Позади двадцатилетний период
перехода России на рыночный механизм
экономического развития. Для экономических
процессов двадцать лет – это время нормального
воспроизводственного цикла, когда происходит
адаптация народного хозяйства и отдельных
производителей и потребителей к изменяющимся
условиям, к обновлению основных средств,
технологий, новым требованиям к персоналу,
когда утверждается новая структура экономики,
отвечающая вызовам наступившего времени.
Переходный период по своей природе кардинально
отличается от нормального воспроизводственного
цикла. Его «аномалия» состоит в том, что
это – изменение не внутри устоявшейся
системы, а переход от одной к другой системе
организации народного хозяйства. Поэтому
здесь не может быть воспроизводственного
цикла в чистом виде, но вполне могут быть
варианты трансформации, среди которых,
во-первых, есть такие, которые максимально
учитывают особенности национальной экономики
и страны в целом, и во-вторых, что связано
и с первым обстоятельством, предполагается
выбор пути с наименьшими издержками для
общества и минимизаций потерь для страны.
Подобные рассуждения имеют смысл, когда
они находятся в экономическом контексте.
Если же в переходный период «правит бал»
политическая целесообразность, то главным
становится принцип - «любой ценой» сделать
события необратимыми. Понятно, что при
выдвижении на передний план политических
мотивов и целей, оценка самих трансформационных
процессов и их результатов в рамках экономических
и социальных координат приобретает условный,
подчинённый характер. Поэтому с самого
начала нельзя не отметить, что движущими
факторами российского переходного периода
оказались неэкономические факторы. Не
случайно при таких обстоятельствах экономическая
эффективность принималась во внимание
преимущественно только через призму
частного интереса лиц, оказавшихся в
разной степени организаторами приватизационных
и других переходных процессов.
Если сосредоточиться
на экономических результатах переходного
процесса, то можно констатировать,
что все внешние черты рыночной
экономики в России сегодня имеются.
Страна рассталась с монополизмом государственной
собственности, и теперь абсолютное
большинство экономических единиц
и хозяйствующих субъектов образуют негосударственный
сектор экономики, который имеет господствующие
позиции во всех отраслях и сферах хозяйства.
Значительную роль играют акционерные
общества, крупнейшие из которых составляют
наиболее активное звено экономики. Причём
государство сохранило свою долю в акционерном
капитале практически всех ведущих акционерных
компаний.
Получила развитие рыночная
инфраструктура экономики. К традиционному
рынку товаров стали присоединяться
рынок капитала, рынок труда, рынок
услуг, рынок информации. Система
частных банков образовала каркас финансовой
составляющей рыночных преобразований.
Государство формирует хозяйственное
законодательство, чтобы установить
адекватные «правила игры» и поддержать
конкурентный механизм экономики. Появились
государственные институты, регулирующие
фондовый рынок и тарифы естественных
монополий, обеспечивающие антимонопольную
и фискальную политику, выполняющие таможенные
и другие функции. Многообразие форм собственности
и форм предпринимательства, с самого
начала придало российской экономике
смешанный характер в период рыночной
трансформации. Сильное воздействие на
внутреннюю конкуренцию оказывают внешняя
торговля и внутренняя конвертируемость
рубля, когда у населения появился выбор
не только на потребительском рынке, но
и в сфере сбережений – производить личные
накопления в долларах или евро или предпочесть
рубли. В конечном счёте граждане привыкли
к тому, что свои проблемы им перекладывать
не на кого и необходимо во всём искать
выход самостоятельно. Рыночная атмосфера
пронизала не только экономику, но и все
сферы жизни общества. И с этой точки зрения
можно сказать, что Россия разорвала финишную
ленточку переходной дистанции и приобрела
формально все рыночные атрибуты.
Вместе с тем нельзя
закрывать глаза на то, что народ
России платит высокую цену за поворот
к рынку. По-прежнему жизненный уровень
населения ниже допереходных значений.
Упал индекс человеческого развития и
застыл показатель качества жизни, что
не может не вызывать социальную напряжённость
в обществе. Подобная социальная дифференциация
порождает немало негативных явлений
и в экономике, и в обществе в целом.
Включение России в полнокровные
мирохозяйственные процессы проходит
для страны с отрицательной результативностью:
при положительном балансе внешней
торговли утечка отечественного капитала
за рубеж значительно больше, чем
иностранные инвестиции в российскую
экономику. Такая динамика выгодна
мировому хозяйству и конкретным
зарубежным партнёрам российских компаний,
поскольку они получают энерго- и
трудоёмкие сырьевые, энергетические
и другие ресурсы, оставляя за собой
лидерство в отраслях высокой
переработки и технологий. Фактически
по-прежнему лишь природные и энергетические
ископаемые позволяют России сохранять
свою нишу на мировых рынках.
