Экономическая политика государства и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы полностью и всесторонне изучить экономическую политику государства и экономический рост. Задачи поставленной цели:
1) рассмотреть экономическую политику ее принципы, цели, инструменты;
2) ознакомится с существующими видами экономической политики;
3) изучить экономический рост, его понятие, показатели, типы и факторы;
4) рассмотреть государственное регулирование экономического роста;
5) ознакомится с глобальными проблемами роста экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая политика государства………………………………………...5
1.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты…………….......5
1.2. Виды экономической политики……………………………………………..7
2. Теоретические аспекты экономического роста……………………………..16
2.1 Экономический рост понятие, показатели, типы и факторы……………..16
2.2 Государственное регулирование экономического роста………………….21
3.Особенности современного экономического роста в России………………25
3.1. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации………25
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике Зиновьевой Ю.С. 2курс, 2 группа.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической теории и прикладной экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: «Экономическая политика государства и экономический рост»

 

 

Студента:       курса       группы

____________________________                          

____________________________

Направление (080100.62) ______

Форма обучения______________ 

№ __________________________

 

Руководитель:

____________________________

____________________________

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«___»_________________200__г.

 

 

Ставрополь 

2013

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Экономическая политика  государства………………………………………...5

1.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты…………….......5  
1.2. Виды экономической политики……………………………………………..7

2. Теоретические аспекты экономического роста……………………………..16

2.1 Экономический рост  понятие, показатели, типы и факторы……………..16 
2.2 Государственное регулирование экономического роста………………….21 
3.Особенности современного экономического роста в России………………25 
3.1. Глобальные проблемы роста экономики Российской  Федерации………25

Заключение ………………………………………………………………………30

Список использованных источников…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день Российская Федерация стоит перед серьёзными так называемыми «вызовами» глобализации и необходимостью более тесного и эффективного включения в международные отношения. Несомненно, что наиболее эффективная интеграция возможна лишь  при создании прочной и стабильной внутренней экономики, опирающейся на весь арсенал рычагов современной экономической политики и экономической безопасности.

Также в Российской Федерации присутствует повышение потребностей граждан нашей страны, происходит исчерпание традиционных ресурсов, в связи с новыми целевыми программами по повышению уровня населения, несомненно происходит увеличение численности населения и все эти факторы ставят перед государством две наиболее значимые задачи, такие как создание эффективной экономики и стабилизации экономического роста.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что существует явная необходимость провести более активную экономическую политику, которая будет направлена непосредственно на обеспечение экономической безопасности в стране, в которой будут использованы  денежно - кредитные, бюджетные, валютные рычаги, существующих  налоговых инструментов. Также известно, что экономический рост является одной из самых основных и трудно решаемых задач экономики, а именно поэтому, достижение непрерывного и устойчивого экономического роста, является неотъемлемой целью в работе государства.

Предметом курсовой работы является экономическая политика государства и экономический рост. Объектом является экономическая политика и экономический рост России.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы полностью и всесторонне изучить экономическую политику государства и экономический рост. Задачи поставленной цели:

1) рассмотреть экономическую  политику ее  принципы, цели, инструменты;

2) ознакомится с существующими видами экономической политики;

3) изучить экономический рост, его понятие, показатели, типы и факторы;

4) рассмотреть государственное регулирование экономического роста;

5) ознакомится с  глобальными проблемами роста экономики в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

    1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

 

 

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических  функций государства, осуществляется посредством проведения экономической  политики.

Экономическая политика – это определенная система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики [22].

Значимое место в формировании экономической политики отводится  субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает  также каждая личность (в роли потребителя  и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической  политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

  1. экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
  2. эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
  3. экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны [25].

Для выработки экономической  политики особое значение имеет выбор  цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может  обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что  даст возможность контролировать ее выполнение.

Реализация экономической  политики предполагает использование  совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для  умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется  знать их структуру. В самом общем  виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рисунка 1 [15].





 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1- Инструменты воздействия государства на экономику

Совокупность административных рычагов  охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых  мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.

Институциональные инструменты экономической  политики воздействуют на экономику  путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др [9].

К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования  многое зависит от господствующей в  данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики [6].

 

1.2. Виды экономической  политики

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на рисунке 2 [5].


 



 

 

         Рис. 2. Структура финансовой системы

 

Важная роль, которую выполняет  государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования  и фондовый рынок. Важнейшим принципом  построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно  связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации  и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой  политики [18].

Бюджетно-налоговая политика - это совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика) [20].

Фискальная политика государства  может осуществляться на основе использования  различных методов и соответственно принимать разные формы. Основным рычагом  фискальной политики является изменение  налогов в соответствии с целями правительства. Налоги - это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц.

Совокупность применяемых в  стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки. Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода. Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между  средней ставкой налога и доходом  налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода). Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет [21].

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом:

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования  государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются, уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

Выделяют несколько типов бюджетного дефицита:

  1. структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения;
  2. циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом;
  3. фактический дефицит – общий дефицит госбюджета;
  4. первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу;
  5. мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, эмиссия денег или «сеньораж» [19]. При этом последний из названных способ не является простой эмиссия денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета. Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам: 1) существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; 2) вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; 3) увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; 4) перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций [14].

Непосредственным результатом  роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек [1].

2. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика. Кредитно-денежная политика  может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами.

Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ (специализированные кредитно – финансовые институты) в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором [2].

Как показывает мировая  практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты  с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:  

Информация о работе Экономическая политика государства и экономический рост