Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение внешнеторговой политики как инструмента регулирования экономики открытого типа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: исследовать понятия внешнеторговой политики, её цели и инструменты; изучить виды внешнеторговой политики и рассмотреть социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования; проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Содержание
Введение3 1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты.5 2. Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования.14 3. Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода.21 Заключение33 Список использованных источников 36
2. Виды внешнеторговой политики,
социально-экономические последствия
внешнеторгового регулирования.14
3. Анализ внешнеторговой политики
Республики Беларусь в условиях трансформационного
периода.21
Заключение33
Список использованных
источников 36
Приложения38
Введение
Для каждого государства внешнеторговая
политика представляет собой очень важную
часть общеэкономического курса, который
намечается правительством. В более узком
рассмотрении внешнеторговая политика
может быть определена как сфера налоговой
и бюджетной деятельности, которая тесно
связана с урегулированием объема, товарной
структуры, направленности товарных потоков
между странами, что также свидетельствует
о важности внешнеторговой политики для
каждой страны.
Основными составляющими внешнеторговой
политики в настоящее время являются экспортная
и импортная политика, политика в области
привлечения иностранных инвестиций и
регулирования национальных капиталовложений
за рубежом.
Внешнеторговая политика любой
страны должна формироваться с учетом
уровня ее экономического развития. При
этом экономическое развитие влияет на
политику в области внешней торговли,
что свидетельствует о наличии между ними
очевидной взаимосвязи. Следовательно,
экономическое развитие может иметь существенное
положительное влияние на международную
торговлю.
На сегодняшний день обеспечение
интеграции нашей страны в мировое сообщество
на основе поиска разумного баланса собственных
интересов и интересов наших партнеров
стало важнейшей задачей белорусской
дипломатии с момента обретения Беларусью
независимости. Расширение и повышение
эффективности внешнеторговых отношений
Беларуси является одной из основных проблем
стабилизации и развития национальной
экономики на современном этапе.
Этим и обусловлена актуальность
выбранной темы.
Целью курсовой работы
является изучение внешнеторговой политики
как инструмента регулирования экономики
открытого типа.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие
основные задачи:
исследовать понятия внешнеторговой политики, её цели и инструменты;
изучить виды внешнеторговой политики и рассмотреть социально-экономические последствия
внешнеторгового регулирования;
проанализировать особенности внешнеторговой
политики Республики Беларусь.
При написании курсовой работы
были использованы такие общенаучные
методы исследования, как: анализ, синтез,
сравнение, абстракция и т.д.
При написании работы использовался
широкий круг периодической литературы.
В частности, следует отметить такие источники
как статья Давыденко Е. «Внешнеторговая
политика Республики Беларусь в условиях
глобализации и европейской интеграции»,
которая посвящена обоснованию основных
принципов и стратегических направлений
взаимодействия Республики Беларусь как
малой открытой экономики с Российской
Федерацией, Евросоюзом, странами азиатского,
арабского, латиноамериканского векторов
внешнеторгового сотрудничества.
В статье Зеньковой,
Л.П. «Внешняя торговля и циклообразование
в трансформационной экономике Республики
Беларусь», рассмотрены формы проявления
экономических циклов во внешнеторговых
связях Республики Беларусь.
Также следует отметить статью
Ключников А.А., Сидоренко К.С., «Иностранные
инвестиции в экономику Республики Беларусь –
современное состояние и пути интенсификации», Прищепы, А.И.
«Современная оценка привлечения иностранных
инвестиций в Республику Беларусь»,где
отражено современное состояние привлечения
иностранных инвестиций в Республику
Беларусь.
В работе широко используются
статистические материалы, опубликованные
Национальным статистическим комитетом
в сборниках и на сайте.
К внешнеторговой политике
обычно относят самостоятельное направление
бюджетно-налоговой политики правительства,
тесно связанной с государственным регулированием
объемов импорта и экспорта с помощью
субсидий, налогов, прямых ограничений
импорта и экспорта [14, c.129].
Под целями внешнеторговой
политики государства понимается совокупность
основных приоритетных направлений развития
внешнеторговой деятельности, обеспечивающих
реализацию государственных интересов
в системе международных экономических
отношений [15, c. 22].
Основными целями внешнеторговой
политики являются:
изменение степени и способа
включения данной страны в международное
разделение труда;
изменение объема экспорта
и импорта;
изменение структуры внешней
торговли;
обеспечение страны необходимыми
ресурсами (сырьем, энергией, и т.д.);
изменение соотношения экспортных и импортных цен [16, c.146].
Внешнеторговая политика государства
осуществляется путем либо тарифных инструментов,
либо нетарифных инструментов. Нетарифные методы регулирования
подразделяются на количественные методы
и методы скрытого протекционизма. Отдельные
инструменты внешнеторговой политики
чаще применяются при необходимости либо
ограничить импорт, либо форсировать экспорт
(рисунок 1.1).
Методы
Инструмент внешнеторговой
политики
Регулирует преимущественно
Тарифные
Таможенные пошлины
Тарифная квота
импорт
импорт
Нетарифные
количественные
Квотирование
Лицензирование
«Добровольные ограничения»
экспорт
экспорт
импорт
импорт
скрытые
Государственные закупки
Требования о содержании местных
компонентов
Технические барьеры
Налоги и сборы
импорт
импорт
импорт
импорт
финансовые
Субсидии
Кредитование
Демпинг
экспорт
экспорт
экспорт
Рис. 1.1 Классификация инструментов
внешнеторговой политики [5, c.131]
Самым распространенным
способом ограничения внешней
торговли является тариф – совокупность
таможенных пошлин.
Таможенные пошлины – это государственный
денежный сбор (налог) с товаров, имущества,
ценностей, пропускаемых через границу
страны. Таможенные пошлины взимаются
таможенными учреждениями.
Таможенная пошлина на импорт
дает возможность обеспечить защиту отечественных
производителей от иностранной конкуренции,
выступает источником поступлений доходов
в государственный бюджет [3, c. 213 - 214].
Введение таможенной пошлины
на импорт вызывает определенные последствия
для национальной экономики, в частности
отражается на уровне и качестве жизни
потребителей, производителей, государственном
бюджете. Рассмотрим эту ситуацию на рисунке
1.2.
Рис. 1.2 Последствия введения
таможенной пошлины на импорт [3, c. 214]
Из рисунка 1.2 видно, что вследствие
введения тарифа на импорт цена товара
повысится с Рц до Рд, в результате чего
сокращается спрос на товар с Qd до Qd’ а
внутреннее предложение возрастет с Qs
до Qs‘. Общий же объем импорта уменьшится,
составив разницу Qd – Qs’. Следовательно,
национальные потребители от введения
тарифа несут чистые потери, которые равны
сумме площадей фигур («а + b + с + d»), отражающие
уменьшение объема потребительского излишка.
Вследствие введения тарифа на импорт
произойдет перераспределение дохода
между национальными потребителями и
производителями в пользу последних. Потери
потребителей равны («а + b+с + d»), а выигрыш
производителей составит площадь фигуры
«а». Государство выиграло величину, равную
площади фигуры «с». Таким образом, суммарные
чистые потери для благосостояния нации
составят площадь фигур («b + d»), где «b»
– производственные потери, обусловленные
превышением выпуска товара уровня оптимума;
«d» – потребительские потери, вызванные
ростом цены на благо и сокращением потребления
в связи с введением импортной пошлины.
Чистые потери нации в результате
введения тарифа на импорт понижаются
пропорционально участию валютного курса
в тарифном эффекте.
Экспортный тариф – это «зеркальное»
отражение импортного тарифа, разновидность
налога, используемого для государственного
регулирования экспортных поставок товаров.
Ставки экспортного тарифа устанавливаются
в зависимости от вида товаров [3, c. 216].
Главными источниками законодательного
права ТС в сфере таможенно-тарифного
регулирования являются:
1. Соглашение о едином таможенно-тарифном
регулировании, подписанное странами-участницами
25 января 2008 года (далее Соглашение
от 25 января 2008 года);
2. Таможенный кодекс
ТС, принятый Решением Межгосударственного
Совета Евразийского экономического
сообщества (Высшего органа Таможенного
союза) на уровне глав государств
от 27 ноября 2009 года № 17;
3. Соглашение об установлении
и применении в Таможенном
союзе порядка зачисления и распределения
ввозных таможенных пошлин (иных пошлин,
налогов и сборов, имеющих эквивалентное
действие) от 20 мая 2010 года.
4. Решение Совета Евразийской
экономической комиссии (далее ЕЭК) от
16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой
Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза
(далее ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного
тарифа Таможенного союза (далее ЕТТ)»
[6, c.96].