Несмотря на то, что государство
представлено в различных отраслях
через государственную собственность
или через участие в акционерных
обществах, финансово-экономическая
основа функционирования государственных
институтов остаётся довольно суженной,
что уменьшает поле для манёвра
при проведении социальной политики
и решении других общенациональных
вопросов. Хотя в XXI веке большинство
стран мира стремятся вкладывать
растущие средства в человеческий капитал,
поскольку именно от состояния образования,
науки, различных форм профессиональной
подготовки во многом будет зависеть конкурентоспособность
государств на мировой арене, российские
власти способны пока выделять на эти
сферы мизерные финансовые ресурсы.
Конечно, ни одна развитая страна
не имеет идеальной демократической
системы. У каждой такой системы есть свои
проблемы и противоречия. Но для всех национальных
демократических систем, у которых немало
своих специфических особенностей, характерно
одно общее свойство – рыночный механизм
служит обществу, а не подчиняет и не подминает
его. При этом точно так же, как на практике
нет стандартной для всех рыночной модели,
так и нет стандартной модели демократического
общества. Отсюда следует, что становление
демократических институтов в России
– это поиск решения собственных проблем,
а не приспособление иного опыта к своим
задачам. Другими словами, и в общественной
сфере России не обойтись без собственного
варианта или национальной модели демократических
институтов.
Однако до сих пор демократические
институты существуют в России либо
в зачаточном, либо в формальном
виде. Более того, рыночный практицизм
и нигилизм, построенные на частном
интересе, пронизали все институты
общества и государства. С одной
стороны, государственный аппарат
чиновников всех уровней стал частью
предпринимательской сферы, а с
другой – наибольший успех имеет
тот бизнес, который либо уже «питается»
государственными ресурсами, прежде всего
финансовыми, либо имеет своих «лоббистов»
в различных ветвях государственной
власти. А ведь рыночная экономика – это
прежде всего экономическая свобода.
Обладают ли граждане нашей
страны этими свободами? Не обладают.
Попробуйте зарегистрировать свое дело
без взяток и знакомств. Попробуйте
вести бизнес без давления и угроз
со стороны множества государственных
органов. Попробуйте быстро переправить
товар через границу. Попробуйте
справедливо, цивилизованно разрешить
спор в суде. Попробуйте заплатить
налоги без ущерба делу. Попробуйте
побыть полноценным собственником
своего предприятия. Не получится.
В России люди живут по указке
сверху. Режим не нуждается в свободных
самодостаточных гражданах. Экономическая
свобода не институализирована.
Если государство выступает
как своеобразная часть бизнеса,
а не выразителем интересов общества,
то создается тупиковая ситуация,
ибо не формируются демократические
основы жизни и само общество теряет
перспективу, так как без контроля
со стороны демократических институтов
рыночная мотивация из метода повышения
благосостояния всего общества превращается
в самоцель, выгодную лишь избранной случаем
части общества. Изменить характер государственных
институтов и их роль в рыночном развитии
можно только путем упрочения демократических
начал во всех звеньях и на всех уровнях
государственной власти. Получается, что
формирование российской рыночной модели
на современном этапе зависит прежде всего
от неэкономических факторов. Без решительного
поворота к демократическому контролю
за деятельностью государства сложившиеся
тенденции в экономике не изменить. Если
чиновники по существу монополизировали
свои должности, если не работает механизм
демократической сменяемости кадров и
регулярной отчетности, а институт выборов
не вызывает у населения никакого доверия,
то это означает, что обществом не контролируются
ни общие «правила игры», ни функции государства.
Как ни парадоксально это звучит, но современное
общество в России не сформировало еще
государственные институты, по существу,
а не по форме выражающие его интересы.
А без контроля и поддержки демократических
институтов государство не может стать
ведущим звеном рыночной системы.
Российское общество вопреки
желанию «победителей» заинтересовано
в развитии рыночной модели экономики,
ибо это объективно ведет и
к укреплению демократизма. Ведь последовательное
утверждение рыночных принципов
означает, во-первых, завершение формирования
единого национального рыночного пространства,
во-вторых, полновесную поддержку конкуренции
на всех рынках и бескомпромиссную борьбу
с монополизмом, в-третьих, создание равных
возможностей для экономической реализации
всех форм собственности и предпринимательства,
в-четвертых, наличие в достаточном количестве
и качестве общественных благ – здравоохранения,
образования, науки, культуры, охраны окружающей
среды и др., в-пятых, оптимальное включение
экономики России в мировое хозяйство
с обеспечением ее конкурентоспособности
и национальных интересов, в-шестых, рост
благосостояния общества и создание условий
для расширенного воспроизводства населения
России, в-седьмых, формирование необратимой
экономической основы для становления
и развития демократических институтов
в стране.[11.,с.111]
Заключение
Переход системы в новое качественное
состояние путем трансформации,
представляется как часть непрерывного
процесса, ее качественного перерождения.
Трансформация экономической системы
на любом этапе движения - результат
ее предыдущих стадий развития, непрерывного
процесса преобразований системы, особенность
которого задает специфику дальнейшего
продвижения. В то же время экономическая
система России является открытой системой
с нелинейными связями, находящаяся
под непрерывным внутренним внешним
воздействием, обладающая свойством
неустойчивости.
В исследовании процессов рыночной
трансформации выделены основные элементы
либерализации хозяйственных отношений
в России:
1. Отмена директивного планирования.
2. Ликвидация государственных монополий
в хозяйственной сфере, в том числе
приватизация.
3. Свобода ценообразования и
распоряжения полученными доходами.
Институциональные преобразования, направленные
на изменение прежней системы, сводились
к двум взаимосвязанным процессам:
переходу от планового регулирования
к рыночному и спецификации прав
собственности, прежде всего путем
их передачи из рук государства в
руки частных агентов.
Российская экономика имеет крупные
струйные перекосы, вызванные административными
барьерами, государственным регулированием
цен и другими регламентациями. Не происходит
выравнивания относительных цен по рыночным
законам, создаются препятствия для оптимального
распределения ресурсов.
В ходе исследования выявлены основные
проблемы, которые необходимо решить для
достижения стабильного и качественного
экономического роста:
1. Максимальное улучшение делового
и инвестиционного климата, для
чего необходимы: укрепление прав
собственности; повышение уровня
корпоративного управления, культуры
контрактов; обеспечение законности
и правопорядка; дерегулирование экономики,
ограничение влияния бюрократии; создание
активной конкурентной среды, снижение
налогов.
2. Выравнивание условий конкуренции,
сокращение субсидий, ликвидация
структурных деформаций и сужение
нерыночного сектора будут сопровождаться
повышением уровня монетизации
экономики. Поскольку меры этой
группы сопряжены с ростом
цен на электро- и теплоэнергию,
платы за жилье, с угрозой
увеличения инфляции и трудно
согласуются с повышением доходов
населения, то их реализацию
долго откладывали. Эти меры, обеспечивая
формирование структур и институтов
свободной рыночной экономики,
будут способствовать экономическому
росту, но не сразу. Однако
они необходимы для того, чтобы
в дальнейшем в экономике заработали
эффективные механизмы и стимулы роста.
3. Требуется опережающее развитие
банковской системы и фондовых
рынков. Если сохранится отставание
этой сферы, то формирование
механизмов распределения сбережений
в инвестиции будет осуществляться
другими путями, менее эффективными
и рискованными в социально-экономическом
плане.
Таким образом, можно сделать вывод о
том, что экономическая ситуация в России
начала стабилизироваться (не без участия
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры,
в первую очередь высоких цен на нефть).
Основное тому подтверждение – работающие
рыночные институты экономики, рост ВВП,
рост внутреннего спроса, постепенное
формирование среднего класса, развитие
фондового рынка и другие факторы.
Список использованной
литературы
- Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика. СПб.: Питер, 2008-218с.
- Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы. Ом.: ОмГУ, 2006-87с.
- Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М.: Эксмо, 2010-360с.
- Баликоев В.З. Основы экономической теории. М.: Омега-Л, 2006-618с.
- Баликоев В.З. Основы экономической теории. М.: Омега-Л, 2006-622с.
- Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М.: Эксмо, 2010-375с.
- Сорокин Д. Воспроизводственный вектор российской экономики: 1999-2007г//Вопросы экономики.№4, 2008-98с.
- Рулев В.М. Концептуальные основы стратегии развития отношений собственности в России//Управление социально-экономическим развитием России/Под ред. А.Г.Поршнева и Д.С.Львова. М.:2002-с.25-26
- Саяпова А.Р. Региональные и российские таблицы «затраты-выпуск»//Прроблемы прогнозирования.№6.-2008-с.25-26
- Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы//Экономика и математические методы.№2.-2009-34с.
- Мухаровский Н.В. Трансформация экономики России и проблемы ее конкурентоспособности в переходный период: Монография. Новосибирск, Наука 2008-111с.
- Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд в будущее//Вопросы экономики.№6.-2001-с.4
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. М.: Омега-Л,2006-732с.
- Иванченко В.М. Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. М.: Ин-т экономики РАН. 2009
- Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. М.:Экономист,2003-443с.
- Евстигнеева Л.П. Рыночная трансформация России: нетрадиционный взгляд//Общественные науки и современность.№1.-2010-с.41-43
- Нуреев Р., Рунов А. Россия: неизбежна ли деприватизация?//Вопросы экономики.№6.-2009-с.11-12
- Обзор основных тенденций российской экономики//Вопросы экономики.№5.-2008-с.25
- Дорошенко М.Е., Куманин Г.М., Рудакова И.Е. и др. Введение в макроэкономику. 2000-175с.
- Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. 5-е изд.,2007-511с.
- Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию. УГТУ-УПИ; 2009-210с.
- Под ред. Кузнецовой О.Д. и Шапкина И.Н. История экономики. 2002-384с.
- Шевчук Д.А. История экономики. 2009-305с.
- Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. История мировой экономики. 2002-727с.
- Ефимова Е.Г. Экономика. 2005-368с.