Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.
Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62
Таблица 1.3.3. - Анализ влияния факторов на финансовые результаты реализации молока
План |
Факт |
Отклонение от плана |
Фактическая реализация при плановой себестоимости или цене | |
Полная себестоимость реализова |
12409 |
7940 |
-4469 |
6367 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
20230 |
12784 |
-7446 |
10381 |
Финансовый результат от реализации продукции, тыс.руб. |
+7821 |
+4844 |
-2977 |
+4014 |
Отклонение финансового результата от планового за счет: Изменение себестоимости |
+1573 |
|||
Цены реализации |
+2403 |
|||
Объема и структуры реализованной продукции |
-3807 |
Как видим, в ГУП ОПХ Зеленогорское за счет снижения роста себестоимости зерновых прибыль предприятия выросла на 5642тыс.руб.(15855-10213). За счет снижения себестоимости молока прибыль выросла на 1573 тыс.руб. ( 7940-6367). Влияние реализационных цен зерновых, было положительным и по зерновым и по молоку. За счет данного фактора произошло увеличение прибыли зерновых на – 6188тыс. руб. (19012-12824) тыс.руб., а молока на – 2403 тыс.руб. (12784-10381)
За счет изменения структуры и объема товарной продукции прибыль предприятия снизилась за счёт зерновых на 502 тыс.руб. (2611-3113), увеличилась общая прибыль зерновых на 44 тыс.руб. Молока снизилась на 3807 тыс.руб. , негативная роль предшествующих факторов молока привела к снижению общей прибыли на 2977 тыс.руб. Установим влияние на прибыль изменения объема и структуры реализованной продукции зерновых и молока. Рассчитаем влияние первого фактора зерновых, плановую прибыль от реализации продукции умножаем на процент выполнения плана реализации в плановых ценах, и полученный результат делим на 100:
[3113 х (12824/15448 х 100 – 100): 100] = -528,77 тыс.руб.
Молока:
7821 х (10381/20230 х 100 -100):100 = -3807,66 тыс.руб.
Влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль исчисляем как разность между общей суммой отклонений за счет изменения структуры и объема реализации и суммой, показывающей изменение объема:
Зерновые:
502-(-528,77)=1030,77 тыс.руб.
Молоко:
-3807-(-3807,66)=0
Таким образом, хозяйство, увеличив объем реализованной продукции зерновых и зернобобовых, эффективно изменило ее структуру, что привело к увеличению прибыли на 1030,77 тыс. руб. ГУП ОПХ Зеленогорское рационально реализовало продукцию зерна, о чём свидетельствует прибыль на ценах реализации. Следовательно, предприятие удачно выбрало каналы реализации. А вот объем реализации молока не изменило её структуру, хотя цена реализации была высокой.
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации
Одной из основных составляющих успеха деятельности предприятия является реализация продукции. Но в настоящее время управление сбытом является наиболее слабым звеном в системе функционирования сельскохозяйственных организаций, что влечет за собой значительные потери произведенной продукции и доходов. Проблемы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин: несовершенством существующего ценообразования, слабо развитой инфраструктурой рынка, разрушением связей между производителями и потребителями, недостатком необходимой информации о состоянии рынка, недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
Сложнейшей проблемой управления сбытом на предприятии в условиях острой конкуренции является завоевание или сохранение им предпочтительной доли рынка, а также достижение превосходства над конкурентами. Поэтому сбыт продукции должен рассматриваться через призму рыночного спроса и предложения, именно в этом заключается содержание сбытовой деятельности в условиях рыночной экономики, свободы хозяйственной деятельности. В этой связи главной задачей системы управления сбытом сельскохозяйственного предприятия должна стать реализация экономического интереса производителя в получении прибыли на основе удовлетворения спроса преимущественно целевых потребителей.
Сбыт является завершающей
стадией хозяйственной
Сбытовая политика ГУП ОПХ Зеленогорское организована на достаточно высоком уровне. Во-первых, в хозяйстве постоянно проводится мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию. Во-вторых, предприятие сотрудничает с ГУП "Самара-АРИС", которое предоставляет консультационные услуги по всем направлениям производства и реализации продукции. Также необходимо отметить, что предприятием постоянно отслеживается конъюнктура рынка, и руководством заключаются наиболее выгодные договора как с поставщиками необходимых материально-производственных ресурсов, так и с покупателями произведенной продукции.
