Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 12:22, контрольная работа
Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре древней Индии второй половины I тысячелетия известно значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как письменных источников намного больше и они более определённо датируются, хотя археологических данных немного. К этому периоду относятся первые попытки исследования норм обычного права, дающие ценнейший материал, освещающий жизнь индийского народа с различных сторон
Введение
1. Хронология правления царей династии Маурьев
2. Образование империи Маурьев
3. Границы империи Маурьев
4. Царская власть в эпоху Маурьев
5. Паришад и сабха
6. Налоги
7. Система провинциального управления
8. Городское управление
9. Развитие земледелия, ремесла и торговли
10.Рабство
11.Индийская сельская община
12.Распад империи Маурьев
Заключение
Сбор налогов считался одной из важнейших функций царя, и поэтому источники подробно излагают принципы и организацию системы налогообложения. В различных политических трактатах многократно подчеркивалось, что казна составляет основу сильной власти, и царю рекомендовалось постоянно следить за ней. Доля собираемых налогов была весьма велика, но в текстах все время проводилась идея о том, что царь собирает налоги ради защиты самих подданных, что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны. К периоду Маурьев старая система налогообложения претерпела значительные изменения. Прежние, часто добровольные подношения царю приняли форму обязательных и строго фиксированных налогов. Основным видом налога был бхага — доля царя, обычно составлявшая 1/6 часть сельскохозяйственной продукции. Царь по своему желанию мог уменьшить эту долю, или вообще освободить кого-то от налога, но это бывало очень редко и в особых случаях. Царь даже назывался «шадбхагин», т. е. «получающий шестую долю». Некоторые области с особо хорошей почвой, где выпадали обильные осадки, могли облагаться значительно более высокими налогами — до 1/4 и даже 1/3 урожая. Доля царя могла быть увеличена и при финансовых затруднениях в государстве. Основной податной группой были земледельцы — свободные общинники, владельцы небольших участков земли. Кроме них налоги царю уплачивали также: ремесленники, торговцы, владельцы скота. Судя по источникам, некоторые слои населения были освобождены от налогов. И античные авторы, и древнеиндийские «законы» — шастры говорят о том, что брахманы, как знатоки священных текстов и как представители высшей варны, освобождались от уплаты налогов. Более того, в некоторых сочинениях даже отмечается, что за взимание налога с знатоков Вед, с отшельников и царских жрецов, полагался штраф. Брахманские источники старались объяснить это тем, что брахманы уже своей деятельностью и религиозными заслугами, как бы вносили свой вклад в государственную казну и способствовали расцвету страны. Некоторые тексты включают в список освобожденных от налогов «людей царя», т. е. находящихся на царской службе. Таким образом, основное бремя налогов ложилось на земледельцев и ремесленников, и еще более обостряло противоречия между классами, сословиями, различными социальными группами. В «Артхашастре» дается подробное описание функций финансовых чиновников и деятельности специального налогового ведомства во главе с главным сборщиком налогов.
Провинциальное управление было
построено с учетом старых традиций и
институтов, хотя Маурьи видоизменили
ранее существовавшую систему, приспособив
ее к новым условиям. Были cозданы и новые
институты государственного управления.
Ядром империи считалась виджита (завоеванное),
куда входил собственно царский домен
и некоторые области находящиеся под особо
строгим контролем центрального управления.
Территория государства делилась на провинции,
из которых особым статусом обладали четыре
главные провинции — Северо-Западная
со столицей в Таксиле, Западная со столицей
в Уджаяни, Восточная (провинция Калинга)
с главным центром в Тосали и Южная — с
центром в Суварнагири.