Экспортная пошлина снижает
внутреннюю цену до уровня ниже мировой,
в результате чего потребление товара
внутри страны увеличивается, а его экспорт
сокращается, уменьшается и его национальное
производство.
Последствия введения экспортного
тарифа проиллюстрируем на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Последствия введения
экспортного тарифа [3, c. 216]
Допустим, что страна действует
в условиях свободной торговли. В этом
случае внутренняя цена данного товара
будет равна мировой цене (Рw). Тогда объем
экспорта составит величину Qs – Qd .Экспортный
тариф (t) означает, что для данной страны
экспорт товара мало прибыльный, ибо определенную
долю выручки от его реализации государство
изымает в свой доход, в результате возрастет
предложение товара на национальном рынке,
что, в свою очередь, вызовет понижение
цены на национальном рынке в сравнении
с мировой ценой. Вследствие понижения
цены товара на национальном рынке увеличится
его потребление внутри страны с Qd до Qd’.
Однако производители не замедлят уменьшить
объемы его выпуска с Qs до Qs’. В результате
уменьшатся объемы экспорта данного товара
до объема Qs’– Qd’ [3, c. 213-216].
Поскольку цена на данный товар
на национальном рынке понизилась, то
его производители несут потери, составившие
сумму площади фигур («а + b + c + d + e»). Потребители
же товара, наоборот, выиграют, поскольку
цена на него понизилась. Величина выигрыша
составит сумму площади фигур («а + b»).
Выигрывает и государство за счет налогообложения
экспорта. Величина дохода государства
равна площади фигуры «d» (Qs’ – Qd’). Чистые
потери общества в результате введения
экспортного тарифа составят площадь
фигур («c + e»).
Экспортные субсидии – это
финансовое содействие, оказываемое правительством
или другим государственным органом производите
лю экспортного товара. Экспортные субсидии
принимают различные формы: прямой перевод
денежных средств, обязательства по переводу
таких средств, отказ от получения причитающихся
государству доходов, льготное или безвозмездное
предоставление товаров и услуг, льготное
приобретение товаров, поручение неправительственной
организации выполнить одну или несколько
из названных выше функций.
К специфическим экспортным
субсидиям относятся субсидии, применение
которых ограничено определенными организациями
или группой организаций, отраслью или
группой отраслей, создает для них обоснованные
преимущества в сравнении с другими организациями
и фактически или юридически сопряжено
с развитием экспорта либо замещением
импорта.
Производственные субсидии
по сравнению с таможенными тарифами имеют
преимущества, заключающиеся в том, что
они стимулируют развитие национального
производства и не вызывают абсолютного
сокращения потребления, поскольку не
повышают уровень внутренних цен выше
мировых.
Компенсационные пошлины –
это ответная реакция на экспортные субсидии,
которые вызывают обострение напряженности
в международной торговле. В результате
использования компенсационных импортных
пошлин экспортирующая страна не субсидирует
национальный экспорт, а, наоборот, финансирует
бюджет импортирующей страны.
Далее рассмотрим нетарифные
ограничения во внешней торговле.
Нетарифные барьеры – одна
из форм протекционистской политики государства;
система ограничений, преследующая сокращение
импорта товаров; всякие барьеры, которые
возводят государства, чтобы воспрепятствовать
торговле между странами.
К нетарифным барьерам относят:
стандарты качества, санитарные ограничения,
требования к экологическим характеристикам
оборудования, ограничения выпуска лицензий
на импорт, административные запреты на
продажу некоторых видов продукции в конкретных
странах и т. д.
Выделяют три укрупненные группы
нетарифных ограничений регулирования
внешней торговли.
1. Внешнеторговые ограничения,
нацеленные на прямые ограничения импорта
для защиты определенных отраслей отечественного
производства. Это меры по лицензированию
импорта, антидемпинговые и компенсационные
пошлины, добровольные экспортные ограничения
и др.
2. Административные ограничения
– технические стандарты и нормы, санитарные
и ветеринарные формы, требования к упаковке,
маркировке и др.
3. Косвенное воздействие
на внешнюю торговлю – лицензии, квоты
(контингенты).
Лицензирование импорта и экспорта
означает, что специальным ведомством
от имени государства выдается разрешение
на импорт и экспорт товаров. Лицензии
бывают двух типов: