Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:50, реферат
В настоящий момент мир охватил экономический кризис, и роль внешнеэкономической деятельности государств возросла. Поэтому автор данной работы считает актуальным рассмотреть специфику экономической дипломатии, ее методы и институты.
Сегодняшний мировой кризис активизировал сотрудничество различных акторов международных отношений, и Россия играет важную роль в определении дальнейших событий на мировой арене. Именно усилия экономической дипломатии нашей страны сыграют ключевую роль в том, какой наша страна выйдет из кризиса. Автор считает важным проанализировать экономическую дипломатию России, ее основные сферы и направления.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 3
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 3
2. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 6
3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 10
4. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 16
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ 22
1. МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РОССИИ 22
2. CФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ 28
3. ОСНОВНЫЕ АЗИМУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Россия выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры25. Россия является третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая. На Евросоюз приходится более 50% российской торговли. Между Россией и ЕС осуществляется постоянный диалог по политическим, экономическим, энергетическим и другим вопросам. Важным событием взаимодействия России и ЕС является прошедший саммит в Хабаровске, который состоялся 21-22 мая, повесткой дня которого были: 1-Вопросы энергетической безопасности Европы, включая российское предложение о новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики. Россия подписала, но не ратифицировала Энергетическую хартию ЕС, которая, по мнению российской стороны, является неэффективным инструментом регулирования транзита энергоресурсов – это показал газовый кризис с Украиной, которая подписала Энергетическую хартию, но тем не менее прервала поставки газа в Европу. Европейский союз, в свою очередь, удовлетворен Энергетической хартией, но готов на диалог с Россией по этому вопросу. 2 - Обзор отношений Россия-ЕС, в частности вопрос о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В этом вопросе в позициях России и ЕС имеются некоторые разногласия, например, Россия предлагает заключить более детальный договор, ЕС настаивает лишь на модернизации бывшего. 3 – Договор о европейской безопасности, который предлагает Россия как инструмент построения новой архитектуры евроатлантической безопасности. 4 - Традиционный обмен мнениями по актуальным международным вопросам и проблемам безопасности: Афганистан, Пакистан, ядерная программа Ирана, Ближневосточное урегулирование, конфликты в Европе (кипрское урегулирование, Косово, Приднестровье и Грузия). Ведется активный диалог бизнес-кругов России и ЕС, так, в преддверии саммита в Ницце 13 ноября 2008 г. состоялся «Круглый стол» промышленников России и ЕС, где участники обсудили перспективы инвестиционной привлекательности России и стран ЕС, возможности для сотрудничества в инновационных сферах и влияние финансового кризиса на глобальные процессы в экономике.
Россия содействует развитию многостороннего сотрудничества в рамках обновленного «Северного измерения»26. В октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге прошла первая министерская встреча «Северного измерения», где было решено учредить партнерство по транспорту и логистике, которое будет заниматься крупными совместными транспортными проектами в Североевропейском регионе.
Россия принимает активное участие в работе Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС)27. Так, в 2008 г. по инициативе России был подготовлен доклад об энергетических стратегиях стран-членов ЧЭС, позволяющий существенно продвинуть проект создания черноморского энергетического кольца28.
Что кается двусторонних отношений России и стран ЕС, то одной из главных сфер взаимодействия является энергетическая, в частности газовая. Так, Россией подписаны межправительственные соглашения с Италией, Грецией, Болгарией, Сербией, Венгрией о сотрудничестве при строительстве и эксплуатации газопровода «Южный поток»29. Россия осуществляет активные действия в направлении реализации газотранспортного проекта «Северный поток»30. Для реализации проекта необходимы разрешения от стран, через воды которых он пройдет, - России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Итогом апрельской встречи президентов Финляндии и России стало то, что Финляндия дала, пока неофициальное, согласие на строительство газопровода через свою территорию. Также Франция собирается принять участие в проекте «Северный поток», в начале апреля настоящего года «Газпром» и «Gaz de France» начали переговоры по соглашению об участии Франции в проекте. Важность экономической дипломатии России в газовой сфере не вызывает сомнений, ведь эти проекты («Северный поток» и «Южный поток») являются стратегически важными для России, а наличие европейского проекта NABUCCO, конкурирующего с проектом «Южный поток», требует особых усилий российской дипломатии в переговорном процессе по данным проектам.
«Долгосрочные приоритеты российской политики на американском направлении - подведение под отношения с США солидного экономического фундамента».
США являются одним из ведущих торговых партнеров России. Что касается результатов экономической дипломатии двух стран, то 28 апреля 2008 г. в Вашингтоне запущен двусторонний экономический диалог на уровне старшего заместителя Госсекретаря США Р.Джеффри и Первого замминистра иностранных дел А.И.Денисова. Развивается бизнес-диалог, так 10-13 марта 2009 г. состоялся визит в США делегации Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которую приняли вице-президент Дж.Байден и ряд других высокопоставленных чиновников администрации. 12 марта принято совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, в котором зафиксированы основные принципы сохранения и укрепления долгосрочных взаимовыгодных партнерских связей между деловыми кругами двух стран.
В период мирового экономического кризиса происходят многочисленные встречи различного формата между представителями двух стран. Так, в пригороде Лондона в преддверии саммита «Группы двадцати», состоялась встреча министров финансов «большой двадцатки», затем и сама встреча «Группы двадцати» в Лондоне 2 апреля, где были приняты антикризисные меры.