Во главе этих провинций находились царевичи. Столь высокий статус именно этих областей был связан с их особым положением в империи и ролью в политической, экономической и культурной жизни страны. Создание специальной Южной провинции объяснялось важностью «южного вопроса», приобретшего значение еще при Биндусаре. Если царевичи Таксилы, Уджаяни и Тосали носили титул: кумара (царевич обычного статуса), то правитель в Суварнагири называется в эдиктах аяпута (арьяпутра — наследник престола), что указывало на его особый, более высокий статус. Можно предполагать, что при Ашоке здесь находиласъ ставка наследника престола. Главные провинции обладали немалой автономией. Царевичи во всех провинциях (кроме Калинги) посылали специальных инспекторов по управляемой ими территории для проверки действий местных чиновников. Правитель же Калинги не обладал этим правом: по ее территории инспектирующие поездки организовывал сам император. Ашока даже к местным чиновникам Калинги обращался непосредственно. Это объяснялось тем, что Калинга, будучи недавно присоединенной, хотя и получила статус главной провинции, но была включена в виджиту, и находилась под непосредственным контролем центральной власти. Наряду с делением на главные провинции, существовало деление на джапапады (простые провинции), прадеши (области), ахале (округа). Низшей единицей провинциального управления считалась грама (деревня). Во главе джанапа стояли крупные государственные чиновники (раджуки). Дословно этот термин значит «держащий веревку», что было видимо связано с первоначальными функциями этих чиновников- обмерять землю. Затем роль чиновников возросла, усложнились их обязанности. Они получили определенные судебные функции в своих провинциях, и из простых сельских чиновников стали главами провинциального аппарата. Очевидно раджуки периода Ашоки тождественны сельским чиновникам (агораномам) в государстве Чандрагупты, подробное описание которых оставил селевкидский посол Мегасфен. К эпохе Ашоки функции сельских чиновников несколько изменились. В подчинении раджуков находились окружные махаматры, стоявшие во главе ахало. В главных городах округа имелись канцелярии, где регулярно должны были собираться чиновники. Отсюда посылались по всему округу распоряжения, которые переписывали писцы (липикары). Судя по эдиктам, писцы знали несколько вариантов письма (брахми, кхарогатхи, греческое). В эдиктах Ашоки упомянуты специальные чиновники по охране границ (антамахаматры), о которых было известно и автору «Артхашастры». Очевидно, они занимали довольно высокое положение, так как получали очень большое жалование. Проводя политику строгой централизации, Маурьи вместе с тем не предприняли ломки многих старых институтов и традиций, с которыми они вынуждены были считаться.
Некоторые черты самоуправления сохранились
в эпоху Маурьев и в городах. В надписях
Ашоки имеется указание на деление городов
на внутренние, т. е. находившиеся в виджите,
и внешние. Столицей империи была Паталипутра.
Мегасфен писал о специальных городских
чиновниках (астиномах), которые образовывали
шесть небольших советов по пять человек
в каждом. Каждый совет осуществлял надзор
за определенной сферой жизни города:
один — за ремесленниками, другой — за
чужеземцами, третий — за регистрацией
рождений и смертей городских жителей,
четвертый следил за торговыми операциями,
пятый — за клеймением товаров ремесленников,
шестой собирал десятину с продаваемых
товаров. Сообщение Мегасфена показывает,
какие вопросы городской жизни были самыми
острыми, требовавшими специального контроля
властей. Заслуживает внимания сам факт
существования в городах коллективных
органов управления. Городской совет фактически
был главным органом власти в городе, хотя
члены его уже не выбирались, как в ведийскую
эпоху, а назначались или утверждались
центральной или провинциальной администрацией.
Центральная власть стремилась лишить независимости городские советы, но определенную автономию им удавалось все же сохранять. Известно например, что некоторые города имели свои собственные печати, городские знаки; городские советы заключали сделки с ремесленными организациями. Каждая группа населения, в зависимости от варны и профессии занимала определенную часть города, что возможно было связано с очень древней традицией племенной организации. Городские чиновники осуществляли контроль за общественными постройками, за чистотой в городе, за святилищами и храмами. Большинство построек в городах были деревянными, поэтому противопожарный контроль приобретал особую актуальность. В летнее время нельзя было разводить огонь, за нарушение этого правила взимался большой штраф. Всем домохозяевам надлежало иметь противопожарные средства. Множество сосудов с водой выставлялось на улице. Жизнь в городе строго регламентировалась. Хождение по улицам города после специального ночного сигнала запрещалось, а если кто-либо проходил мимо царского дворца, его арестовывали и штрафовали.
9.Развитие земледелия, ремесла и торговли
Уже ко времени образования империи Маурьев
произошли серьёзные сдвиги в развитии
производительных сил. Применение железа,
для изготовления орудий труда становилось
в Индии явлением совершенно обычным,
и железо окончательно вытеснило другие
металлы.
Сельское хозяйство достигло высокого
уровня, причём земледелие уже явно преобладало,
а скотоводство имело подсобное значение.
Наряду с возделыванием полевых культур
— риса, пшеницы, ячменя, а также проса,
бобовых, сахарного тростника, хлопка,
кунжута — большое значение приобретают
садоводство и огородничество. Поскольку
земледелие распространялось и на территории,
не орошаемые разливами рек, а также на
территории бедные атмосферными осадками,
всё шире применялось искусственное орошение
посредством каналов, колодцев, прудов.
Хотя очень крупные сооружения возводились
ещё редко. Сбор с одного поля двух урожаев
в год становился всё более обычным явлением.
Продолжало развиваться и совершенствоваться
ремесло. Начиная с этого времени и в последующие
периоды древности и средневековья, Индия
для других стран была поставщиком именно
ремесленной продукции и в первую очередь
высококачественных хлопчатобумажных
тканей. Индийские ремесленники достигли
больших успехов в металлургии, холодной
обработке металлов, в обработке камня,
дерева, кости. Индийцы умели сооружать
плотины, водоподъёмные колёса, здания
сложной архитектуры. Существовали царские
судоверфи, строившие речные и морские
корабли, а также мастерские по изготовлению
парусов, канатов, снастей , оружейные
мастерские, монетные дворы.
Ремесленники населяли главным образом
города и занимались обслуживанием нужд
государства и потребностей рабовладельческой
знати в предметах роскоши и в предметах,
которые не производились рабами и челядью
в домашнем хозяйстве этой знати. Город
и деревня были слабо связаны товарообменом.
Сельские жители в свободное от полевых
работ время, обычно занимались каким-нибудь
ремеслом, чаще всего прядением и ткачеством.
Кроме того, имелись сельские ремесленники
— кузнецы, гончары, плотники и другие
специалисты, полностью удовлетворявшие
несложные нужды деревни. Встречаются
упоминания о деревнях, все жители которых
славились, как искусные мастера в каком-нибудь
ремесле. Это можно объяснить близостью
к месту нахождения исходного сырья, и
особыми удобствами его добывания — залежами
соответствующих глин или руд, наличием
лесов с хорошей строевой и поделочной
древесиной. Но основным занятием жителей
в этих деревнях оставалось земледелие.
Несмотря
на преобладание натуральных отношений,
торговля была относительно развитой.
Торговые сделки, купцы и купеческие караваны,
упоминаются в литературных источниках
очень часто. В основном торговля велась
предметами роскоши — дорогими тканями,
драгоценными камнями, украшениями, благовониями,
пряностями; из предметов массового потребления
наиболее обычным объектом торговли являлась
соль. Для транспортировки грузов использовался
вьючный скот и колёсный транспорт. Большое
значение имели водные пути сообщения,
в особенности река Ганг.
Постепенно развивается торговля с другими
странами. Главным портом по торговле
с Месопотамией и Египтом был Бхригукачха
(современный Броч, у устья Нарбады); торговля
с Цейлоном и Юго-Восточной Азией велась
в основном через порт Тамралипти (современный
Тамлук, в Западном Бенгале). Через всю
Северную Индию, от Магадхи до горных проходов
на северо-западе, проходила благоустроенная
дорога, построенная при Чандрагупте.
Она имела не только военно-стратегическое,
но и большое торговое значение, так как
была основной магистралью, связывавшей
долину Ганга и Пенджаб с Ираном и Средней
Азией.
Рост торговли привёл к появлению металлических
денег. Ещё в первые века I тысячелетия
до н. э. в качестве денег использовались
куски или связки кусков меди, серебра
или золота определённого веса (нишка).
В V—IV вв. до н. э. появляются серебряные
монеты, называвшиеся каршапана, или дхарана.
Возможно, что ещё раньше появилась медная
монета. Однако простой обмен товаров
продолжал оставаться важной формой торговли.
В империи Маурьев торговля подвергалась
строгой регламентации со стороны государства.
Специальные чиновники следили за правильностью
мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество,
за продажу недоброкачественных продуктов,
виновные подвергались наказаниям, чаще
всего — крупным денежным штрафам. Торговлей
занимался и сам царь; его товарами, и от
его имени торговали специальные царские
служащие, в ведении которых находился
целый штат торговцев. Торговля некоторыми
товарами: продуктами горных разработок,
солью, спиртными напитками — являлась
царской монополией.
10.Рабство
На древнеиндийском языке (санскрите),
понятие «раб» передавалось словом (даса),
что означало не только «раб», но и «слуга».
Особого наименования для понятия «раб»
у древних индийцев не выработалось, и
термин (даса) обозначал людей с разной
степенью личной зависимости до рабской
включительно. В древнеиндийских сборниках
законов упоминаются многочисленные категории
(даса), причём людей, принадлежавших к
некоторым из них никак нельзя считать
рабами в точном смысле слова.
Основными источниками рабовладения в
IV—III вв. были обращение в рабство военнопленных,
продажа или заклад свободных, распространённая
шире чем раньше долговая кабала, обращение
в рабство в наказание за преступление;
дети рабыни также были собственностью
её хозяина. Рабом мог стать каждый человек,
даже члены высших варн, а также представители
народностей и племён, рассматриваемых
древними индийцами как «варвары» (млеччха).
Однако большинство рабов было из членов
низших варн и млеччхов, а большинство
рабовладельцев — из высших варн. Рабовладельческое
государство стремилось ограничить возможности
обращения в рабство членов высших варн
и облегчить возможности их освобождения
от рабства. Рабы принадлежали государству,
частным лицам или были коллективной собственностью
(например, собственностью общины). Труд
рабов использовался в хозяйстве царя
и рабовладельческой знати, на строительстве
общественных сооружений, в рудниках.
Есть известия о существовании крупных
царских хозяйств, в значительной мере
основанных на рабском труде. Можно предполагать,
что некоторые представители рабовладельческой
знати также имели такие хозяйства.
Но
для древнеиндийской экономики рабовладельческие
латифундии с большим количеством рабов,
занятых на полевых работах не характерны.
Существовали крупные царские мастерские
(оружейные, ткацкие и др.), но частные мастерские
крупных размеров не известны. В царских
мастерских рабский труд, насколько позволяют
судить крайне скудные данные источников,
отнюдь не преобладал. Наиболее обычной
сферой применения рабского труда было
домашнее хозяйство. Численность женщин-рабынь,
которые имелись в каждой состоятельной
семье, была значительно большей чем численность
рабов-мужчин.
Но если труд рабов в древнеиндийской
экономике имел меньший удельный вес,
чем в экономике развитых рабовладельческих
государств Средиземноморья, то это не
значит, что он был незначителен. Рабовладельческая
знать, не исключая и царя, стремилась
к тому, чтобы лично ей принадлежавшее
хозяйство было в наибольшей степени самообеспеченным.
В этих условиях к числу работ в домашнем
хозяйстве относились и такие работы,
как снабжение водой, помол и обрушивание
зерна, приготовление молочных продуктов,
выжимка масла, уход за домашним скотом,
плетение циновок, прядение, ткачество,
ремонтно-строительные работы. Все эти
трудоёмкие работы выполнялись рабами
наряду с личным услужением.
Рабы были такой же собственностью своих
хозяев, как и всякое другое имущество.
Раб — двуногое (двипада),также мог продаваться,
закладываться, обмениваться, как и домашний
скот—четвероногое (чатушпада), но в своей
производственной деятельности раб был
тесно связан с младшими членами большой
патриархальной семьи и прочей домашней
челядью. Вследствие этого и в повседневной
жизни его отношения с хозяином отличались
патриархальной простотой; недаром древнеиндийскими
законодателями положение раба определилось
как соответствующее положению замужней
женщины. Наличие патриархальных отношений
между рабом и хозяином вовсе не умаляло
власти последнего в отношении раба. Власть
главы семьи была и по отношению к членам
семьи почти безграничной, вплоть до права
продажи жены и детей и применения по отношению
к ним любой меры наказания, включая предание
смерти. Во всяком случае рабы обязаны
были беспрекословно повиноваться, и жестокие
наказания рабов: избиения, заковывание
в цепи, клеймение — были явлением обычным.
Немаловажной особенностью рабства в
Индии следует считать то, что рабы в значительной
части были соотечественниками своих
хозяев. При существовании ещё значительных
пережитков первобытно-общинных отношений
и родовых связей, обращение свободного
в рабство не могло сразу оборвать семейные
и родовые связи. Поэтому раб сохранял,
по крайней мере иногда, и в некоторых
частях страны, право на владение имуществом
(приобретённым, полученным в дар, унаследованным),
на передачу его по наследству. Он часто
имел семью, хозяин при обращении с рабом
должен был учитывать его принадлежность
к той или иной варне.
Наличие различных категорий рабов с неодинаковым
положением, распылённость их по мелким
рабовладельческим хозяйствам, патриархальная
простота отношений хозяина к рабу, преобладание
среди рабов женщин — неизбежно должны
были затруднять активную классовую борьбу
рабов против рабовладельцев, развитие
таких высоких её форм, как открытое восстание.
Борьба рабов против рабовладельцев характеризуется
примитивными формами: уклонением от работы,
побегами, разбоем. Может быть рабы сопротивлялись
и более активно, но источники не дают
на этот счёт прямых указаний.
Несмотря на свою относительную примитивность
и неразвитость, рабовладельческие отношения
определяли классовую структуру древнеиндийского
общества.
Информация о работе Экономика и политический строй державы Маурьев в Индии