Экономическая природа таможенных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – освещение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и ТС, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.
Задача курсовой работы - изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права и административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного прав.

Вложенные файлы: 1 файл

Основной курсовик.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

- с проведением административного  расследования - 17659 дел об АП (в  АППГ – 19237), из них вынесено 17127 определений о возбуждении  дела об АП (в АППГ – 18653) и 532 постановления прокурора  (в АППГ – 584).

Из общего количества дел, возбужденных в первом полугодии 2010 года, 52% приходится  на физических лиц;  41% – на юридических лиц; 5% – на должностных лиц; 2% дел возбуждено в отношении неустановленных  лиц.

          В структуре дел об АП в  рассматриваемом периоде преобладали  правонарушения, ответственность за  которые предусмотрена статьями 16.2, 15.25, 16.4, 16.1, 16.5, 16.16, 16.18 и 16.3 КоАП  России.

         Проведенный анализ показывает  рост количества возбужденных  дел об АП по статьям 16.3, 16.4, 16.6, 16.11, 16.22 и 16.23 КоАП России.

         Предметами правонарушений чаще  всего являлись валюта, текстильные  материалы и изделия, автотранспортные  средства, электрические машины  и оборудование, древесина и изделия  из нее.

         В первом полугодии 2010 года  по делам об АП принято 38973 решения (в АППГ - 39376), из них  должностными лицами таможенных  органов 23749 решений (в АППГ  – 27118), судом или уполномоченным  органом 15224 решения (в АППГ  – 12258). В том числе в отношении:

●  юридических лиц  – 17313 решений (в АППГ – 17928);

●  физических лиц – 19627  решений (в АППГ – 19086);

●  должностных лиц  – 1915 решений (в АППГ – 2289).

        Назначено  наказаний по 35941 делу об АП  на сумму 60,8 млрд. рублей (в АППГ  – по 36162 делам на сумму 27,9 млрд. рублей), из которых:

● должностными лицами таможенных органов по 22635 делам об АП на сумму  более 2 млрд. рублей (в АППГ – по 25622 делам на сумму 1,3 млрд. рублей);

● судом или уполномоченным органом по 13306 делам об АП на сумму 58,7 млрд. рублей (в АППГ – по 10540 делам  на сумму 26,7 млрд. рублей).

         Виды назначенных наказаний: 

● предупреждения –  по  2387 делам (в АППГ – по 2454 делам);

● административные штрафы – по 28229 делам на сумму 60,3 млрд. рублей (в АППГ – по 29036 делам на сумму 27,3 млрд. рублей);

● конфискация орудий совершения и/или предметов АП – по 4601 делу на сумму 317 млн. рублей (в АППГ –  по 4008 делам на сумму 381,7 млн. рублей);

● административный штраф  с конфискацией орудий совершения и/или  предметов АП – по 695 делам на сумму более 125 млн. рублей (в АППГ – по 635 делам на сумму 222,8 млн. рублей);

● административный арест  – по 29 делам (в АППГ – по 29).

В первом полугодии 2010 года таможенными органами Российской Федерации  принято 631 решение по жалобам лиц  и протестам прокуроров на постановления  по делам об административных правонарушениях, что больше на 16,4 % по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года.

 

3.2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства в I квартале 2011 года  .

В I квартале 2011 года таможенными  органами возбуждено 16 407 дел об АП, что на 8,1% меньше, чем в аналогичном  периоде прошлого года (далее АППГ) (17 857 дел).

 Без проведения административного  расследования возбуждено 9 213 дел  об АП (в АППГ – 10 028). Из них  составлено 6 530 протоколов об АП (в АППГ –       6 831), вынесено 118 постановлений прокурора  (в АППГ – 72), 717 постановлений-предупреждений (в АППГ – 553)  и   1 848 постановлений  без составления протокола (в  АППГ – 2 572).

С проведением административного  расследования возбуждено 7 194 дела об АП (в АППГ – 7 829), из них вынесено 6 996 определений о возбуждении  дела об АП (в АППГ – 7 658) и 198 постановлений  прокурора (в АППГ – 171).

В рассматриваемом периоде 2011 года наибольшее количество административных дел возбуждено в отношении физических лиц – 50,8% от общего количества возбужденных. В отношении  юридических лиц  возбуждено 42,2% дел, должностных лиц  – 5,6%, неустановленных лиц – 1,4%.

В структуре дел об АП, как и ранее, преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена  статьями 16.2, 15.25, 16.4, 16.1, 16.5, 16.3, 16.16 и 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России).

Товарный аспект возбужденных в анализируемом периоде дел  об АП преимущественно представлен  валютой, текстильными материалами  и изделиями, автотранспортными  средствами, электрическими машинами и оборудованием, древесиной и изделиями  из неё.

 

В I квартале 2011 года по делам  об АП принято 15 217 решений (в АППГ – 18 151). Должностными лицами таможенных органов принято 9 087 решений (в АППГ – 10 775), судом или уполномоченным органом – 6 130 решений (в АППГ – 7 376).

В отчетный период снизилось  количество дел об АП, по которым  приняты решения о назначении наказания (с 16 674 в 2010 году до 14 223 в 2011 году). Вместе с тем возросла сумма наложенных взысканий - на 5,6 млрд. рублей (с 37,4 млрд. рублей в I квартале 2010 года до 43 млрд. рублей I квартале 2011 года).

Должностными лицами таможенных органов наказания назначены  по 8 692 делам об АП на сумму 299,5 млн. рублей (в АППГ по 10 227 делам на сумму 663 млн. рублей).

Судами и иными уполномоченными  органами назначены наказания  по       6 130 делам об АП на сумму 42,7 млрд. рублей (в АППГ – по 6 447 делам на сумму 36,7 млрд. рублей).

Наиболее часто в I квартале 2011 года, как и в АППГ, применялось  наказание в виде административного  штрафа (по 10 592 делам на сумму 42,8 млрд. рублей, в АППГ – по 13 196 делам  на сумму 37,2 млрд. рублей).

Конфискация орудий совершения и/или предметов АП назначалась  по 1 990 делам на сумму 161,9 млн. рублей (в АППГ – по 2 180 делам на сумму 157,6 млн. рублей); административный штраф  с конфискацией орудий совершения и/или  предметов АП – по 313 делам на сумму 46,8 млн. рублей (в АППГ – по 334 делам на сумму 81 млн. рублей).

Решение о назначении административного  ареста принималось по 4 делам об АП (в АППГ – по 22 делам).

Также в рассматриваемый  период по 1 324 делам об АП принимались  решения о вынесении предупреждения (в АППГ – по 942 делам).

В I квартале 2011 года сумма  средств, поступивших на счета таможенных органов по рассмотренным таможенными  органами и судами делам, составила  более 143,3 млн. рублей (в АППГ – 168,6 млн. рублей). При этом по постановлениям, вынесенным в предыдущих отчетных периодах, поступили средства в размере 102 млн. рублей. По постановлениям, вынесенным в отчетном периоде – почти 41,4 млн. рублей.

 

3.3 Особенности   уголовной и административной  ответственности за нарушение  таможенного законодательства таможенного  союза и государств- членов таможенного  союза.

   Три страны Таможенного  союза - Беларусь, Казахстан, Россия - вступили во второй этап интеграционного  образования: создали единую таможенную  территорию. Упрощены административные  процедуры во внешней торговле, отменен контроль на внутренней  границе Таможенного союза.

   Таможенные органы  трех стран следят за тем,  чтобы все эти процессы осуществлялись  без нарушений, в соответствии  с законодательством. В настоящее  время составы уголовных преступлений  и административных правонарушений  в таможенном законодательстве  трех стран в основном схожи.  Вместе с тем имеются и незначительные отличия. О том, чем отличается административное и административно-процессуальное законодательства Беларуси, Казахстана и России, какое наказание ожидает нарушителей в каждой из стран.

  Субъекты административной  ответственности практически совпадают.  При этом в Беларуси повышенную  ответственность несут физические  лица - индивидуальные предприниматели,  в России - должностные лица. В  Беларуси должностные лица повышенную  ответственность не несут, хотя  должностным лицом вред может  быть причинен значительно больший,  чем обычным гражданином. В  Казахстане кроме физ. лиц, должностных лиц и юр. лиц, субъектами административной ответственности являются юридические лица - субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также юр. лица - некоммерческие организации.Имеются существенные различия в величине административных штрафов.

Их размеры в Беларуси значительно выше, чем в России и Казахстане.

Так, минимальный штрафа за перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (ч.1 ст. 421 КоАП РК, ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ, 14.2 КоАП РБ) на физическое лицо составляет в Казахстане - 5 МРП (около 1350 российских рублей), в РФ - около 1500 российских рублей, в Беларуси - 20 базовых величин, или примерно 7777 российских рублей.

Страны Таможенного союза  договорились о единообразном подходе  к привлечению к административной ответственности, соблюдении принципов  равенства перед законом, равенства  защиты прав и законных интересов  лиц, участвующих в уголовном  и административном процессах на территории Таможенного союза.

С этой целью 5 июля 2010 года стороны  подписали два международных  документа: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности  за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным  делам и делам об административных правонарушениях.

Договором с учетом общепризнанных принципов и норм международного права для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного  союза и государств-членов ТС определены принципы и порядок привлечения  к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного  законодательства.

 Контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на таможенные органы трех стран. В частности, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено это административное правонарушение. В данном случае административный процесс (производство) осуществляется по законодательству той страны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

Соглашение также учитывает  общепризнанные принципы и нормы  международного права. Документ призван  обеспечить более широкое содействие в расследовании уголовных дел  и дел об административных правонарушениях  и повысить эффективность сотрудничества в этой области, определяет порядок  взаимодействия при расследовании  уголовных дел и дел об административных правонарушениях и информационного  обмена. Практическая реализация соглашения будет способствовать обеспечению  соблюдения таможенного законодательства, четкого применения его норм, устанавливающих  уголовную и административную ответственность  за нарушения. Это повысит оперативность  в расследовании уголовных дел  и дел об административных правонарушениях, а также качество их расследования.

  Таким образом, принятые документы позволят таможенным службам Беларуси, Казахстана, России действовать согласованно и, несмотря на некоторые различия в законодательствах трех стран, применять единые подходы к привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

Решение Межгосударственного  Совета ЕврАзЭС № 50 от 05.07.10.

О международных договорах  Таможенного Союза в сфере  сотрудничества по уголовным и административным делам .

 Межгосударственный Совет  Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза)  на уровне глав государств  решил: 

1. Принять: 

 Договор об особенностях  уголовной и административной  ответственности за нарушения  таможенного законодательства таможенного  союза и государств - членов таможенного  союза (прилагается);

 Соглашение о правовой  помощи и взаимодействии таможенных  органов государств - членов таможенного  союза по уголовным делам и  делам об административных правонарушениях  (прилагается).

2. Правительствам государств - членов таможенного союза обеспечить  приведение национального законодательства  в соответствие с международными  договорами, указанными в пункте 1 настоящего Решения. 

 Члены Межгосударственного  Совета:

 

За Республику                  За Республику                             За Российскую 

Беларусь                         Казахстан                                       Федерацию

(подпись)                        (подпись)                                  (подпись) 

 

 

 

 

Заключение.

Слаженная и отрегулированная работа таможенных органов – основа успешной внешнеэкономической деятельности и улучшения экономической ситуации в государстве.

Контрабанда, экономические  преступления и административные правонарушения в области таможенного дела порождены  стремлением заинтересованных лиц  любыми способами обойти, установленный  государством, порядок перемещения  товаров через таможенную границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется  новыми способами ухода от уплаты таможенных платежей.

Основным резервом эффективности  правоохранительной деятельности таможенных органов в части пресечения и  профилактики административных правонарушений в области таможенного дела было и остается освоение и внедрение  правильных приемов работы с КоАП РФ, ТК ТС, другими нормативными правовыми  актами, регламентирующую работу правоохранительных подразделений таможенных органов  по пресечению незаконного перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации.

Информация о работе Экономическая природа таможенных правонарушений