Экономическая эфективность или социальная справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с социальной справедливостью в работе рассмотрена тема экономической эффективности, и показано их влияние друг на друга. Для достижения экономической сбалансированности, заключающейся в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции при минимальных затратах живого и овеществленного труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас. Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жесткая государственно-принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

         2.Стабильный уровень цен.

         3.Социальное обеспечение и справедливость.

     Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:

     а) Сохранение  и  усиление нормально  функционирующей конкурентной борьбы. 

     б) Проведение  политики,  гарантирующей  нормальный  и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости,  стабильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. 

     в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. 

     г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. 

     д) Развертывание международного разделения труда в экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. СОЧЕТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРВЕДЛИВОСТИ.

     Разумная стратегия реформирования  предполагает строго обозначенную  этапность и последовательность  проведения соответствующих каждому из этапов мероприятий, разработку и реализацию которых диктует сама сложившаяся в стране в данный период экономическая и политическая ситуация. Пока хозяйство ещё не готово к полной рыночной саморегуляции, необходим период функционирования экономики в условиях смешанных моделей.

     Целенаправленные воздействия на  производственно – экономических  интересов потребителей и государства  в целом, как на внешнем,  так и на внутреннем рынках, которая осуществляется путём  законодательно установленных регламентирующих актов (налогообложение, кредитование, финансовые санкции, распределение государственных инвестиций, выдача специальных лицензий на производство или реализацию товаров и другие особые режимы функционирования).

     Надо иметь в виду, что при любой системе экономических отношений в области некоторых видов деятельности всегда сохранится государственная собственность( оборонная промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов – здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.

     С другой стороны, известен  и другой немаловажный факт, что  нынешней развитой западной экономике,  в отличие от прежних лет,  стали присущи коллективные и  смешанные формы собственности. Раньше считалось, что в рыночной среде доминирует частная собственность, видимо поэтому проводимая в стране либерализация экономики, связывается, прежде всего, с ликвидацией монопольного положения государства в управлении предприятиями и посредническими организациями. Такая политика в определённой мере соответствует объективной необходимости создания в России эффективного механизма регулирования промышленным производством и вывода экономики из кризисного состояния. В тоже время нельзя не отметить, что 10-15% средств производства на Западе находятся в частной собственности, 60-70 – в коллективно- корпоративной и акционерной и  15-25% - в государственной. При этом государственный сектор (его ведущая роль определена именно в отраслях производственной инфраструктуры, области долгосрочных кредитов и финансов) обеспечивает в странах западноевропейского региона от 1/3  до 1/2 валовых капитальных вложений, потребляет около 1/4 конечного общественного продукта, финансирует более 1/2 общенациональных расходов на НИОКР.

     В этих условиях прибыльность  и повышение эффективности во  всех цивилизованных странах  объявлены главными целями деятельности  государственного предпринимательства.  По этому многие государства  превратились в непосредственных  организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.

     В современных условиях в большинстве промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства (имеются в виду правительственные учреждения, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – местном, региональном, национальном для достижения общественных целей и согласия ), которое регулирует цены, устанавливает налоги, предоставляет субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования со стороны государства определяется широким разветвлением хозяйственных связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности стран от использования всей совокупной массы имеющихся в мире частных достижений.

     Вообще, «чистого» рынка как такового  давно уже нет ни в одном  государстве. Об этом свидетельствуют  сформировавшиеся в развитых странах современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем (разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма), тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие государственные институты, социальные, правовые и культурные модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.

     В основу концепций выхода  из нынешнего кризиса должен  быть заложен динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей промышленности, согласованный с поэтапным процессом создания условий для развития благоприятной среды в повышении эффективности отечественного производства. Только таким путём можно создать экономическую систему, в который централизованное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночным механизмом границ государственного вмешательства в экономические процесс и сочеталось с инициативой и ответственностью хозяйствующих субъектов за конечные результаты своего труда.

     При этом на всех указанных  стадиях следует целенаправленно  проводить последовательную гармонизацию  отечественных и международных  нормативных документов с учётом  реальных возможностей предприятий и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей. А основными регуляторами общего процесса согласования интересов между хозяйствующими субъектами должны стать известные формы цивилизованного общения через маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов выпускаемой предприятиями продукции.

     Особое значение имеет государственная  политика стимулирования конкуренции  товаропроизводителей. Опыт таких  стран, как Великобритания, Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность гораздо в большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности.

     Да и наш собственный опыт  подтверждает этот вывод, так  как главный результат от проводимой сейчас в России политики приватизации государственной собственности состоит лишь в создании множества распылённых частных монополий взамен существовавшей ранее монополии государства, ещё более усиливших неопределённость и хаотичность экономики страны из-за того, что предприятия монополисты имеют возможность сохранять дефицит выпускаемой  ими продукции и игнорировать все ограничения.

     В этой связи можно констатировать  факт, что либерализация (разгосударствление) экономики России привела к  частной собственности (связанной с общественно значимой капитализацией), как предполагалось, а гипертрофированной личной собственности (сейчас капитализируется лишь та часть, которая вывозится на Запад и работает на чужую экономику). А личные богатства, как известно, не становятся капиталом; капитал или инвестиционные ресурсы – это вещественные факторы производства: машины, оборудование, инструмент, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства и коммуникации, складские помещения, сбытовая сеть и т.д.), которые используются в производстве и доставке товаров потребителям, при оказании им различных услуг. По этому каких-либо ожидаемых принципиальных изменений в лучшую сторону, связанных с повышением эффективности производства, не произошло. Наоборот, под воздействием дезорганизованной внешней по отношению к предприятиям среды идёт развал промышленности.

     На нынешнем этапе развития  мирового сообщества общепризнанной  целью трансформации социально-экономических  систем считается достижение  приемлемого компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В условиях переходного периода попасть в означенную зону достаточно сложно. Главная причина здесь в структурной неравномерности существования самого мирового сообщества, систем пространственного, ресурсно-технологического, социально политического и природно-биологического состояния. Поэтому на Западе уже давно весьма осторожно относятся ко всяким целенаправленным, резким трансформациям экономики и общества, так как в этом случае ход дальнейшего движения страны по пути интеграции в международное экономическое пространство, как правило, имеет ограниченную предсказуемость.

     Надо помнить, что под рынком  подразумевается не цель, а лишь  средство достижения эффективности  производства более высокого порядка для повышения уровня и качества жизни всех слоёв общества. И уж никоим образом – не деформацию экономики и государства.

     Прогрессирующая экономика как  правило должна быть созидающей, производящей, а не распределяющей. Причём с обязательным приоритетом отечественных предприятий и их продукции во всех сферах деятельности. Кроме того,  она предполагает, прежде всего, увеличение, а не снижение производства, умножение покупательной способности национальной валюты, сбалансированность спроса и предложения, материально-сырьевых и финансовых ресурсов, соответствие структуры производства платёжеспособному спросу потребителей.

Решение проблемы выхода из нынешнего кризиса  и последующего развития экономики  страны невозможно без решения сопряжённых  с остальными, но всё же особого класса задач, которые в первооснове являются социально экономическими. Они охватывают все компоненты научно-технического прогресса – развитие информационных структур (наука, образование, культура); обеспечение полного, рационального использования всех видов ресурсов; сохранение окружающей среды обитания;  программ роста уровня и качества жизни населения. Не случайно в настоящее время в сферах бизнеса и политики Запада всё чаще звучит относительно новое для нас понятие: «социально ответственный капитал». 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким  образом, можно сказать, что  социальная справедливость является  одним из основных аспектов  в достижении экономической эффективности.

     Социальная  политика государства может являться, как и стимулятором активности населения, так и наоборот. Это в большинстве своём зависит от региона, ценностей населения и многих других социальных факторов.

     Добиться  максимальной занятости населения  без ущемления достоинств каждого  гражданина, выбрать правильную  и эффективную систему оплаты труда, обеспечить всех граждан достойным доходом вот цель каждой страны в наше время, и проблема социальной справедливости препядствует быстрому достижению этой цели.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хайек ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992.

2. Хайек ф. Дорога к рабству. - Лондон, 1983.

3. Журнал «Человек и труд» 2007г. Выпуск № 8 с 38-41

4. Грязнова, Думна. Макроэкономика. Теория и Российская практика.

5. Добрынин, Тарасевич. Экономическая теория. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Экономическая эфективность или социальная справедливость