Анализ себестоимости продукции и выявление резервов её снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проведение анализа себестоимости продукции ОАО ГЛЗ «Центролит» и выявление резервов ее снижения.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

а) рассмотрение возможных методик анализа себестоимости продукции;

б) проведение анализа структуры и динамики себестоимости продукции;

в) анализ затрат на рубль товарной продукции;

г) проведение анализа прямых материальных и трудовых затрат;

д) разработка путей снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3

1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции …………. 5

1.1 Понятие, сущность, виды себестоимости продукции …………….... 5

1.2 Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции ………………………………………………………………………... 8

1.3 Методика анализа себестоимости продукции …………………….. 13

2 Анализ себестоимости продукции ОАО ГЛЗ «Центролит» ………... 17

2.1 Технико-экономическая характеристика организации …………… 17

2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости продукции ………. 22

2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ……………………... 26

2.4 Анализ прямых материальных и трудовых затрат ………………... 31

3 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ………… 37

Заключение ……………………………………………………………… 44

Список использованных источников ………………………………….. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 663.49 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины» 

Факультет экономический

Кафедра бухгалтерского учета, контроля  
и анализа хозяйственной деятельности

 
 
 
 

Анализ  себестоимости продукции и выявление  резервов её снижения

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

студентка группы БУ-41                                                                 Горелик Я.О. 

Научный руководитель:

старший преподаватель                                                                   Рыбакова Е.Я.

 

     СОДЕРЖАНИЕ: 

     Введение  …………………………………………………………………... 3

     1 Теоретические основы анализа  себестоимости продукции …………. 5

     1.1 Понятие, сущность, виды себестоимости  продукции …………….... 5

     1.2 Значение, задачи и источники  информации анализа себестоимости  продукции ………………………………………………………………………... 8

     1.3 Методика анализа себестоимости  продукции …………………….. 13

     2 Анализ себестоимости продукции  ОАО ГЛЗ «Центролит» ………... 17

     2.1 Технико-экономическая характеристика  организации …………… 17

     2.2 Анализ структуры и динамики  себестоимости продукции ………. 22

     2.3 Анализ затрат на рубль товарной  продукции ……………………... 26

     2.4 Анализ прямых материальных и  трудовых затрат ………………... 31

     3 Выявление резервов снижения  себестоимости продукции ………… 37

     Заключение  ……………………………………………………………… 44

     Список  использованных источников ………………………………….. 45

     Приложения  ……………………………………………………………....47  

 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой  результат производственной деятельности предприятия. Себестоимость - это совокупность затрат живого и овеществленного  труда. Данный показатель необходим  как средство управления прибылью, а прибыль - это главная цель работы коммерческой организации.

     Для правильного управления себестоимостью необходимо большую роль отводить вопросам управления затратами на производство. Без правильной оценки реальной себестоимости  нельзя правильно управлять эффективностью производства. Процесс управления затратами  на производство - это многопрофильный  процесс, охватывающий все аспекты  хозяйственной деятельности, начиная  со снабжения и кончая реализацией  готовой продукции.

     В условиях перехода к рыночной экономике  себестоимость продукции является важнейшим показателям производственно-хозяйственной  деятельности организации. Исчисление этого показателя необходимо для  оценки выполнения плана по данному  показателю и его динамики; определения  рентабельности производства и отдельных  видов продукции; осуществления  внутрихозяйственного хозрасчета; выявления  резервов снижения себестоимости; определения  цен на продукцию; обоснования решений  о производстве новых видов продукции  и снятия с производства устаревших.

     Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование  и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

     Анализ  себестоимости продукции и направлен  на выявление возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта  продукции. Изучение себестоимости  продукции позволяет дать более  правильную оценку уровню показателей  прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

     Непосредственной  задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

     Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  анализ и последующее выявление резервов снижения себестоимости являются важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

     Предметом исследования является анализ себестоимости  продукции на предприятии.

     Целью работы является проведение анализа себестоимости продукции ОАО ГЛЗ «Центролит» и выявление резервов ее снижения.

     Достижение  поставленной цели требует решения  следующих задач:

     а) рассмотрение возможных методик анализа себестоимости продукции;

     б) проведение анализа структуры и динамики себестоимости продукции;

     в) анализ затрат на рубль товарной продукции;

     г) проведение анализа прямых материальных и трудовых затрат;

     д) разработка путей снижения себестоимости  продукции.

     Для раскрытия исследуемой темы использованы, работы известных экономистов, обращавшихся к вопросу организации экономического анализа: Г. В. Савицкой, А. В. Стражева, Т. П. Елисеевой и многих других, а также документация предприятия. 

 

     

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 
 

     1.1  Понятие, сущность, виды себестоимости продукции 
 

     Себестоимость продукции служит одним из важнейших  экономических показателей, характеризующих  эффективность работы предприятия.

     Себестоимость промышленной продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на её производство и сбыт.  Затраты на производство образует производственную себестоимость, а затраты на производство и сбыт – полную.

