Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:50, реферат
В настоящий момент мир охватил экономический кризис, и роль внешнеэкономической деятельности государств возросла. Поэтому автор данной работы считает актуальным рассмотреть специфику экономической дипломатии, ее методы и институты.
Сегодняшний мировой кризис активизировал сотрудничество различных акторов международных отношений, и Россия играет важную роль в определении дальнейших событий на мировой арене. Именно усилия экономической дипломатии нашей страны сыграют ключевую роль в том, какой наша страна выйдет из кризиса. Автор считает важным проанализировать экономическую дипломатию России, ее основные сферы и направления.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 3
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 3
2. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 6
3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 10
4. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 16
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ 22
1. МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РОССИИ 22
2. CФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ 28
3. ОСНОВНЫЕ АЗИМУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Экономическая дипломатия, как и дипломатия в целом, осуществляется на определенных уровнях. В зависимости от количества участников, от характера их взаимодействия можно выделить следующие виды (уровни) экономической дипломатии: 1)многосторонняя; 2)плюрилатеральная; 3)двусторонняя.
1. Экономическая дипломатия на многостороннем уровне является в настоящее время весьма распространенным способом реализации политики государства.
Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН). Можно сказать, что ООН задает «правила игры» экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется «Международное экономическое и социальное сотрудничество»6, где прописано, что ООН содействует: 1)повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; 2)разрешению международных проблем в области экономической, социальной и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования; 3)всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Последующие статьи Устава касаются созданных согласно учредительным документам других организаций (Экономический и социальный совет) в данной области. По сути перечисленные выше положения являются стандартом, которому должны отвечать современная политика и дипломатия. В то же время у каждой страны есть свои национальные интересы, в том числе существенно отличающиеся от интересов партнеров. А упомянутый стандарт ООН как бы предостерегает от обращения к «неверным» средствам.
Существуют также и другие
многосторонние экономические
Процессы глобализации оказали существенное влияние на характер многосторонней экономической дипломатии, она приобрела ряд тенденций.
Во-первых, наблюдается расширение мандата ведущих многосторонних организаций и форумов за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и другие7. Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2004 г. их число увеличилось до 1498. В-третьих, расширение мандата и увеличения числа участников, привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием «Будущее ВТО», где содержатся предложения организационному реформированию. В-четвертых, экономическая дипломатия в целом, и многосторонняя в частности, приобрела открытый, всемирно-публичный характер. Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу. Как правило, такие обращения затрагивают глобальные проблемы хозяйственного, социального, экологического развития. В-седьмых, увеличивается взаимодействие различных организаций и форумов. Так, ВТО взаимодействует с МВФ, Всемирным банком, ООН, ЮНТКАД и другими. В-восьмых, увеличивается уровень публичности и прозрачности многосторонней дипломатии, что обеспечивается ее открытостью для СМИ и оперативным размещением информации на официальных сайтах международных организаций.
Но многосторонняя экономическая дипломатия имеет и ряд проблем на современном этапе. Можно выделить три основные группы проблем: 1) административно-технические проблемы, которые заключаются в возможности участия всех заинтересованных стран в переговорном процессе. Ведь многие страны не могут полноценно участвовать в работе многосторонних группировок из-за недостатка финансовых и кадровых ресурсов, или отсутствия постоянного представительства при международных организациях. 2) Имплементационные проблемы9, сущность которых заключается в трудности институциональной и правовой адаптации к согласованным на международном уровне требованиям из-за недостатка финансовых ресурсов, сложности реформирования законодательства. Поэтому международным организациям необходимо оказывать техническую помощь государствам. 3)Эволюционные проблемы представляют собой закономерный результат развития государств. Все государства находятся на различном уровне развития, у каждой страны свои подходы к формату и мандату международных переговоров, поэтому перед многосторонней дипломатией стоит проблема совмещения этих разных подходов.
2. В условиях глобализации наряду с многосторонней экономической дипломатией все большее значение приобретает плюрилатеральная дипломатия. В центре внимания плюрилатеральной экономической дипломатии находятся специфические региональные проблемы. Но необходимо отметить, что плюрилатеральная дипломатия отличается от региональной тем, что первая может ставить вопросы межрегионального развития10.
Плюрилатеральная дипломатия осуществляется на уровне интеграционных объединений и объединений квазиинтеграционного типа.
В деятельности интеграционных объединений главную роль играет экономическая дипломатия, направленная на сложный процесс поиска компромиссов, взаимных уступок при формировании общего рынка, экономического союза. Наиболее сложным и конфликтным становится переговорный процесс, когда речь заходит о передаче ряда полномочий наднациональным органам и утрате части национального суверенитета. Именно поэтому большинство интеграционных объединений не идут дальше создания зоны свободной торговли.
В настоящее время, по
данным ВТО и Всемирного банка,
Наиболее успешным в мире интеграционным объединением является Европейский союз. Самая успешная интеграционная группировка в американском регионе – Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Среди интеграционных группировок Центральной и Южной Америки выделяется Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Старейшим в АТР интеграционное объединение – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Объединения квазиинтеграционного типа не ставят своей целью собственно интеграцию, они взаимодействуют по какому-либо конкретному вопросу, в процессе реализации конкретного проекта или же не имеют своей целью интеграцию как таковую и происходит так называемое объединение «экономик». Характерными примерами таких объединений могут быть: организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Арктический совет (АС), организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), организация американских государств (ОАГ).
Помимо блоковой экономической дипломатии, которая реализуется в рамках интеграционных и квазиинтеграционных объединений, существуют другие форматы плюрилатеральной дипломатии.
Так, в последние
годы появились такие
Все большее распространение получают различные неформальные саммиты и неправительственные институты плюрилатеральной дипломатии, которые содействуют официальной дипломатии. Так, помощь общеазиатскому интеграционному процессу оказывают такие неправительственные организации, как Тихоокеанский экономический совет и Азиатский форум Бао.
Также важным направлением плюрилатеральной дипломатии является торговое направление. Примером может служить деятельность Организации стран-эспортеров нефти по регулированию мирового нефтяного рынка.
Можно сделать
вывод о том, что
3. Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней и плюрилатеральной экономической дипломатии. Двусторонняя дипломатия по своей сути гибче и оперативнее двух остальных видов экономической дипломатии, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон. С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и плюрилатеральную, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем и плюрилатеральном уровнях, а с другой – проводит в практическую плоскость результаты многосторонней и плюрилатеральной дипломатии.
На современном
этапе двусторонняя экономическ
В совокупности двусторонняя, плюрилатеральная
и многосторонняя дипломатия образует
эффективный механизм управления глобальными
процессами, как в интересах отдельных
стран, так и всего мирового сообщества
в целом. И важнейшей задачей экономической
дипломатии каждого государства является
выбор наиболее выгодного направления
политики страны на двустороннем, региональном
и мировом уровнях.
Современная экономическая дипломатия в институциональном плане - это система органов для продвижения национальных экономических интересов на международной арене. Успешная экономическая дипломатия требует наличия в своем составе трех главных компонента: 1) выверенной в части задач и приоритетов национальной внешнеэкономической стратегии; 2) институтов и механизмов отстаивания национальных интересов; 3) достаточных финансовых ресурсов. Внешнеэкономическая стратегия в настоящее время существует в большинстве стран. В США такая стратегия определяется тремя основными документами – Стратегией Национальной безопасности, Стратегическим планом в области внешней политики и содействия развитию и ежегодная Национальная экспортная стратегия.
Институциональное обеспечение экономической дипломатии представляет систему тесно взаимодействующим между собой государственных, полугосударственных и негосударственных организаций, уполномоченных представлять и продвигать национальные интересы государства. Все институты экономической дипломатии могут быть разбиты на две группы:
Ведомства иностранных дел (ВИД);
Ведомства экономического и финансового профиля;
Неправительственные организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью;
Бизнес-сообщества (деловые круги), занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.
Торговые представительства;
Экономические и финансовые отделы при посольствах страны;
Представительства при международных организациях;
Представительства деловых кругов;
Центральные учреждения.
Для начала следует четко понимать, что чисто финансовые вопросы, в сущности, всегда решаются одним из ведомств финансового профиля как бы оно ни называлось: министерством экономики, министерством финансов, казначейством или бюджетным ведомством. В отношении общей внешней экономической политики взаимодействие ведомства иностранных дел и финансовых ведомств различно в разных странах, но можно выделить три основные группы:
I. В первой группе экономические ведомства занимают главенствующее положение. Нередко они могут принимать решения самостоятельно, исключая подготовку важных решений в какой-либо межведомственной инстанции. Странами этой группы являются Франция и Испания. Так, например, в Испании все вопросы валютной сферы, финансовых институтов и ВТО входят в ведение министра экономики и финансов. В отношении помощи развитию, ответственность разделяется с министерством иностранных дел11. Постоянная координация в области и внутренней и внешней экономики осуществляется в рамках специальной комиссии по экономическим делам, которая собирается еженедельно под председательством министра экономики и финансов.
II. Во второй группе стран преобладает ведомство иностранных дел, но и экономические ведомства играют весьма внушительную роль. К этой группе стран можно отнести Италию, Нидерланды, Канаду. В Канаде министр иностранных дел является одновременно министром внешней торговли. Таким образом, его положение позволяет выполнять функции и той, и другой должности. Финансовые же вопросы, по большей части, решаются в министерстве финансов.
III. В странах третьей группы ведомства, занимающиеся экономической сферой деятельности, находятся в равном положении, и решения принимаются после долгих поисков взаимоприемлемого варианта, причем невозможно определить, какие именно ведомства играют наибольшую роль. С этой точки зрения, показательны Соединенное Королевство, Германия и США. В Великобритании министерство иностранных дел вплотную занимается финансовыми и валютными делами, оно поровну делит полномочия с министерством торговли и промышленности, которое, в свою очередь, сосредотачивает в своих руках вопросы промышленности, внешней торговли, конкуренции, энергетики, страхования. Инстанциями, где действительно принимаются решения, являются межминистерские комитеты, которыми руководит один из членов кабинета министров. Один из этих комитетов занимается вопросами внутри ЕС, другой – внешней торговлей, помощью развитию и внешней политикой. Таким образом, сотрудничество министерств хорошо налажено.