Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Слово «корпорация» в словарях определяется как объединение, общество, союз. В словаре С.И. Ожегова понятие «корпорация» толкуется как «одна из форм монополистических объединений». Действительно, корпорации, как правило, объединяют основных производителей однотипной продукции, что может приводить к монополизации производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Корпорация. Теория……………………………………………4
Возникновение…………………………………………………….4
Понятие корпорации…………………………………………...4 - 7
Виды корпораций и их характеристика……………………..7 - 11
Виды корпоративных объединений и их структура управления…………………………………………………………... 12 - 18
Глава 2. Корпорация и государство…………………………………...19
2.1. США: Симбиоз государства и корпорации ………..……...19 - 22
2.2. Государственные корпорации…………….……………..….22 - 25
Глава 3. Корпорация Samsung Electronics…………………………..…26
3.1. История корпорации………………………………………...26 - 28
3.2. Состав правления компании…………………………………….28
3.3. Секреты достижения успеха Samsung Electronics…………28 - 31
Заключение………………………………………………….……...32 - 33
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

    Введение…………………………………………………………………..3

    Глава 1. Корпорация. Теория……………………………………………4

    1. Возникновение…………………………………………………….4
    2. Понятие корпорации…………………………………………...4 - 7
    3. Виды корпораций и их характеристика……………………..7 - 11
    4. Виды корпоративных объединений и их структура управления…………………………………………………………... 12 - 18

    Глава 2. Корпорация и государство…………………………………...19

    2.1.    США: Симбиоз государства и корпорации ………..……...19 - 22

    2.2.    Государственные корпорации…………….……………..….22 - 25

    Глава 3. Корпорация Samsung Electronics…………………………..…26

    3.1.    История корпорации………………………………………...26 - 28

    3.2.    Состав правления компании…………………………………….28

    3.3.    Секреты достижения успеха Samsung Electronics…………28 - 31

    Заключение………………………………………………….……...32 - 33

    Список  литературы……………………………………………………..34  
 

 

    Введение

    Слово  «корпорация»  в  словарях  определяется  как  объединение, общество, союз. В  словаре  С.И. Ожегова  понятие  «корпорация»  толкуется  как  «одна  из  форм  монополистических  объединений». Действительно, корпорации, как  правило, объединяют  основных  производителей  однотипной  продукции, что  может  приводить  к  монополизации  производства.

    В развитых странах основу производственного  потенциала составляют крупные корпорации, позволяющие концентрировать огромные материальные, человеческие и финансовые ресурсы на решении сложных научно-технических и производственных проблем.

    В России корпорации, как форма бизнеса, возникли вследствие развития рыночных отношений. С управленческой точки зрения корпорация формируется в виде модели, представляющей открытую систему, на вход которой от окружающей среды поступают различные ресурсы. В процессе функционирования корпорация осуществляет преобразование этих ресурсов, результаты которого рассматриваются как выход системы. 

 

    Глава 1. Корпорация. Теория.

    1. Возникновение

    В настоящее время в юридической  литературе нет единой точки зрения по определению исторического периода, когда стали появляться корпорации. Некоторые авторы считают, что корпорации возникли ещё во времена Древней Греции, но наибольшее развитие и распространение они получили в гражданском праве Древнего Рима. Договором корпорации назывался такой договор, по которому двое или несколько лиц объединяются для осуществления известной общей дозволенной хозяйственной цели, участвуя в общем деле имущественным вкладом или личной деятельностью, либо их сочетанием с тем, что прибыль и убытки от ведения общего дела распределяются между всеми участниками договора в предусмотренных договором долях, а при отсутствии в договоре указаний - поровну.

    Корпорации  представляли собой консенсуальный договор, соглашение двух или нескольких лиц об участии в совместном достижении общей дозволенной цели общими средствами. Исторически договор корпорации произошел от соглашения между братьями после смерти их отца не разделять имущество и продолжить вести общее хозяйство. Основой для его появления стала семейная или наследованная общность имущества.

    1. Понятие корпорации

    В   литературе  существуют  различные  определения  корпорации. Однако большинство  из  них  сводится  к  тому, что  корпорация – это  юридическое  лицо, ведущее  предпринимательскую  деятельность, имеющее право  приобретать  ресурсы, владеть  акциями, производить  и  продавать  продукцию, предоставлять  кредиты  и  брать  в  долг, выступать  в  суде,  как  истцом, так  и  ответчиком.

    С  более  общих  позиций  можно  сказать, что  корпорация  представляет   собой  предпринимательскую  организацию, обладающую  развитой  организационной  структурой, широким  спектром  видов  деятельности, существенной  долей  рынка, обширными  хозяйственными связями   и  профессиональными  управляющими.

         Корпорация – это совокупность  юридических и физических лиц,  объединившихся для достижения  какой – либо цели и образующих  самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо. Как правило, корпорация предусматривает долевую собственность участников и осуществление функции управления профессиональными управляющими (менеджерами), работающими по найму. [6, 117 с.]

    Главное отличие корпорации от индивидуального предпринимательства и различного рода партнёрств заключается в системе налогообложения. Налогом облагается прибыль корпорации - с компании взимается корпорационный налог, затем часть оставшейся прибыли корпорации распределяется в виде дивидендов между акционерами, которые вновь подвергаются налогообложению (облагаются подоходным налогом). В США корпорациями считаются не только крупные, но и мелкие компании с числом акционеров менее 35, такие компании в Америке называют "корпорациями "0". В США такие корпорации имеют право платить вместо корпорационного налога только личный подоходный налог с каждого акционера. Понятию "корпорация" в России ближе всего понятие хозяйственного общества. [2, 205 с.]

    Корпоративный  бизнес  отличается  по  своей  форме  от бизнеса индивидуальных предприятий и партнерств:

  1. ограниченной  ответственностью; то  есть  акционеры  не  обязаны  отвечать  по  обязательствам  и  долгам  корпорации (потерять  они  могут  только то, что  инвестировали  в  компанию);
  2. простотой  перехода  прав  владения  акциями  при  их  реализации;

    бессрочностью (а,  следовательно,  стабильностью) своего  существования, так  как  переход  акций  из  одних  рук  в  другие  не  подрывает  целостность корпорации. [6, 174 с.]

         Преимущества  корпорации  явны  и широко  известны. Вместе  с тем им  присущи и определенные  недостатки. Акциями крупных компаний  обычно  владеет  большое  количество  людей, что  порождает  бездеятельность  и  безответственность  многих  из  них. Некоторые  акционеры  не  используют  свое  право  участвовать  в  голосовании  или  используют  его  формально, предоставляя  решение  всех  вопросов  менеджерам  компании.  То  есть  происходит  существенное  расхождение  функций  собственности  и  контроля.

        Кроме  того, являясь  юридическим  лицом, корпорация  предоставляет возможность   отдельным  недобросовестным  владельцам  избежать  личной  ответственности  за  свою  некомпетентную  производственно-хозяйственную  деятельность. Другим  видом  злоупотреблений  при  корпоративной  форме  бизнеса  может  быть  выпуск  ничем  не  обеспеченных  ценных  бумаг.  В  плане  недостатков  корпоративной  формы  можно  отметить  также  возможность чрезмерной  бюрократизации  оформления  документов  при  регистрации  корпорации, а также  двойное  налогообложение  дивидендов: сначала   из  прибыли  компании, а  затем  из  дохода  акционера.

        Указанные  выше  проблемы  в  жизни  корпораций  нельзя  считать  органически  присущими   этой  форме  бизнеса. Это   скорее  потенциальная  опасность, которая  перекрывается  отмеченными  ранее достоинствами  корпоративной организации  бизнеса.

        Корпоративный  стиль  управления  характеризуется  набором   добровольно  принимаемых  компанией  норм, определяющих  и  регулирующих  внутрикорпоративные  отношения. В  ряде  стран  это  закрепляется  в  так  называемых  кодексах  корпоративного  управления, включающих  в  себя  в  первую  очередь  рекомендации  по  организации  деятельности  совета  директоров  как  основного  и  наиболее  действенного  механизма корпоративного  управления.

      Одной  из  основных  проблем   корпоративного  управления  является  соблюдение  баланса  интересов  всех  заинтересованных  групп: акционеров, менеджеров и  рядовых  работников  компании, органов  государственного  управления  и  кредиторов. Эта  актуальная  для  многих  стран (в том  числе и  России)  проблема  решается  на  основе  Принципов  корпоративного  управления, утвержденных  Советом  ОЭСР (Организации  Экономического  Сотрудничества  и  Развития) в  1999 г.

