Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель данной работы – изучение эластичности спроса и предложения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Рассмотреть эластичность спроса по цене и доходу; Рассмотреть перекрестную эластичность спроса;
Рассмотреть эластичность предложения; Рассмотреть кривые спроса и предложения; Научиться рассчитывать эластичность по разным показателям; Применять знания на практике.
Введение
Глава 1. Прямая эластичность спроса по цене
1.1 Эластичность спроса по цене
1.2 Виды кривых спроса
1.3 Эластичность спроса по доходу
Глава 2. Перекрестная эластичность спроса
2.1 Перекрестная эластичность спроса по цене
Глава 3. Эластичность предложения
3.1 Эластичность предложения по цене и определяющие ее факторы
3.2 Расчет эластичности предложения по цене
3.3 Виды кривых предложения
Практикум
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Прямая эластичность спроса по цене
1.1 Эластичность спроса по цене
1.2 Виды кривых спроса
1.3 Эластичность спроса по доходу
Глава 2. Перекрестная эластичность спроса
2.1 Перекрестная эластичность спроса по цене
Глава 3. Эластичность предложения
3.1 Эластичность предложения по цене и определяющие ее факторы
3.2 Расчет эластичности предложения по цене
3.3 Виды кривых предложения
Практикум
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
С микроэкономической точки зрения рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
Понятие предложения и спроса показывает, как потребительские предпочтения действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам).
Спрос и предложение – взаимозависимы
Эластичность – безразмерная величина; ее использование снимает сложности, связанные с единицами и масштабами рассматриваемых величин.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки.
Цель данной работы – изучение эластичности спроса и предложения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Объектом работы выступает спрос и предложение.
Предметом – эластичность спроса и предложения.
Глава 1. Эластичность спроса по цене
1.1 Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Эластичность спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены.
Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта и товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен в данное время. Функция спроса Q = D(P) устанавливает зависимость объема спроса Q от цены P. Главный вопрос, возникающий при анализе этой зависимости, – это вопрос о том, насколько резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Числовое значение коэффициента эластичности спроса по цене можно определить по следующей формуле:
Данный коэффициент равен отношению изменения объема и процентному соотношению цены.
Рис.1.
Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, так как числитель и знаменатель коэффициента имеют разные знаки. Однако, для экономистов это не важно, так как коэффициент эластичности берется по модулю .
Спрос будет эластичным, если >1. Объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Если <1, то спрос является неэластичным по цене.
Единичная эластичность спроса, если =1. Изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
Абсолютно неэластичный спрос, если =0. Объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Абсолютно эластичный спрос по цене, если = ∞. Объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.
Графики эластичного проса по цене.
Рис.2. Эластичный спрос( >1)
Сильная реакция спроса по цене. Снижение цены с Р до Р вызывает значительное увеличение спроса с Q до Q , а повышенная выручка будет равна Q*P и она возрастет.
Рис.3. Неэластичный спрос ( <1)
Слабая реакция спроса по цене. Понижение цены вызывает незначительный рост спроса, следовательно, общая выручка будет равна Q*P и она понижается.
Рис.4. Спрос с единичной эластичностью( =1)
Если наблюдается единичная эластичность спроса по цене, то есть снижение цены в точности компенсируется увеличением роста величины спроса. Общая выручка остается неизменной.
Рис.5. Абсолютно неэластичный спрос по цене ( =0)
D1 показывает, что возможно существование только одной цены, при которой товар будет преобразовываться.
D2 показывает, что товар приобретается покупателем в одинаковом объеме при любой цене.
1.2 Виды кривых спроса
Классифицируют кривые спроса в соответствии с их эластичностью.
Спрос на товар оценивается как эластичный, когда значение его эластичности >1 (изменение количества товара, выраженное в процентах, относительно выше, чем изменение его цены, выраженное в процентах).
Спрос оценивается как неэластичный, когда значение его эластичности
< 1 (изменение количества товара относительно ниже изменения цены на него).
Если эластичность = 1, то есть относительное количество товара изменяется в точном соответствии с изменением цены, спрос характеризуется единичной эластичностью.
Полезно следовать правилу "большого пальца": чем более полога кривая спроса, проходящая через точку, тем выше эластичность спроса; чем более крута кривая спроса, проходящая через данную точку, тем меньше эластичность спроса по цене.
Мы рассмотрим пять видов кривой спроса. В экстремальном случае нулевой эластичности спрос на товар абсолютно неэластичен, а кривая спроса вертикальна (при каждой возможной цене предлагаемое количество товара не изменяется). По мере роста эластичности кривая спроса становится все более пологой.
В экстремальном случае абсолютно эластичного спроса эластичность спроса по цене стремится к бесконечности. В этом случае кривая спроса горизонтальна по отношению к оси абсцисс, что отражает тот факт, что небольшие изменения цены ведут к значительному изменению объема спроса.
Кривая первого типа : совершенно неэластичный спрос: эластичность =0.
Рис.6.
Кривая второго типа: неэластичный спрос: эластичность <1.
Рис.7.
Кривая третьего типа: спрос единичной эластичности: эластичность=1.
Рис.8.
Кривая четвертого типа: эластичный спрос: эластичность>1.
Рис.9.
Кривая пятого типа: совершенно неэластичный спрос: эластичность стремиться к бесконечности.
Рис.10.
1.3 Эластичность спроса по доходу
Важную роль в экономической деятельности играет эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу – это мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу – это показатель эластичности спроса по доходу, посредством которого измеряется данный вид эластичности.
Коэффициент эластичности спроса по доходу есть отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя. Он рассчитывается по формуле:
где I - доходы потребителя; Q - объем купленного блага.
Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т. д.
Знание коэффициента эластичности спроса по доходу для тех или иных товаров важно, например, для предприятий розничной торговли, поскольку позволит им регулировать свои запасы и заказы таким образом, чтобы оптимально реагировать на возникающие изменения рынка. Для товаров высшей категории, спрос на которые растет с увеличением доходов, эластичность спроса по доходу является величиной положительной. Для товаров низшей категории спрос, на которые снижается с ростом доходов, эластичность спроса по доходам отрицательна.
Расчет коэффициента эластичности спроса по доходу дает нам возможность отделить в потреблении "низшие" товары от "нормальных" товаров. Отличие коэффициента эластичности спроса по доходу от коэффициента эластичности спроса по цене состоит в том, что абсолютное значение коэффициента эластичности здесь играет меньшую роль, чем при определении эластичности спроса по цене. Зато большее значение приобретает положительная или отрицательная реакция на изменение дохода. Поэтому знак "+" или " - " должен учитываться и величина коэффициента не должна оцениваться только по модулю. Объясняется это тем, что если мы имеем дело с "нормальными" товарами, такими, как качественная одежда, обувь, товары длительного пользования, то рост доходов ведет к увеличению спроса на них, а значит, прямая зависимость объема спроса и доходов найдет отражение в положительном значении коэффициента эластичности. Таким образом, для "нормальных" или полноценных товаров > 0. Если же речь идет о "низших" или неполноценных товарах, таких, как хлеб, крупы, рост доходов вызовет снижение объема спроса на них. Обратная зависимость спроса и доходов в этом случае найдет отражение в отрицательном значении коэффициента эластичности спроса по доходу, т. е. для "низших" товаров < 0. Если эластичность спроса по доходу близка к нулю = 0, то мы имеем дело с товарами первой необходимости, потребление которых нечувствительно к изменению дохода, это нейтральные товары, потребление их не зависит от дохода. Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.
Глава 2. Перекрестная эластичность спроса
2.1 Перекрестная эластичность спроса по цене
Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используют понятие перекрестной эластичности спроса.
Перекрестная эластичность спроса – это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги.
Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В:
где ЕАВ – перекрестная эластичность спроса; QA – объем спроса на товар А; Pв – цена товара В.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть меньше нуля, больше нуля и равен нулю.
Если ЕАВ > 0, то мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами. Например, рост цены на яблоки вызовет увеличение объема спроса на груши, поскольку в этом случае они оказываются сравнительно более дешевыми. И наоборот, снижение цены на яблоки приведет к уменьшению спроса на груши, ибо относительно дешевле станут апельсины.
Если ЕАВ < 0, речь идет о товарах, дополняющих друг друга. Если подешевели зубные пасты, то это приведет к росту объема спроса на них и на зубные щётки. А удорожание электроэнергии вызовет падение объема спроса на станки.
Если же ЕАВ = 0, то товары А и В нейтральны, никак не связаны между собой. Скажем, если снизилась цена на бананы, это никак не отразится на спросе на автомобили.
В отличие от коэффициента прямой эластичности E коэффициент перекрестной эластичности обозначается .