Так как основными направлениями деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское являются производство элитных семян сельскохозяйственных культур и производство молока, необходимо проанализировать организацию сбыта каждого из видов производимой продукции.
Важно отметить в динамике, какую именно продукцию растениеводства реализует предприятие, и по каким направлениям (таблица 1.4.1, рис.2).
Как видно из диаграммы, основной продукцией для реализации является пшеница на семена и фуражная, семенной горох, а также ячмень, как семенной, так и фуражный. Доля семенного ячменя в структуре реализованной продукции растениеводства имеет тенденцию неустойчивого роста, похожая ситуация и с семенным горохом. Среди реализации семенного материала основную долю всегда занимает пшеница, так как является более распространенной культурой и имеет наибольший спрос.
Таблица 1.4.1. Реализация продукции растениеводства, тонн.
|
2006 |
2007 |
2008 |
в среднем за 1 период |
2009 |
2010 |
2011 |
в среднем за 2 период |
отношение 2 периода к 1 , % |
В качестве семян: Зерновые |
1700 |
200 |
1950 |
950 |
1200 |
1350 |
1400 |
1363 |
143,4 |
Пшеница |
1100 |
1050 |
1100 |
1075 |
700 |
800 |
950 |
919 |
85,5 |
Ячмень |
200 |
550 |
400 |
375 |
300 |
300 |
300 |
344 |
91,7 |
Горох |
400 |
400 |
450 |
400 |
200 |
250 |
150 |
325 |
81,3 |
В качестве фуража: Зерновые |
2540 |
2530 |
1132 |
2535 |
1002 |
1160 |
1000 |
1457 |
57,5 |
Зернофураж населению (в счет ОТ) |
560 |
560 |
475 |
501 |
495 |
518 |
92,5 | ||
Пшеница предприятиям |
1040 |
1350 |
728 |
1195 |
300 |
800 |
550 |
756 |
63,2 |
Пшеница населению (в счет ОТ) |
250 |
250 |
170 |
190 |
100 |
192 |
76,8 | ||
Ячмень предприятиям |
750 |
400 |
245 |
575 |
100 |
34 |
200 |
239 |
41,5 |
Ячмень населению (в счет ОТ) |
-- |
-- |
200 |
200 |
176 |
180 |
200 |
191 |
95,6 |
Овес предприятиям |
-- |
305 |
-- |
305 |
152 |
76 |
200 |
178 |
58,3 |
Овес населению (в счет ОТ) |
-- |
-- |
60 |
60 |
71 |
81 |
200 |
94 |
157,3 |
Горох предприятиям |
200 |
275 |
104 |
238 |
200 |
100 |
50 |
160 |
67,5 |
Горох населению (в счет ОТ) |
-- |
-- |
50 |
50 |
40 |
50 |
20 |
42 |
84,0 |
Анализируя данные таблицы 1.4.1. можно отметить, что в целом, объемы реализации зерна в качестве семенного материала растут, темп роста данного показателя во втором периоде составил 43,4%. Среди реализованного зерна в 2011 году семенной материал составляет около 50 %. Данная тенденция положительно характеризует товарную политику предприятия, так как именно реализация семян приносит предприятию наибольшую прибыль в отрасли растениеводства.
За анализируемый период наблюдается расширение каналов реализации продукции, так с 2006 года появилась реализация зерноотходов по всем культурам населению в качестве натуроплаты. С одной стороны этот канал реализации может показаться менее эффективным, так как продукция реализуется по себестоимости, однако деятельность в сельском хозяйстве несет и социальную функцию. С целью повышения уровня жизни сельского населения предприятие предоставляет своим работникам зерноотходы для ведения ЛПХ по доступным ценам, также данное направление реализации помогает руководству в условиях дефицита денежных средств на оплату труда. Отметим структуру выручки, получаемой от реализации продукции растениеводства (таблица 1.4.2., рис. 3.).
Таблица 1.4.2. Выручка от реализации продукции растениеводства, тыс.руб.