     Себестоимость продукции является экономической  категорией, связанной с существованием самостоятельных хозяйствующих  субъектов в условиях товарно-денежных отношений и показывает, во что  предприятию обходится производство и сбыт продукции. При этом себестоимость  является категорией простого воспроизводства, поскольку, постоянно возмещаясь в  цепе продукции, она позволяет предприятию  возобновлять выпуск в неизменном масштабе [1, с.159].

     Себестоимость продукции формируется из множества  видов расходов, имеющих различную  экономическую природу и по-разному  влияющих на ее общий уровень.

     Большую роль в планировании, учете и калькулировании себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости.

     Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов  или статей затрат в общей сумме  затрат на производство и реализацию продукции.

     Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат в экономически однородным элементам и статьям калькуляции.

     Поэлементная  структура себестоимости продукции  различается по отраслям промышленности. Эти отличия определяют характер промышленного производства в зависимости  от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. Например, в целом по промышленности наибольший удельный вес занимают материальные затраты и трудовые затраты.

     В практике работы промышленности, в  зависимости от условий, назначения и конкретного объекта исчисления, различают следующие основные виды себестоимости.

     1. Индивидуальная и отраслевая  себестоимость. Каждое предприятие  определяет себестоимость всей  выпускаемой продукции с учетом  своих технических и организационных  особенностей, которые находят отражение  в уровне и структуре индивидуальной  себестоимости продукции. Себестоимость в целом по предприятию определяется на основе годовой сметы затрат на производство.

     Для целей ценообразования необходимо знать себестоимость единицы  продукции, которая определяется на каждом предприятии самостоятельно. Если предприятие входит в отрасль, производящую однородную продукцию, то по этой продукции может быть определена отраслевая (среднеотраслевая) себестоимость.

     2. Цеховая, производственная и полная (коммерческая) себестоимость. Цеховая  себестоимость продукции определяется  суммой затрат всех цехов предприятия  при цеховой системе управления  предприятием. Она включает затраты  на производство продукции, связанные  с ее изготовлением с добавлением  расходов по управлению и обслуживанию  цехов — общепроизводственных  расходов.

     Производственная  себестоимость содержит все затраты  предприятия, связанные исключительно  с изготовлением продукции. Она  определяется путем прибавления  к цеховой себестоимости общехозяйственных  расходов, т. е. расходов по управлению и обслуживанию предприятия в  целом. Полная (коммерческая) себестоимость  продукции определяется путем прибавления  к производственной себестоимости  коммерческих (ранее внепроизводственных) расходов, т. е. расходов, связанных  с реализацией продукции. За рубежом  коммерческую себестоимость иногда называют складской себестоимостью.

     3. Себестоимость центра затрат. Эта  себестоимость складывается по  отдельным структурным подразделениям  предприятия (цехам, участкам, бригадам, установкам), функционирование которых  связано с каким-либо законченным  технологическим циклом изготовления  продукции и во главе которых  стоит руководитель, ответственный  только за расходование средств  подразделения — центра затрат. Указанная себестоимость включает  в себя расходы, относящиеся  к деятельности данного центра  затрат и является необходимой  предпосылкой для осуществления  внутрифирменного расчета.

     4. Базисная себестоимость используется  для определения цены предложения  предприятия—изготовителя продукции.  Она может рассчитываться или  на базе полных затрат, или  на базе прямых переменных  затрат в зависимости от того, какую ценовую стратегию выберет  предприятие в данное время.

     Помимо  видов существуют также формы  себестоимости, которые может принимать  каждый ее вид.

     1. Плановая себестоимость. Плановая  себестоимость определяет работу  предприятия на определенный  плановый период. Обычно плановая  себестоимость рассчитывается на  год с разбивкой по кварталам.  В ее основе лежат усредненные,  максимально допустимые нормы  расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость но сути является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого предприятия.

     2. Отчетная (фактическая) себестоимость  определяется фактическими затратами  на производство и реализацию  продукции и характеризует степень  выполнения плана за отчетный  период. Отклонение отчетной себестоимости  от плановой вызывается прежде всего причинами, обусловленными неудовлетворительной работой самого предприятия, поскольку в этом случае имеют место реальные потери от простоев, брака и недостачи материальных ценностей. Кроме того, отклонение отчетной себестоимости от плановой может быть связано с причинами, непосредственно не зависящими от деятельности предприятия. К таким причинам относятся изменения цен на сырье и материалы, тарифов на электроэнергию, норм амортизационных отчислений, нормативов отчислений во внебюджетные фонды и пр.

     3. Нормативная себестоимость. В,  отличие от плановой себестоимости,  нормативная себестоимость рассчитывается  на основе текущих норм расхода  материальных и трудовых ресурсов  столько раз в год, сколько  раз происходит изменение данных  норм и нормативов. В начале  года она может быть выше  плановой себестоимости, а в  конце года — ниже ее. Нормативная  себестоимость имеет место на  тех предприятиях, где применяется  нормативный метод учета затрат  и калькулирования себестоимости продукции [2, с. 142]. 
 
 

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и выявление резервов её снижения