Экономическая природа социальной защиты и социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная защита в современных условиях: основные определения, цели, механизмы функционирования.
Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.
Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 2 на скачку.docx

— 72.36 Кб (Скачать файл)

В настоящее время особую актуальность в качестве специальных  объектов экономического анализа следующие  аспекты модернизации экономических  основ социальной защиты и поддержки  населения:

- величина охвата населения  экономическими гарантиями социальной  защиты, позволяющая обеспечить адекватную обстоятельствам потребность в такой защите,

- проблема величины охвата, но теперь - только в отношении  к охвату денежными пособиями, обеспечивающими минимум гарантированного дохода социально-маргинальным слоям общества (для гарантированного уровня состоянию здоровья и образования),

- преодоление урбанистической  направленности охвата экономическими  гарантиями и денежными пособиями в сфере социальной защиты населения преимущественно городских рабочих и их семьи,

- проблема охвата социальной  защитой трудящихся мигрантов  и членов их семей.

Современные системы социального  обеспечения в значительной степени  отражают сегодня механизм и проблемы функционирования смешанной экономики. И хотя все они в той или иной мере и обеспечивают удовлетворение базовых потребностей, ощущаемых группами нуждающихся и бедных, их социальная эффективность заметно различается в зависимости от того, используется ли в качестве критерия некий стандарт абсолютной бедности, или они используют в качестве эталона уровень относительной бедности. В литературе отмечается, что «социальная защита граждан, социальных групп необходима там, где есть неравенство, где существует потребность в обеспечении социальными гарантиями, в приближении к социальному равенству. Возможностей для проявления социального неравенства очень много, и они существуют практически во всех сферах жизнедеятельности общества».

Поэтому в системе социальной защиты населения здравоохранение  становится инструментом особой профессиональной практики, которая должна предоставить возможность любой социальной, профессиональной или пациентской группе провести обследование состояния своего здоровья (в том числе и за пределами национальной системы здравоохранения), получение медицинских услуг и прямой помощи здоровья.

Следует отметить, что в  настоящее время, несмотря даже на кризисные  проявления в экономике, темпы прироста затрат на становление и развитие системы национального здравоохранения опережают темпы прироста общей величины валового внутреннего продукта, а ускоренная технологическая революция умножает потенциал улучшения и преобразования здоровья общества, которое должно соответствовать критериям образованного общества.

 

Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо  и эффективно аккумулировать и целенаправленно  распределять финансовые ресурсы, обеспечивая  медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей  в случаях наступления соответствующих  рисков.

Экономическая природа социального  страхования тесно связана с  обязательностью страхования для  работников и работодателей. Это  вытекает из природы данного вида социальной защиты и неизбежности наступления  основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности  граждан. Вместе с тем система  социального страхования включает в себя и добровольное (частное) страхование  граждан. Общим для данных форм страхования  является то, что в обоих случаях  в страховании участвуют сами застрахованные, но на различных началах - в обязательном порядке или на добровольных основаниях. В целом  страхование осуществляется преимущественно  в форме обязательных страховых  взносов, осуществляемых работниками  и работодателями.

Благодаря обязательности страховых  платежей достигаются высокий уровень  их гарантии в случае наступления  рисков и относительная простота процедуры осуществления выплат.

Социальное страхование  как форма социальной защиты имеет  еще одну принципиальную экономическую  особенность - источником страховых  взносов в конечном счете служит часть средств, необходимых для  воспроизводства работников. Теоретически и практически важно разграничивать зарабатываемые средства, которые работник получает ежемесячно, ежегодно, и зарабатываемые средства, которые будут использованы им на собственное воспроизводство  в дальнейшем - при наступлении  тех или иных неизбежных социальных рисков. В этой связи возникает  сложная задача определения пропорций  не только между оплатой труда  и страховыми взносами, но и вклада предпринимателей в те или иные страховые  фонды с учетом реального использования  рабочей силы на предприятии работодателя.

В зависимости от способа  решения данной задачи в разных странах  устанавливаются ставки страховых  тарифов по объединенному социальному  страхованию по отношению к размеру  оплаты труда. Для России характерна система, когда страховые платежи  рассчитываются по отношению к фонду  оплаты труда на предприятии и  подавляющая масса данных обязательных платежей перечисляется последними. Соответственно, эти страховые платежи - часть затрат предприятия на выплаты  и они входят в его издержки. Финансирование части страховых  платежей осуществляется частично также  за счет государства.

Вместе с тем существуют весьма различающиеся определения  понятия "социальный риск", толкования природы и видов этих рисков, их проявления как страховых случаев. Отсутствуют практически более  или менее четкие обозначения  общих и особенных их признаков  в сравнении с рисками коммерческого  страхования, а также видов социальных рисков, резко снижающих уровень, качество и безопасность жизни всего  или больших масс населения, которые  фактически исключаются из сферы  социального страхования.

Такое же положение с теоретическими вопросами социального страхования. Одни исследователи и авторы признают социальным страхованием только обязательное, организованное и осуществляемое государством через внебюджетные фонды. Вторые относят  к социальному страхованию наряду с указанным также обязательное страхование жизни и здоровья определенных категорий работающих граждан. Третьи признают социальным страхованием как государственное обязательное, так и добровольное личное страхование. В учебнике "Основы страховой  деятельности" излагается позиция, согласно которой социальным страхованием признаются государственное социальное страхование и коллективное смешанное  страхование на основе взаимодействия государства и профсоюзов . То есть нет единого подхода к определению  понятий "социальное страхование", его предмета, объектов и принципов, организационно-правовых форм и конкретных видов социального страхования, к выявлению их общих черт и  различий.

Неопределенность и значительный разброс мнений, касающихся социальных рисков, сущности, принципов, организационно-правовых форм и видов социального страхования, существенно тормозят не только развитие теории, но и совершенствование практики социального страхования.

Внешние (поверхностные) различия между коммерческим и социальным страхованием, заключающиеся в их названии, легко объяснимы. Коммерческое страхование своим названием  и основным содержанием определяет деятельность страховщика по страхованию  с целью, как правило, систематического получения прибыли или экономической  выгоды (ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ). То есть это  название страхования обусловлено  деятельностью страховщика.

Некоммерческое страхование, например, обществами взаимного страхования  своих членов отличается от коммерческого  организационно-правовыми, экономическими условиями и не преследует получение  прибыли от своей деятельности. Исторически  некоммерческое страхование предшествовало коммерческому, имело организационно-экономическую  форму взаимного страхования  и одновременно носило социальный характер, так как преследовало цель поддержания  материального уровня жизни членов обществ (коллегий, гильдий, касс вспомоществования, клубов взаимного страхования и  т.п.) и их семей при болезни, утрате трудоспособности, смерти кормильца и в иных случаях. Таким образом, свое название "социальное страхование" приобретает не от экономической выгоды (прибыли) страховщика и механизмов страхования, а от направленности последних на защиту (удовлетворение) материальных, жизненно важных интересов и потребностей физических лиц при наступлении неблагоприятных событий.

Из сказанного здесь можно  сделать вывод о том, что поскольку  коммерческое личное страхование и  социальное страхование обеспечивают достижение и определенной одинаковой цели - защиты имущественных (материальных) интересов физических лиц при  страховых случаях, постольку для  этого они имеют и единое основание  для возникновения, существования  и применения страхования. Таким  основанием являются страховые риски.

Согласно правовой норме  ч. 1 ст. 9 Закона РФ "Об организации  страхового дела в РФ" (в ред. от 31.12.1997, от 20.11.1999 и от 10.12.2003) "страховым  риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование". При этом такое событие "должно обладать признаками вероятности  и случайности его наступления". Страховой случай в ч. 2 ст. 9 этого  Закона определяется как "совершившееся  событие, предусмотренное договором  страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность  страховщика произвести страховую  выплату страхователю, застрахованному  лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам".

Преобладающим уточнением характера  события, определяемого в качестве страхового риска, многих авторов является его "вредоносность", "опасность", то есть возможность причинения ущерба (убытков). Однако упускается при этом из вида, что имеются так называемые накопительные виды добровольного  личного страхования (страхование  пенсий, ренты, на случай дожития до определенного возраста или срока  и др.). При таких видах страхование  осуществляется не на случай возмещения ущерба (убытков), а для получения  от страховщика застрахованным лицом  при наступлении страхового случая страховой суммы. Учитывая это, предлагается, в частности, следующее определение  понятия "страховой риск": это  потенциально возможное, случайное  наступление определенного события  с неблагоприятными или благоприятными последствиями для материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, которое осознано ими  и обусловливает их потребность  в страховании от вероятного наступления  данного события и/или его последствий.

Применительно к рисковым видам добровольного личного  страхования, а также и социального  страхования можно указать, например, на следующие страховые риски, которые  проявляются как страховые случаи для физических лиц в виде последствий  для их жизни, здоровья и трудоспособности:

- травма, увечье застрахованного лица в результате аварии (несчастного случая) на производстве или дорожно-транспортного происшествия (ДТП), железнодорожной катастрофы либо в бытовых условиях;

- смерть застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве, на транспорте или в иных обстоятельствах, в том числе вследствие теракта;

- травма, увечье, смерть застрахованного лица вследствие стихийного бедствия, военных действий, маневров, народных волнений разного рода, забастовок или воздействия радиации (если эти события предусмотрены в договоре страхования или законе);

- болезнь застрахованного лица в результате эпидемии, простуды, случайного отравления или других причин;

- наступление инвалидности в связи с указанными выше происшествиями.

При общих способах защиты имущественных интересов (материального  уровня и качества жизни) физических лиц коммерческим и социальным страхованием в связи с наступлением страховых  случаев, одноименных их структурных  элементах они различаются не просто своими названиями. Они различаются, прежде всего, двойственной природой социальных рисков, более широкой сферой их возникновения, а также организационно-правовыми  формами и финансово-экономическими механизмами социального страхования. Для выявления двойственной природы  социальных рисков и сфер их проявления необходимо остановиться еще на следующих  моментах.

Указанные выше страховые  риски по их характеру и экономическим  последствиям для физических лиц, а  также в части способов защиты от них имущественных (материальных) интересов застрахованных практически  одинаковы для коммерческого  и социального страхования (при  определенных различиях в размерах страховых выплат). Но каждый гражданин  живет в государстве, обществе, определенной относительно обособленной его части. Тот или иной вид его деятельности (занятости) также связан с другими  людьми, коллективами, объединениями  граждан на определенных основаниях. Поэтому отдельный гражданин  является первичной единицей того или  иного сообщества людей (социума), социальной группы (слоя общества). Следовательно, он имеет в каждый период своей  жизни определенное социальное положение. Оно зависит как от законов  РФ (и субъектов РФ), созданных  государством эффективных или малоэффективных  правоохранительной, судебной, административно-управленческой систем, макроэкономической ситуации в стране, так и от личностных качеств гражданина.

Социальное положение  гражданина характеризуется, во-первых, принадлежностью к определенной категории граждан или одновременно к нескольким их категориям (социальным группам), выделяемым по соответствующим признакам: рабочий, служащий (государственный служащий), работающий, безработный, учащийся, пенсионер, инвалид. Во-вторых, социальное положение характеризуется: профессионально-квалификационным уровнем; имущественным положением (наличием движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, вкладов в банках, паями в хозяйствующих субъектах или в паевых инвестиционных фондах) и доходами. В-третьих, оно определяется также его правами, обязанностями и ответственностью как гражданина государства, представителя социальной группы, жителя соответствующего административно-территориального образования, а также реальной возможностью и доступностью защиты своих прав в государственных органах власти, органах местного управления, а также по месту работы и в общественных правозащитных организациях и объединениях граждан.

Информация о работе Экономическая природа социальной защиты и социального страхования