Экономический анализ правового регулирования банковского сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей государственного регулирования банковского сеткора России и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные показатели развития банковского сектора России.
2. Проанализировать развитие банковского сектора Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономического анализа правового регулирования банковского сектора
1.1. Система законодательства, регулирующая банковский сектор
1.2. Банковский сектор как экономическая и правовая категория
2. Экономический анализ эффективности правового регулирования банковского сектора
2.1. Российская банковская система в условиях финансового кризиса
2.2. Экономический анализ нормативных актов, направленных на поддержку банковской системы Российской Федерации
2.3. Анализ правового регулирования антикризисных мер в банковском секторе
3. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования банковского сектора в условиях кризиса
3.1. Меры
3.2. Конкретное проработанное предложение
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономический анализ правового регулирования банковского сектора

 

Содержание

 

Введение

3

1.

Теоретические основы экономического анализа правового регулирования банковского сектора

 

5

1.1.

Система законодательства, регулирующая банковский сектор

5

1.2.

Банковский сектор как экономическая и правовая категория

8

2.

Экономический анализ эффективности правового регулирования банковского сектора

 

17

2.1.

Российская банковская система в условиях финансового кризиса

17

2.2.

Экономический анализ нормативных актов, направленных на поддержку банковской системы Российской Федерации

 

23

2.3.

Анализ правового регулирования антикризисных мер в банковском секторе

 

27

3.

Рекомендации по совершенствованию правового регулирования банковского сектора в условиях кризиса

 

32

3.1.

Меры

32

3.2.

Конкретное проработанное предложение

34

Заключение

39

Список использованной литературы

41

Приложения

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование банковского сектора в теории и мировой практике рассматриваются в аспекте общих концепций государственного регулирования экономических процессов, направленных на эффективное сочетание рыночного саморегулирования с организующим воздействием государства.

Саморегулирование как принцип организации банковского сектора даже в развитых странах позволяет решить проблемы его стабильности и эффективности функционирования, внедрить в практику поведения участников финансового рынка принципы деловой этики. В странах с недостаточно развитыми рыночными отношениями его осуществление тем более затруднено.

Стратегической целью государственного регулирования банковского сектора России является создание необходимых условий для обеспечения его стабильного и эффективного функционирования. Известно, что банки способны оказывать как положительное, так и негативное воздействие на общественное развитие. Если их частные интересы идут в разрез с общественными. В ходе длительных дискуссий о роли государства в становлении рыночной экономики необходимость государственного регулирования банковского сектора была общепризнанна.

Тем не менее, за годы рыночных преобразований банковский сектор России переложил несколько финансовых кризисов, которые продемонстрировали отсутствие надлежащей системы государственного регулирования деятельности банков и слабость применяемых со стороны Банка России мер надзора.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена недостаточной разработкой теоретико-методологической базы ее исследования, а также прикладных разработок.

В экономической науке отсутствует единство взглядов на сущность государственного регулирования банковского сектора, его границы, формы и способы.

Целью курсовой работы является выявление особенностей государственного регулирования банковского сеткора России и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные показатели  развития банковского сектора  России.

2. Проанализировать развитие банковского  сектора Российской Федерации  в условиях мирового финансового  кризиса.

3. Раскрыть основные направления  совершенствования правовой азы  регулирования банковского сектора  Российской Федерации.

Объектом исследования является процесс государственного регулирования банковского сектора России в условиях мирового финансового кризиса.

Предметом исследования  выступают методологические, теоретические и правовые проблемы государственного регулирования банковского сектора и пути их решения.

Для написания курсовой работы использовались материалы, публикации в научных сборниках, периодической печати, информационные ресурсы Интернет по вопросам теории и практики экономического регулирования, становления и функционирования банковского сектора. Также в курсовой работе использованы статистические материалы Банка России, законодательные и нормативные акты, регулирующие банковскую систему.

 

 

1. Теоретические основы  экономического анализа правового  регулирования банковского сектора

 

1.1. Система законодательства, регулирующая банковский сектор

 

Правовую основу современного банковского дела заложило принятие в декабре 1990 года двух основных нормативных актов: Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 341-1 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Они имели большое значение, так как устанавливали юридические нормы организации банковской деятельности, однако не были актами прямого действия, отличались переходным характером. Не обеспечивали безопасности банковской системы. В результате банковский сектор России первоначально развивался в правовом вакууме, что наложило на него отпечаток стихийности. Впоследствии банковское законодательство было существенно доработано.

Российское законодательство рассматривает Банк России только как институт макроэкономического регулирования, наделенного особым правом монополии денежной эмиссии и регулирования денежного обращения, причем последнее он обязан согласовывать с Правительством Российской Федерации. Однако законодательство наделило Банк России функциями, напрямую не относящимися к денежно-кредитному регулированию. В литературе они классифицируются по-разному, но обязательно выделяют надзор и контроль как функцию, эффективная реализация которой обеспечивает развитие и устойчивость банковского сектора, а также операционный блок функций, обеспечивающий эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы.

Банк России осуществляет разнообразные операции от имени государства и своего собственного, получает реальную прибыль, частью которой имеет право распоряжаться по своему усмотрению, с одной стороны, периодически вызывает в определенных кругах общественности сомнения в совместимости таких полномочий с базовыми целями деятельности Банка России. С другой стороны. – существует точка зрения, сторонники которой принимают его деятельность по оказанию услуг платного характера, но считают необходимым уточнение его юридического статуса.

Банк России по сути является некоммерчекой организацией. Наиболее соответствующей по организационно-правовой форме государственной корпорации.

Независимость центрально банка в проведении денежно-кредитной политики обеспечивает решение таких проблем как доверие к ней, достижение целей его деятельности и обеспечение стабильности денежного обращения.

Определенная степень независимости является, как известно, объективной необходимостью и условием эффективности деятельности центральных банков по проведению денежно-кредитной политики и обеспечению валютной стабильности, которые нередко вступают в противоречие с краткосрочными целями правительства. В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки денежно-кредитной политики с финансовой политикой, а также без учета общественного мнения.

Под банковским регулированием понимается система мер, с помощью которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковского сектора. Регулирование осуществляется для поддержания устойчивости всего банковского сектора, а надзор (контроль) – для обеспечения надежности отдельных банков.

Практика банковского регулирования и надзора сводится к разработке и реализации соответствующими органами установленных правил, основанных на действующем законодательстве и учитывающих конкретную экономическую ситуацию.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно-признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.

Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования  и банковского надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

Одной из основных причин потери банками устойчивости является низкий уровень управления. Предстоит существенно повысить требования к владельцам и руководителям кредитных организаций с тем, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении кредитными организациями руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере  регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций.

Банк России продолжает работу по повышению требований к владельцам и руководителям кредитных организаций, включая:

- обеспечение прозрачности структуры  собственности кредитных организаций  путем законодательного установления  требований к представлению сведений  о себе и своей деятельности, в том числе сведений финансовом положении и деловой репутации, лицами (группами лиц), имеющими возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальными владельцами);

- принятие поправок в законодательство  Российской Федерации, уточняющих  (с учетом международного опыта) критерии деловой репутации членов совета директоров, а также предоставляющих Банку России право устанавливать критерии оценки деловой репутации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях.

Банковский надзор предусматривает развитие содержательных подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций.

Важной предпосылкой организации банковского надзора на консолидированной основе является надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы. В связи с этим будут расширены полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное предоставление об организации банковских групп и банковских холдингов.

Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Повышению эффективности процедуры ликвидации способствует создание института корпоративного ликвидатора.

Введение института корпоративного ликвидатора банков и предоставление соответствующих полномочий Агентству по страхованию вкладов обусловлены тем, что Агентство в качестве органа, осуществляющего функцию страхования вкладов физических лиц, заинтересовано в выявлении  признаков банкротства на ранней стадии возникновения проблем у банка. Использование института корпоративного ликвидатора в большей степени позволит сохранить активы ликвидируемых банков и в полной мере обеспечить интересы их кредиторов и вкладчиков.

 

1.2. Банковский сектор  как экономическая и правовая  категория

 

Банковская система является ключевым элементом денежно-кредитной системы, и во всех странах признается важнейшим фактором развития экономики, способствующим развитию всего государства. От состояния банковской системы России во многом зависят перспективы устойчивого развития страны, ее положение на международной арене, благополучие граждан.

Банки относят к числу наиболее регулируемых организаций и учреждений. Это связано с ролью финансовых институтов как кровеносной системы экономики. Надежность и независимость банковской системы является одной из основ экономической безопасности, независимости самого государства. Можно не иметь собственного авиастроения или автомобильной промышленности, но ни одно государство не доверит свою банковскую систему другому государству. Известны примеры сравнительно небольших государств, которые за счет мощной банковской системы играют ведущие роли в мировой экономике.

Информация о работе Экономический анализ правового регулирования банковского сектора