Необходимо отметить, что происходят встречи на высшем уровне, где также обсуждаются вопросы экономического сотрудничества. Так, 1 апреля в Лондоне состоялась первая личная встреча Президента Д.А.Медведева и Президента Б.Обамы, было принято Совместное заявление об общих рамках российско-американских отношений, где серьёзный акцент сделан на вопросы торгово-экономического сотрудничества, бизнес-диалога, энергобезопасности.
В целом с
приходом новой американской
администрации намечается «
В целом в настоящее время главным полем для экономического сотрудничества является взаимодействие в преодолении мирового экономического кризиса.
«Важным элементом сбалансированной политики России на североамериканском направлении являются отношения с Канадой».
Между Россией и Канадой существуют межведомственные учреждения, которые содействуют экономическому сотрудничеству: Межправительственная экономическая комиссия, в состав которой входят подкомиссия по агропромышленному комплексу и рабочие группы по строительству, топливу и энергетике, горнодобывающей промышленности; Российско-канадский деловой совет. Расширяется инвестиционное сотрудничество между Россией и Канадой. ОАО «Газпром» включилось в строительство терминала по приемке сжиженного природного газа в провинции Квебек совместно с франко-канадским концерном «Рабаска».
«В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион».
Для России одним из важнейших и перспективных институтов взаимодействия по многочисленным вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества является форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). АТЭС - одна из крупнейших и авторитетных региональных структур, охватывающая уникальный по масштабу состав экономик и стран, расположенных по обе стороны Тихого океана. В ней представлены и Азия, и восточная часть Американского континента, и южная часть тихоокеанского пространства.
Активное, многоплановое участие в работе АТЭС становится сегодня все более важным направлением внешней политики России на восточных рубежах. Такие влиятельные члены АТЭС, как КНР и США, входят в первую десятку наших торговых партнеров, а вместе с Японией - и в первую десятку лидеров инвестиционного сотрудничества с Россией.
Ключевой задачей для российской дипломатии является использование возможности АТЭС для максимально эффективного, действенного встраивания России в механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции. Это естественным образом дополняет внутрироссийские планы социально-экономического развития. В первую очередь проекты интенсивного подъема Сибири и Дальнего Востока. На масштабную модернизацию их ведущих экономических отраслей, хозяйственной и транспортной инфраструктуры направлена, в частности, Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, то есть районов, непосредственно входящих в АТР.
В ноябре 2008 г. был принят Меморандум о взаимопонимании между МИД России и Секретариатом АТЭС по вопросу о внесении нашей страной в 2009-2010 гг. целевого взноса в Фонд поддержки АТЭС в размере 500 тыс. долл. В настоящее время продолжается подготовка председательства России в АТЭС в 2012 году.
Также к числу приоритетов азиатской политики России является укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. Сформирована нормативно-правовая база взаимодействия: межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития, Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. В рамках партнерства Россия-АСЕАН функционируют следующие механизмы взаимодействия: Совместный комитет сотрудничества (СКС), финансовый фонд диалогового партнерства, рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству и другие. Развиваются связи между представителями деловых кругов - существует Деловой совет Россия–АСЕАН.
Но взаимодействие нашей страны с государствами Юго-Восточной Азии происходит гораздо медленнее, чем хотела бы российская сторона. Так, например, в 2007 году Россия призвала государства АСЕАН к совместному строительству энергетического союза. Российская сторона заявляла о готовности нашей страны проложить нефте- и газо-, трубопроводы от восточносибирских месторождений до Тихого океана. Такой проект мог существенно поднять значение России для Юго-Восточной Азии. Однако о желании построить свои трубопроводы в Юго-Восточную Азию и поставлять туда энергоносители со своих газовых месторождений объявил Китай. Серьезный интерес к региону проявляет Индия. Весьма сильны экономические и политические позиции США - достаточно вспомнить, что в прошлом Австралия, Сингапур и отчасти Индонезия выступали против участия нашей страны в саммитах АСЕАН.
Россия прилагает
усилия по укреплению
Главным событием последнего времени
стал российско-японский бизнес-форум,
прошедший 12 мая, где было заявлено о возможном
участии японских компаний в завершении
строительства нефтепровода «Восточная
Сибирь - Тихий океан», а также в проекте
по строительству нефтепровода «Сахалин-Хабаровск-
«Приоритетное внимание уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами Ближнего Востока и Северной Африки».
В этом регионе проводится активная экономическая деятельность, наша страна сотрудничает со странами региона в основном в энергетической сфере, имеет ряд совместных проектов в электроэнергетике, нефтяном секторе и строительстве. Также активную деятельность ведет Российско-Арабский Деловой Совет33, который содействует развитию торгово-экономического сотрудничества между бизнес-структурами России и арабских государств, и который проводит регулярные заседания, встречи, «круглые столы» и конференции. Также в марте настоящего года Израиль предложил России ряд проектов в инновационной сфере, а для российской экономической дипломатии строительство инновационной экономики является приоритетной задачей.
Важная роль
в развитии торгово-
«Россия стремится
к налаживанию стратегического
партнерства со странами
Российско-литиноамериканские отношения последние годы активно развиваются. Осуществляются многочисленные встречи на различных уровнях. Проводится работа по расширению и совершенствованию договорно-правовой базы российско-латиноамериканских связей. За 2008 год подписано более двух десятков соглашений с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Венесуэлой, Перу, Эквадором, Кубой. В частности, зафиксирован ряд важных договоренностей в торгово-экономической, в том числе финансовой сфере, в области науки, военно-технического сотрудничества.