Культура |
2006 |
2007 |
2008 |
в среднем за 1 период |
2009 |
2010 |
2011 |
в среднем за 2 период |
отношение 2 периода к 1 , % |
В качестве семян: Зерновые |
6181 |
11000 |
13300 |
10160 |
9100 |
9600 |
11200 |
9967 |
98 |
Пшеница |
3520 |
5850 |
7700 |
5690 |
5600 |
5600 |
7600 |
6267 |
110 |
Ячмень |
660 |
2750 |
2000 |
1803 |
1500 |
1500 |
2100 |
1700 |
94 |
Горох |
2000 |
2400 |
3600 |
2667 |
2000 |
2500 |
1500 |
2000 |
75 |
В качестве фуража: Зерновые |
9360 |
79988 |
3587 |
30978 |
2575 |
3292 |
4000 |
3289 |
11 |
Пшеница |
4920 |
4320 |
2326 |
3855 |
750 |
2400 |
2200 |
1783 |
46 |
Ячмень |
900 |
1200 |
735 |
945 |
300 |
102 |
800 |
401 |
42 |
Горох |
2600 |
963 |
416 |
1326 |
600 |
300 |
200 |
367 |
28 |
Овес |
-- |
885 |
-- |
885 |
350 |
190 |
800 |
447 |
51 |
Населению: Зерновые |
-- |
-- |
224 |
224 |
229 |
251 |
248 |
243 |
108 |
Пшеница |
-- |
-- |
100 |
100 |
85 |
95 |
50 |
77 |
77 |
Ячмень |
-- |
-- |
80 |
80 |
88 |
90 |
100 |
93 |
116 |
Овес |
-- |
-- |
24 |
24 |
88 |
41 |
50 |
60 |
250 |
Горох |
-- |
-- |
20 |
20 |
20 |
25 |
10 |
18 |
90 |
Рис.3. Структура выручки от реализации продукции растениеводства в 2010 году.
Безусловно, наибольший объем выручки от реализации продукции растениеводства приносит продажа семенного материала таких культур как пшеница (49,3%), горох (9,7%) и ячмень (13,6%). ГУП ОПХ Зеленогорское возделывает новые районированные сорта, получает семенной материал высокого качества, на который устанавливаются достаточно высокие цены.
Данные о рыночных ценах на элитные семена за последние 2 года свидетельствуют о высоких темпах роста ценовых показателей, что благоприятно сказывается на результатах предпринимательской деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское
Таблица 1.4.3. Цены реализации элитных семян сельскохозяйственных культур, рублей за тонну.
Культура |
2010 |
2011 |
2011 к 2010,% |
Озимая пшеница ("Безенчукская-380", "Малахит") |
7000 |
14000 |
200 |
Ячмень "Ястреб" |
5000 |
12000 |
240 |
Горох "Флагман-7" |
7000 |
15000 |
214,3 |
Горох "Флагман-10" |
12000 |
17000 |
141,7 |
В 2010 году реализация семян пшеницы сортов "Безенчукская-380" и "Малахит" производилась в среднем по цене 7000 рублей за тонну ячменя – 5000 рублей, гороха – 10000 рублей. Горох на семена реализовали: "Флагман 7" по 7000 рублей за тонну, "Флагман 10" – 12000 рублей за тонну.
При подработке зерна хозяйство получает зернофураж хорошего качества, который возможно реализовывать по высоким ценам, как на сторону, так и внутри хозяйства. Средняя цена реализации зерноотходов в 2010 году составила 2838 рублей за тонну. Доля зерноотходов, реализуемых в счет оплаты труда, в структуре выручки от реализации продукции растениеводства составила всего 2% в силу низкой цены реализации 500 рублей за тонну.
Ежегодно ГУП ОПХ Зеленогорское продает семена зерновых в хозяйства Самарской области, а также в хозяйства соседних регионов. В данном случае конкурентами являются: Самарский НИИСХ им. Тулайкова, фермерское хозяйство Елисеева С.В., ООО "Сато-М" и другие хозяйства, имеющие излишний семенной фонд. Тем не менее, руководству хозяйства удается выгодно и эффективно проводить сбыт продукции, благодаря постоянному контролю качества, отлаженности сбытовой политики и системы заключения договоров на выгодных для предприятия условиях. На основании заключенных руководством хозяйства контрактов, ОПХ Зеленогорское вправе требовать от покупателя соответствия закупочных цен условиям рынка в определенный момент, в случае появления серьезных разногласий договор расторгается.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции