Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Слово «корпорация» в словарях определяется как объединение, общество, союз. В словаре С.И. Ожегова понятие «корпорация» толкуется как «одна из форм монополистических объединений». Действительно, корпорации, как правило, объединяют основных производителей однотипной продукции, что может приводить к монополизации производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Корпорация. Теория……………………………………………4
Возникновение…………………………………………………….4
Понятие корпорации…………………………………………...4 - 7
Виды корпораций и их характеристика……………………..7 - 11
Виды корпоративных объединений и их структура управления…………………………………………………………... 12 - 18
Глава 2. Корпорация и государство…………………………………...19
2.1. США: Симбиоз государства и корпорации ………..……...19 - 22
2.2. Государственные корпорации…………….……………..….22 - 25
Глава 3. Корпорация Samsung Electronics…………………………..…26
3.1. История корпорации………………………………………...26 - 28
3.2. Состав правления компании…………………………………….28
3.3. Секреты достижения успеха Samsung Electronics…………28 - 31
Заключение………………………………………………….……...32 - 33
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

    В  отличие  от  классических  индустриальных  корпораций  этатистские  фактически  не  способны  к  естественному  развитию, и  поэтому  бессмысленно  выделять  этапы  их  эволюции. Вот  характерные  их  черты:

    1. главная  цель – не  достижение  максимальной  эффективности  производства, а  реализация  задач, поставленных  государством;
    2. способность  добиваться  успехов  лишь  на  относительно  узких  направлениях;
    3. успехи  достигались, как  правило, в  количественном, а  не  в  качественном  отношении, а  главным  инструментом  их  конкурентоспособности  становились  искусственно  заниженные  издержки;
    4. потребность  в  гигантских  инвестициях  для  своего  развития  и  неспособность  обеспечить  высокую  эффективность  производства;
    5. этатистские  корпорации  не  становятся  источниками  инноваций  и  не  оценивают  должным  образом  интеллектуальный  потенциал  своих  работников.

     Какими  бы  удачными,  ни  оказались  отдельные  периоды  из  развития, этатистские  структуры  могли  успешно  соперничать  с  классическими  корпорациями  только  до  тех  пор, пока  конкуренция  шла  в  производстве  массовых  индустриальных  благ  и  роль  интеллектуального  капитала  не  стала  определяющей. Именно  этот  процесс  вносит  существенные  коррективы  в  оценку  перспектив  развития  классической  индустриальной  корпорации.

    Креативные  корпорации являются не столько элементами общества, сколько общностями, и организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

    Креативные  корпорации воплощают собой тип  организации, наиболее адекватной потребностям развития интеллектуального капитала. Естественно, возникая из самых развитых форм классической индустриальной компании, они соединяют присущий последней принцип экономической свободы человека с его новыми, в основном неэкономическими мотивами и стремлениями, занимающими все более важное место в системе ценностей граждан постиндустриальных обществ. Именно поэтому многие ведущие экономисты считают, что впервые десятилетия XXI в. такие образования будут самыми конкурентоспособными на мировых рынках. Это неизбежно приведет к ускорению хозяйственной поляризации, которая наблюдалась в последние годы ушедшего столетия, породит новые международные проблемы. Однако вполне объективная тенденция интеллектуализации производства, возрастания свободы и перехода к неэкономическим ценностям вряд ли может быть заменена какой-либо иной.

 

    1. Виды корпоративных объединений и их структура управления

    Виды  корпоративных объединений определяются законодательством каждого государства  и несколько различаются в  разных странах. Целесообразно дать сведения о видах корпоративных объединений, наиболее распространенных в большинстве стран мира.

    Общество  с ограниченной ответственностью - организационно - правовая форма предприятия, при которой уставной капитал образуется за счет вкладов учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов. 

    Закрытое  акционерное общество - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высшим органом ООО и ЗАО является общее собрание акционеров. Для текущего руководства создается исполнительный орган (коллегиональный или единоличный в форме правления, дирекции или в лице генерального директора, директора).

    Акционерное общество открытого  типа - общество, имеющее право проводить открытую подписку на выпускаемые акции, их свободную продажу.

     АО и объединения предприятий имеют право выпускать акции и распространять их путем открытой подписки, а также в порядке распределения между их учредителями. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли АО в виде дивидендов по итогам года. Акции АО дают право их держателям на участие в управлении этим обществом.

    Картель - объединение предприятий или фирм одной отрасли для совместной коммерческой деятельности - регулирование сбыта. При этом предприятия сохраняют права собственности на принадлежащие им активы, имеют юридическую, финансовую и хозяйственную самостоятельность.

    Синдикат - объединение предприятий и фирм для осуществления сбыта их продукции через единичный сбытовой орган, создаваемый в форме ЗАО или ООО. Участники синдиката сохраняют юридическую и коммерческую самостоятельность.

    Пул - объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников, которая поступает в общий котел, а затем распределяется между ними в заранее установленной пропорции.

    Трест - объединение предприятий, которые сливаются в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. В трест объединяются в большинстве случаев предприятия, осуществляющие последовательные ступени обработки сырья. [6, 235 с.]

    Холдинг - промышленное объединение предприятий, имеющее право решения основных вопросов деятельности предприятий от своего имени. При этом компании и предприятия, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью по тем вопросам, которые не относятся к функциям холдинга. В современных условиях практически все крупнейшие корпорации США, Канады, Японии организованы в виде холдингов. В этом случае во главе фирм, входящих в объединение, находится холдинг, который концентрирует контрольные пакеты акций всех объединений, что обеспечивает их организационное единство и управляемость.

    Для установления контроля над другими  компаниями холдинги (материнские компании) используют систему долевого участия в акционерном капитале других фирм. Материнская компания в состоянии обеспечить полный контроль за дочерними фирмами; владея 51% акций дочерней фирмы, она оказывает решающее воздействие на деятельность последней. Приобретая контрольный пакет акций других компаний, холдинг получает возможность назначать своих представителей в совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании.

    Большинство крупных корпораций осуществляют зарубежные операции и являются Транснациональными корпорациями, и здесь холдинговая организация бизнеса особенно необходима, т.к. прямой контроль над зарубежными филиалами затруднен. [6, 321 с.]

     Концерн - объединение самостоятельных предприятий, связанных тесным производственным сотрудничеством, финансированием, патентно-лицензионными соглашениями. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний и предприятий.

    Финансово - промышленная группа (ФПГ) - объединения одного или нескольких банков с промышленными, торговыми, кредитными и другими предприятиями, в которых банки распоряжаются денежным капиталом входящих в группу предприятий и координируют все сферы их деятельности.

    Очевидно, что на практике создание ФПГ возможно при условии:

    1. наличия лидера группы или финансово-кредитной организации, определяющих основные материальные и финансовые потоки;
    2. обеспечения управляемости компании за счет налаживания договорных отношений, акционерного контроля и др.
    3. наличия ярко выраженной вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках. [6, 324 с.]

    Концерны  и финансовые группы являются наиболее мощными основными формами корпоративных объединений в современных условиях.

      Права и ответственность различных  типов корпоративных объединений определяются законодательством каждой страны. В большинстве стран мира в их законодательстве указываются определенные ограничения на состав корпоративного объединения и на формы его деятельности, а также предусматриваются меры, препятствующие превращению корпорации в монополию, регулирующую большую часть рынка. Нарушение ограничений подлежит определенным санкциям со стороны государственных и региональных органов управления, рассмотрению в судебном порядке, вплоть до запрета корпоративного объединения, его расформирования на более мелкие организации.

      В России корпорации могут  создаваться в форме акционерных  обществ, финансово – промышленных групп, холдингов. Правовое положение этих корпораций, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации определены в ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95 г., ФЗ «О финансово – промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.11.95 г., Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий. Корпорации правомочны действовать лишь в тех пределах, которые очерчены законом для того вида организационно - правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо.

    Предприятия, входящие в корпорацию, в большинстве  случаев являются экономически зависимыми от корпорации. Наиболее распространенными случаями отношений между предприятиями и корпорацией являются:

  1. Поглощение – предприятия теряют экономическую самостоятельность и полностью подчинены руководству корпорации по всем вопросам управления и функционирования.
  2. Финансовое управление передается от предприятий к корпорации, однако по другим вопросам предприятия имеют хозяйственную самостоятельность, но обязаны исполнять утвержденный бюджет корпорации в части, их касающейся.
  3. Приобретение организаций (или их части) – это покупка предприятий, которые в силу ряда причин неэффективно функционировали и были выставлены на аукцион для продажи, а также в процессе приватизации.
  4. Создание совместных предприятий с другими корпорациями, статус которых определяется соглашением.
  5. Реструктуризация предприятия, осуществляемая по плану корпорации и при ее продержке, - изменение структуры организации предприятия, вида ее основной деятельности для повышения экономической эффективности.
  6. Продажа принадлежащих корпорации предприятий или их части.
  7. Преобразование некоторых предприятий в филиалы, основное направление деятельности которых определяется корпорацией, ею контролируется, но область функционирования филиала четко определяется определенной территорией таким образом, что филиал является представительством корпорации на определенной территории.
  8. Создание консорциума – временного объединения предприятий, фирм, концернов для решения важной производственной, научно – технической задачи.[6, 334 с.]

    Аппарат управления картелей, синдикатов, пулов, трестов, холдингов, концернов, финансовых групп в большинстве случаев формируется в виде двух основных органов: Совета директоров, осуществляющего стратегическое управление и исполнительного органа - президента и вице - президентов, осуществляющих оперативное управление с помощью специальных органов. Совет директоров особое внимание уделяет вопросам обеспечения требуемой нормы дивидендов на акционерный и прибыли на инвестируемый капитал, формирует стратегические цели корпорации.

    В основных корпоративных объединениях владельцы капиталов влияют на экономическую  политику через Совет директоров, а непосредственное управление осуществляется наемными сотрудниками: президентами, вице - президентами, генеральными директорами и менеджерами по видам управления. Таким образом, функции владения и управления разделены, что способствует осуществлению подбора в аппарат управления более квалифицированного и компетентно в вопросах управления персонала.

      В большинстве крупных по масштабам корпораций управление осуществляется по сформированным на рассматриваемый период целям корпорации и задачам, вытекающим из основных целей.

     В технологии корпоративного управления применяются две основные различающиеся иерархией структуры управления:

  • высокоцентрализованная вертикальная функциональная структура организационно строится в соответствии с основными функциями управления корпорацией и предусматривает централизованное управление производством, маркетингом, снабжением, финансами, научно - исследовательскими разработками, опытно – конструкторскими разработками.
  • децентрализованная (дивизиональная) структура с высокой координацией горизонтальных связей между подразделениями одного уровня. В их основу положены экономические отношения между подразделениями одного горизонтального уровня: внутрифирменное ценообразование (устанавливаются цены на продукцию и услуги каждого подразделения), хозрасчетные отношения, внедряются методы экономического стимулирования активности подразделений и отдельных работников, проводится обучение работников способам реализации их активной позиции для улучшения качества продукции, повышения производительности труда, обучение методам принятия рациональных решений.

    Ввиду быстрых изменений в функционировании рынка в последние десятилетия  западные крупные корпорации переходят  к децентрализованной структуре управления, повышению координации между горизонтальными звеньями этой структуры. При переходе к децентрализованной структуре управления корпорацией происходит существенное изменение функций верхнего уровня управления корпорацией, главной задачей которого становится стратегическое планирование, которое осуществляется по сформированным руководством корпорации целям.[5]

Информация о работе Экономика предприятия