экономикой, а главной движущей силой — производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, Увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенствование системы организации и управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Главным фактором развития становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.
В последние
десятилетия наблюдается
Вместе
с тем усиление социальной ориентации
экономики связано с
крупные коммерческие банки, торговые фирмы, страховые компании занимают ведущее место в оказании соответствующих услуг.
Крупные фирмы и малые предприятия зачастую вступают в отношения партнерства, особенно в торговле, общественном питании, гостиничном деле. Вместе с тем поддержка государством малого бизнеса является важнейшим фактором его устойчивости и в развитых странах.
Успехи
развитых стран в социально-
Доминирующая роль развитых стран прослеживается на всех важнейших направлениях внешнеэкономической деятельности.
Так, доля стран ОЭСР в мировом экспорте в последние четыре года устойчиво держится на уровне 72—73%, а в 1998 г она составила 72,4%1, несмотря на резкое усиление конкуренции товаров из новых индустриальных стран, прежде всего из Юго-Восточной Азии.
Несмотря
на открытость экономик развитых стран,
их правительства активно
Индустриальные страны являются основными экспортерами и импортерами капитала как в предпринимательской, так и в ссудной форме. В послевоенные годы самой быстро развивающейся формой движения капитала между развитыми странами стали прямые инвестиции, вкладываемые в основание новых компаний или приобретение уже имеющихся.Таким образом, американские, европейские и в несколько меньшей степени японские компании инвестируют основные средства в страны с приблизительно одинаковым уровнем развития. На страны ОЭСР приходится также 90% объема международного рынка ссудных капиталов.
В области международной миграции рабочей силы развитые страны являются в основном принимающей стороной. В США существует продолжительная традиция пополнения рабочей силы за счет иммигрантов, имеющих достаточно высокую квалификацию. В последнее время источником такого пополнения стали бывшие республики СССР, прежде всего Россия, и другие страны Восточной Европы.
Все международные
экономические отношения
Социально-экономические процессы, протекающие в развитых странах, нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о роли государства в экономике.
Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. Основная задача государственной научно-технической политики развитых стран — создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора
Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.
В послевоенный период во многих развитых странах стали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, получившие название политики экономического роста. Одной из форм такого регулирования является экономическое программирование и прогнозирование,
Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.
Денежно-кредитная политика используется для ослабления Циклических колебаний в развитии экономики и борьбы с инфляционными процессами.
Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.
Своеобразной
разновидностью налоговой политики
является Ускоренная амортизация. Фирмам
разрешается списывать в
Однако чрезмерный рост налогов приводит к снижению деловой активности, к замедлению экономического роста и развитию «теневой экономики». Поэтому в 80—90-е годы в большинстве развитых стран проведены налоговые реформы, направленные на снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций.