Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение внешнеторговой политики как инструмента регулирования экономики открытого типа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: исследовать понятия внешнеторговой политики, её цели и инструменты; изучить виды внешнеторговой политики и рассмотреть социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования; проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Содержание
Введение3 1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты.5 2. Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования.14 3. Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода.21 Заключение33 Список использованных источников 36
автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие
импортировать и экспортировать
товары, включенные в списки, в течение определенного времени;
неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его
количества, стоимости, страны происхождения (или назначения),
а иногда и таможенного пункта, через который импортируется
или экспортируется данный товар.
Наибольшее распространение
из всех видов нетарифных ограничений
получили квоты (или контингенты) на импорт
и экспорт товаров.
Квота на импорт – это один
из методов введения количественных ограничений
в протекционистских целях. Она может
ограничивать стоимость импорта, разрешенного
к ввозу в страну в данном году. Выделяют
два вида импортных квот: абсолютная квота
(количество продукции, разрешенное к
ввозу в данную страну), тарифная квота
(разрешение на ввоз конкретного товара
в течение определенного периода с уплатой
пошлины по пониженной ставке).
Квота экспортная – способ
количественных ограничений экспорта
товаров и услуг в другие страны и предотвращения
снижения экспортных цен и, следовательно,
доходов от экспорта. Механизм функционирования
квот аналогичен импортному тарифу: внутренние
цены поднимаются выше мировых, ограничивается
предложение импортных товаров.
Экономические последствия
введения импортной квоты можно проиллюстрировать
на рисунке 1.4.
Рис. 1.4 Экономические результаты
введения импортной квоты [3, c. 220]
Из рисунка 1.4 вытекают следующие
выводы:
1. Ухудшилось благосостояние
потребителей, поскольку в результате
введения квоты на импорт растут
цены, сокращая тем самым потребительский
излишек на величину области («a+b+c+d+e»).
2. Повысилось благосостояние
производителей, поскольку в результате
повышения цен они увеличили объемы выпуска.
Их дополни тельный выигрыш составил область
«а».
3. Область («c+d») представляет собой
наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение
доходов от потребителей(своего рода трансферт)
в пользу органов, ведающих лицензиями
на импорт.
4. Доля ущерба потребителей
(«a+b+c+d+e») компенсируется выигрышем производителей
— «а» и теми, кто выдает лицензии(«c+d»).
Чистые потери благосостояния нации составляют
область(«b+e»).
Чистые потери благосостояния
страны при введении квот могут быть выше
в сравнении с чистыми потерями при введении
импортного тарифа в двух случаях: когда
квота вызывает монопольную власть национального
производителя либо иностранной фирмы
импортера продукции; когда импортные
лицензии размещаются неэффективно.
Выделяют следующие методы
размещения импортных лицензий:
– открытый аукцион: государство
предоставляет лицензию фирме, которая
предлагает за нее наибольшую цену;
– система явных предпочтений:
правительство предоставляет импортные
лицензии более престижным фирмам в объеме,
который соответствует их доле в суммарном
объеме накануне введения квот;
– «затратный метод»: лицензии
выдаются фирмам, которые располагают
большими производственными мощностями
и другими ресурсами.
Добровольные экспортные ограничения
(ДЭО) – это разновидность экспортной
квоты, минимальная экспортная цена, которая
навязывается развитыми странами экономически
слабым странам. Страна «добровольно»
ограничивает свой экспорт под угрозой
более значительных мер торговой политики
со стороны своих партнеров [3, c. 218 -220].
На рисунке 1.5 показано, почему
ДОЭ обходятся стране-импортеру дороже,
чем при использовании импортной пошлины
или квоты, ограничивающих торговлю на
ту же величину.
В результате соглашения о ДОЭ
импорт в такую страну составит величину
q, что приведет к повышению внутренней
цены на импортируемую продукцию с Рт
до Pd , сокращению спроса и увеличению
предложения со стороны национальных
производителей. Внутренняя цена Pd превышает
не только мировую цену Pw, но и внутреннюю
цену с учетом тарифа Рт, поскольку введение
ДОЭ не отменяет тарифа, которым облагается
иностранная продукция. Однако ДОЭ ведут
к тому, что государство теряет доход,
который при наличии лишь импортной пошлины
или при продаже лицензий на импорт доставался
бы ему в виде выигрыша от повышения цены.
