Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей построения системы управления персоналом на малых предприятиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- изучить понятие малого предпринимательства, его сущность и особенности;
- рассмотреть особенности построения системы управления на малом предприятии;
- проанализировать экономическую характеристику предприятия ЗАО «Татметлом», г. Нижнекамск;
- рассмотреть систему управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом»;
- разработать рекомендации и предложения по построению системы управления на предприятии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом на малых предприятиях 5
1.1 Характеристика малого предприятия, его сущность и особенности 5
1.2 Характеристика основных функций управления персоналом на предприятии 8
1.3 Особенности управления персоналом на малых предприятиях 12
Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии 18
2.1 Характеристика предприятия: основные экономические показатели 18
2.2 Анализ системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом» 23
2.3 Предложения и рекомендации по построению системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом» 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Задачи ЗАО «Татметлом»;
- своевременно и правильно
анализировать ценовую и
- проводить учет остатков и отслеживать изменения в спросе;
- отслеживать конкурентов и планировать свои финансово – экономические показатели, а также другие подобные задачи;
- наблюдать за деятельностью
конкурентов предприятия и
За время своего существования организация прочно устоялась на данной нише, изучила и соответственно прослеживает состояние и изменения на данном рынке, учитывает интересы потребителей и в соответствии с этим формирует и одновременно корректирует ценовую и ассортиментную политику. У данной организации, как и у всех остальных организаций, имеются как свои плюсы, так и минусы. Существенные его плюсы в том, что у организации сформирована своя клиентская база, набран квалифицированный персонал, налажены тесные связи с поставщиками строительных материалов, что не маловажно для дальнейшего развития организации.
Миссия предприятия ЗАО «Татметлом»:
Продавать и предоставлять
клиентам и партнерам товары
и услуги, которые в дальнейшем,
в процессе будет радовать
их глаз, дарить уют, преображать
любимый и родной город.
Анализ внешней среды предприятия:
Поставщики:
- ЗАО «Северсталь - Инвест»;
- ООО «Лидер Строй»;
- ООО «Интермет - Поставка»;
- ООО «КомТех»;
- ОАО «Нижнекамск - Нефтехим» и многие другие.
Со всеми перечисленными поставщиками организация имеет тесные связи, доверительные отношения, так как сотрудничает и работает уже больше 3 лет, а с некоторыми и около 6 лет. За это время ЗАО «Татметлом» зарекомендовало себя, как организацию, которая серьезно ведет дела, и исправно оплачивает приобретенную продукцию, Поэтому, если это необходимо ей может быть предоставлена рассрочка в платеже и предоставлен кредит, что не маловажно для тех и других.
Конкурентов у организации не мало. Это и организации и частные лица. У предприятия есть свои отличительные черты и плюсы, которые позволяют держаться на плаву. Среди конкурентов такие организации как:
- ООО «Втормет - ресурс»;
- ООО «Метаслав»;
- ЗАО «Металообаза»;
- ООО «Металлторг» и многие другие.
Потребители. У организации
имеются своя постоянная клиентская
база. Организация работает как с
физическими лицами, так и с
организациями. Привлекает клиентов тем,
что при больших объемах
Организация прослеживает всяческие изменения на рынке, изучает спрос потребителей и старается не отставать от состояния рынка и конкурентов. Разрабатывает ценовую политику и политику, связанную со скидками.
Таблица 1.
SWOT – анализ предприятия ЗАО «Татметлом»
Возможности: 1.Привлечение новых партнеров, 2.Занятие большего % данной ниши рынка; 3.Предоставление кредитов и рассрочек покупателям; |
Угрозы: 1.Переманивание клиентов
конкурентами на более 2.Появление вблизи конкурента,
занимающегося данной | |
Сильные стороны: 1.Быстрое обслуживание клиентов; 2.Сплоченный и 3.Предоставление 4. Возможность рассрочки при платеже; 5.Удобное месторасположение; |
Для предприятия не доставит особого труда привлечь как поставщиков, так и клиентов. Ведь работа сплоченного коллектива более эффективна. Тем более потребитель при покупке получает не только свой товар и услугу, но и дальнейшее обслуживание и корректировку. |
Расположение предприятия достаточно удобное. Это может привлечь сюда фирм – конкурентов и этим отнять часть клиентов и соответственно часть прибыли. |
Слабые стороны: 1.Ассортимент стройматериалов не достаточно широкий; 2.Устарение некоторых технологий работы; 3. Применение примитивных методов строительства; 4. Срыв сроков строительства. |
За счет привлечения большего числа потребителей фирма может занять большую часть данного рынка. Но вначале нужно грамотно и правильно разработать пути достижения поставленных целей. |
Если фирма вначале потратит некоторую часть от своей прибыли на совершенствование технологий и решит проблемы, то привлечение новых партнеров и покупателей более вероятна. |
Основными экономическими показателями любого предприятия принято считать:
- товарооборот (выручка);
- прибыль;
- расходы предприятия.
Таблица 2.
Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Татметлом»
(тыс. руб.)
п/п |
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Темп роста, % |
Откло- ние (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС и акцизов |
193491 |
195838 |
103,2 |
- 2347 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг |
160519 |
161250 |
101,2 |
731 |
3 |
Валовая прибыль |
32972 |
34588 |
112,4 |
1616 |
- в % к выручке от продаж |
17,65 |
19,23 |
|||
4 |
Коммерческие расходы |
8546 |
9854 |
115,3 |
1308 |
- в % к выручке от продаж |
11,62 |
12,99 |
|||
5 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- в % к выручке от продаж |
- |
- |
- |
- | |
6 |
Прибыль (убыток) от продаж |
24426 |
24734 |
106 |
308 |
- в % к выручке от продаж |
6,02 |
6,24 |
|||
7 |
Прочие доходы и расходы |
(281) |
(403) |
143,42 |
|
8 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
24145 |
24331 |
143 |
122 |
- в % к выручке от продаж |
5,64 |
5,71 |
|||
9 |
Текущий налог на прибыль |
829 |
866,2 |
104 |
186 |
10 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
23316 |
23464,8 |
104,5 |
130,8 |
Выручка от продаж на предприятии ЗАО «Татметлом» ежегодно растет и соответственно имеет положительный темп прироста 3 и более процентов. Отклонение показателя отчетного года от базового положительное, составляет 2347 тысяч рублей.
Себестоимость проданных товаров ежегодно меняется, а точнее увеличивается. Темп прироста составил 1 %. Нужно отметить то, что это незначительное изменение, которое оказывает положительное влияние на конечный результат деятельности предприятия.
Валовая прибыль предприятия
также имеет положительный
Прибыль от продаж составляла в 2011 году 24426 тысяч рублей и в 2012 году – 24734 тысячи рублей. Наблюдается увеличение прибыли, но незначительно. Темп прироста 6 %, отклонение положительное. Чистая прибыль ежегодно также возрастает.
Что касается рабочего персонала или трудовых ресурсов. Персонал состоит из: главного бухгалтера, бухгалтера, кассира, заведующего складом, грузчиков, водителей, рабочих, техников. У работников офиса имеется высшее образование, стаж работы, на месте без отрыва от рабочего процесса проводятся обучение и повышение квалификации кадров. Коллектив предприятия сплоченный на протяжении 4 лет.
Рассмотрим организационную структуру на предприятии:
Схема 1. Организационная структура предприятия ЗАО «Татметлом»
Персоналом управляет генеральный директор, но более детально, а именно, за выполнение обязанностей каждого из офисных работников отвечает и следит главный бухгалтер. На складе персонал находится под руководством заведующего склада. За счет этого все работники трудятся добросовестно и получают за качественную работу достойную заработную плату и премии. На предприятии установлено видеонаблюдение как в целях безопасности, так и в целях рационального расходования рабочего времени персонала.
Функции директора предприятии:
- координация деятельности всех работников предприятия;
- контроль за исполнением обязанностей каждого работника и так далее.
Функции главного бухгалтера:
- контроль за налоговой
и финансовой отчетностью
- сдача в налоговые, пенсионные органы отчетов;
- контроль за деятельностью бухгалтера, кассира и менеджера.
Функции бухгалтера:
- формирование и оправка директору ежедневных отчетов;
- составление бухгалтерского баланса и формирование данных в 1С.
Функции кассира:
- работа с ККМ (контрольно – кассовая машинка);
- ведение кассовой книги;
Функции менеджера:
- работа с дебиторской задолженностью;
- привлечение новых клиентов
и поддержание существующей
- контроль цен и ассортимента предприятия.
Функции заведующего складом:
- контроль остатков на складе;
- ведение отчетности склада;
- контроль за работниками склада.
Система управления на предприятии,
также и управление персоналом осуществляется
непосредственно самим
Руководитель предприятия
общества часто находится в
Из – за такой системы управления персоналом, на предприятии могут случаться разногласия между должностными лицами и руководством предприятия. Это объясняется тем, что у всех людей, которые трудятся на предприятии, могут различаться взгляды и отношения к нанимаемым или увольняемым работникам. Поэтому необходимо находиться в постоянной связи с руководством предприятии.
Что касается расчета с
персоналом по заработной плате, то на
данном участке управляет главный
бухгалтер, который начисляет заработную
плату один раз в месяц и
аванс также один раз в месяц.
Заработная плата у всех работников
состоит из фиксированного оклада,
часть, которой выдается в качестве
аванса, в начале месяца. Необходимо
отметить то, что работа данного
предприятия относится к