Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа
В настоящее время предпринимательство в России в основном сформировано за счет субъектов малого предпринимательства, так называемых «малых предприятий». Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества или товарищества (закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица (частный предприниматель, индивидуальный предприниматель), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Некоммерческая организация не может иметь статус малого предприятия.
Введение
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса. Необходимость разделения предприятий на крупные, средниеи малые.
1.2 Критерии малых предприятий России.
1.3 Виды, особенности и функции, сфера деятельности малых предприятий.
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России
2.2 Основные проблемы малого бизнеса.
3. Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список использованных источников.
Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия - сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом - это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрепления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа - это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап - это период поздней перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями - чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, исполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй период - это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.
Как показали беседы с руководством
крупных предприятий и анализ
ситуации, подавляющая часть этих
малых предприятий, сегодня либо
умирают, либо стали полностью
Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение, к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.
Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь - других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.
Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому, что если крупное предприятие упадет на колени, то малое - ляжет ничком.
Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, - и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. В последние два года в российской политике и экономике наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Этому послужили рассмотрение и одобрение Государственным Советом РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, большое внимание, уделяемое Президентом РФ созданию благоприятных условий развития малого бизнеса в стране, а также принятый Правительством РФ комплекс мер по дебюрократизации экономики.
По данным официальной статистики на 01.07.2012 года количество микро и малых предприятий в г. Ставрополе составило около 217,5 тыс. ед., что на 1,4% больше данного показателя за 01.01.2008 г. Количество микро и малых предприятий РФ на начало 2009 года составило 1,135 млн. ед., что на 17,4 % больше, чем на начало 2008 года.
Микро и малые предприятия Ставрополя формируют около 16,3% количества всех микро и малых предприятий России.
В динамике количества микро и малых предприятий по рассматриваемым четырем регионам и по РФ в целом за 2005-2008 гг. прослеживается стабильная положительная тенденция. В целом необходимо отметить, что в 2008 году прирост количества микро и малых предприятий в РФ выше, чем в Ставрополе, что соответствует ситуации, характерной для последних лет. Это может объясняться тем, что малый бизнес в столице постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.
Согласно данным официальной статистики по состоянию на 01.01.2009 года общая численность работников микро и малых предприятиях Ставрополя составляла 2,035 млн. человек. Данная величина по сравнению с 01.01.2008 года сократилась на -0,6%. Данный факт объясняется, с одной стороны, снижением деловой активности субъектов экономической деятельности, а также банкротством части из них в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. С другой стороны, часть малых предприятий перешла в другие организационно-правовые формы (индивидуальные предприниматели) или на упрощенную систему налогообложения (т.е. область, не наблюдаемую органами статистики) после повышения предельного размера годового дохода с 15 млн. до 45 млн. руб. при переходе на данную систему и с 20 млн. до 60 млн. руб. при утрате права на применение указанной системы.
В целом по России темпы прироста
общей численности работников микро
и малых предприятий год от
года увеличиваются, даже, несмотря на
начавшийся во второй половине 2008 года
мировой финансово-
Также положительные темпы прироста данного показателя сохранились и в ЦФО, где по данным на 01.01.2009 года он составил 3,9 млн. чел., что больше на 5,9% общей численности работников микро и малых предприятий региона в 2007 году. Наибольшие темпы прироста общей численности работников наблюдались в 2006-2007 гг. в Ставропольского края, однако в 2008 году по данному региону прирост стал наименьшим, снизив общую численность работников микро и малых предприятий на -9,5%. Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он становится основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Показатель доли численности занятых на микро и малых предприятий в списочной численности по полному кругу организаций (Табл. 1).
Таблица
1-ЧИСЛО ЗАМЕЩЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ(БЕЗ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ)
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2012
ГОДА
Всего |
Из них замещенных
рабочих мест | |||
тыс. человек |
в % к итогу |
тыс. человек |
в % к итогу | |
Всего |
203,5 |
100 |
189,8 |
100 |
из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
13,6 |
6,7 |
12,4 |
6,5 |
рыболовство, рыбоводство |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
добыча полезных ископаемых |
1,6 |
0,8 |
1,5 |
0,8 |
обрабатывающие производства |
38,0 |
18,7 |
36,2 |
19,1 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,7 |
0,8 |
1,5 |
0,8 |
строительство |
30,8 |
15,1 |
27,2 |
14,3 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
56,0 |
27,5 |
53,7 |
28,3 |
гостиницы и рестораны |
11,9 |
5,8 |
11,3 |
5,9 |
транспорт и связь |
11,6 |
5,7 |
10,9 |
5,8 |
финансовая деятельность |
0,6 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
операции с недвижимым
имуществом, аренда |
27,3 |
13,4 |
24,9 |
13,1 |
образование |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
3,7 |
1,8 |
3,5 |
1,8 |
предоставление прочих коммунальных,
социальных |
5,3 |
2,6 |
4,7 |
2,5 |
В январе-июне 2012г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 210,5 млрд. рублей.
Данные тенденции, с одной стороны, могут быть связаны с переходом сотрудников малых предприятий в крупные торговые сети в связи с финансово-экономическим кризисом, а с другой - общим изменением кадровой политики в условиях жесткой экономии средств предприятия и общей неопределенности на рынке труда.
Таким образом, прослеживается
четкая закономерность, при которой
доля количества малых предприятий
в общем количестве предприятий
малого бизнеса выше в регионах,
чем в крупных городах, что
свидетельствует о значимости сектора
микро-предприятий в
Таблица 2-ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (БЕЗ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ) ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в действующих ценах
Январь-июнь 2012 | ||
млн. рублей |
в % к итогу | |
Всего |
210540,3 |
100 |
из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
5354,9 |
2,5 |
рыболовство, рыбоводство |
217,5 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
887,8 |
0,4 |
обрабатывающие производства |
19066,2 |
9,1 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
536,7 |
0,3 |
строительство |
34111,9 |
16,2 |
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, |
124623,3 |
59,2 |
гостиницы и рестораны |
6351,4 |
3,0 |
транспорт и связь |
6777,1 |
3,2 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9369,7 |
4,5 |
образование |
156,2 |
0,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1610,7 |
0,8 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1436,9 |
0,7 |
Основные проблемы малого бизнеса.
Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно разделить на внешние и внутренние для всех предприятий.
Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры -- низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.
Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.
Остается значительной налоговая нагрузка, достаточно сложны процедуры ведения учета и представления отчетности, излишним налоговое администрирование.
Существуют проблемы, которые испытывают
субъекты малого предпринимательства
в области имущественной
-отсутствие доступа к информации о наличии государственного
и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);
-длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами малого предпринимательства сделок по использованию имущества; высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества; отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.
Отсутствуют реальные возможности в получении предпринимателями необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов: нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а так же полномочия контролирующих органов; о состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий; о государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу; о государственном заказе и условиях проведения конкурсов.
Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допускаются к госзаказу.