    1. Виды корпораций и их характеристика

    Корпорация  изначально  представляла  собой  объединение  свободных  хозяйственных  субъектов  для  достижения  экономических  целей. С  течением  времени  сложились  качественно  отличные  друг  от  друга  ее  виды. Это отличие становится  особенно  выразительным, если  рассмотрение  вести  от  целей: задаются  ли  они  собственно  корпоративной  логикой  борьбы  за  рынки; обуславливаются  внешними  обстоятельствами; определяются  создателями  и  владельцами  корпорации.

    Именно  такой  подход  приводит  к  выводу  о  наличии  трех  видов  корпорации.

    Классическая  корпорация. Важнейший  принцип, лежавший  в  основе  индустриальной  корпорации  с  самого  ее  возникновения, - максимальная  эффективность  производства (снижение  затрат, повышение  объемов  выпуска  продукции  и  максимизация  прибыли). Как  следствие, одним  из  определяющих  показателей  ее  успеха  является  стремление  к  лидерству  в  какой-либо  сфере. Классическая  корпоративная  структура  предполагает  четкое  разграничение  собственности  и  управления, противопоставляя  наемных  работников  владельцам  компании.

    По  мере  развития  общественного  производства, повышения  уровня  жизни, формирования  разнообразных  потребностей  и  перехода работников  к  иным  внутренним  ценностным  установкам    классическая  индустриальная  корпорация меняла  привычные  формы  и  совершенствовала  свою  внутреннюю  структуру. Только  во  второй  половине  ХХ  века  на  этом  пути  можно   выделить  три  хорошо  различимых  периода.

    Первый  из  них  западными  исследователями  обычно  характеризуется  термином «этап  гибкой  специализации», отходом  от  установки  на  массовое  производство. Важнейшей  предпосылкой  для  таких  сдвигов  стал  научно-технический  прогресс  50-60-х годов, вылившийся  в  распространение  новых  технологий, которые  способствовали  децентрализации, демассификации  и  фрагментации  производства  и  требовали  повышения  квалификации  работников, роста  их  самостоятельности.

    Второй  этап  пришелся  на  70-е  и  начало  80-х  годов  и  ознаменовался, прежде  всего, формированием  децентрализованных  и  деиерархизированных  систем  управления, подготавливавших  передачу  права  на  принятие  решений  на  максимально  низкий  уровень, что  отвечало  возросшему  творческому  потенциалу  работников.

    Третий  этап (80-е – первая  половина  90-х  годов)  фактически  завершает  историю  классической  индустриальной  корпорации. На  данной  стадии  она  превращается  в  специфическую  социальную  общность, что  резко  меняет  ее  внутреннюю  структуру.

    Корпорации  развитых  западных  стран  оказались  крайне  восприимчивы  к  научно-техническим  достижениям: так, за  1945-1965 гг.  расходы  американских  фирм  в  области  НИОКР  выросли  в  15  раз (а ВНП США лишь  утроился). Новые требования  к персоналу обеспечивали  возрастающее  стремление  граждан  данных  стран  к  получению  образования, в  частности  число  поступающих  в  вузы  американцев  выросло  с  начала  30-х  до  середины  60-х  годов  более  чем  в  три  раза. Сами  корпорации  при  этом  становились  демократичнее: в  1900 г. в  США  более  половины  их  руководителей  были  выходцами  из  высших  слоев  общества, а  к  1976 г. – лишь  5,5%. [8]

    Таким  образом, распространенная  на  Западе  корпоративная  модель  продемонстрировала  высокую  эффективность.

    Этатистская  корпорация. Большую  часть  ХХ  века  западный  мир  с  его  саморегулирующейся  рыночной  экономикой  провел  в  условиях  жесткого  противостояния  разным  этатистским  режимам, порой  достигавшим  серьезных  экономических  успехов. Там  сформировался  иной  вид  корпоративных  структур. Хотя  внешне  они  значительно  отличались  друг  от  друга, но  при  этом  имели  одну  сущностную  общность – их  конфигурация,  в конечном  счете,  обуславливалась тем, что крупнейшей  корпорацией  было  само  государство. Как  следствие,  такие  образования  не  могли, во-первых, не  быть  строго  иерархичными, во-вторых, адекватно  оценивать  свои  конкурентные  преимущества  и  недостатки, ибо  были  в  той  или  иной  мере  выключены  из  конкурентной  среды.

Информация о работе Экономика предприятия