Величину этой потери составляет область
(с + d), которую государство "дарит"
зарубежным экспортерам. В итоге из-за
сокращения импорта доход государства
от импортного тарифа составит область
Потребители от ведения ДОЭ понесут убытки
в размере производители выигрывают площадь
6, а чистые потери общества составляет
область {а + с + d + e) [10, c.301].
Демпинг – продажа товаров
за рубежом по цене ниже той, по которой
экспортер продает на внутреннем рынке,
или ниже себестоимости в стране изготовителе.
Потери от продажи товаров по демпинговым
ценам перекрываются различными способами:
продажей по высоким ценам других товаров;
реализацией аналогичного товара по завышенным
ценам после того, как конкурент будет
вытеснен с рынка; получением дотаций
от государства, поощряющего экспорт.
Различают следующие виды демпинга:
постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию
фирм монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке;
спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком;
хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных
рынках ниже его издержек производства.
Если монопольная фирма
не участвует в международной торговле,
то в соответствии с правилом максимизации
прибыли (MR = МС) она будет производить
в объеме Qm и продавать по цене Рт (рисунок
1.6).
Рис. 1.6 Демпинг как форма международной
ценовой дискриминации [10, c. 302]
Демпинг становится выгодным,
если на зарубежном рынке спрос более
эластичный, чем на внутреннем (для упрощения
предположим, что он характеризуется совершенной
эластичностью и, следовательно, кривая
спроса и одновременно кривая предельного
дохода представляют собой горизонтальную
линию на уровне мировой цены Pw). В этом
случае фирма будет наращивать выпуск
продукции и поставлять ее на мировой
рынок до тех пор, пока ее предельные издержки
не сравняются с предельным доходом, получаемым
от продажи по мировой цене ( МС = MRW), т.
е. до уровня Qw . При таком объеме производства
фирма, руководствуясь принципом рационального
поведения, направит на внутренний рынок
такой объем продукции Q'm , для которого
выполняется неравенство Pw < МС = MRW и
который будет продаваться по цене Р'т
. Это значит, что объем экспорта составит
(Qw - Q'm).
Торговое эмбарго – запрещение
государством ввоза в какую-либо страну
либо вывоза из какой-либо страны определенных
видов товаров. Такие экономические санкции
осуществляются не по экономическим интересам,
а по политическим мотивам [10, c.303].
Выводы:
1. Инструменты государственного
регулирования международной торговли
по своему характеру делятся
на тарифные - те, что основаны
на использовании таможенного
тарифа, и нетарифные – все
прочие методы.
2.Введение импортных пошлин
чаще всего выгодно национальным производителям
и государству, получающему дополнительный
доход в бюджет от возросших цен. Напротив,
потребители несут потери, поскольку вынуждены
покупать меньше импортных товаров и по
более высоким ценам.
3. Экспортные таможенные пошлины,
преследующие главным образом фискальные
интересы, используются в основном слаборазвитыми
странами. В результате их применения
внутренние цены понижаются и национальные
потребители получают некоторый выигрыш,
в то время как производители несут определенные
потери.
4.В результате введения импортных
квот благосостояние потребителей ухудшается,
в то время как производители выигрывают.
Однако чистый эффект для благосостояния
страны в целом оказывается отрицательным.
5. "Добровольные" ограничения
экспорта с экономической точки зрения
аналогичны импортной квоте, однако обходятся
стране-импортеру значительно дороже,
поскольку решение об ограничении торговли
принимается иностранным правительством.
7. Эмбарго наносит экономический
ущерб всем участникам международной
торговли, поскольку ограничивает вывоз
товаров и получение доходов страной-экспортером
и лишает возможности потреблять эти товары
страну-импортера.
2. Виды внешнеторговой политики,
социально-экономические последствия
внешнеторгового регулирования
Внешнеторговая политика является
элементом национальной экономической
политики страны. Ее объектом выступает
обмен продуктами производственной деятельности
(товарами и услугами) между отдельными
Государствами. Выделяют два конкурирующих
друг с другом вида внешнеторговой политики
– политику свободной торговли и политику
протекционизма.
Политика свободной торговли
в чистом виде практически не существует,
поскольку предполагает отсутствие какого
бы то ни было вмешательства государства
в отношения, связанные с внешнеторговым
обменом с другими государствами. В реальности
она сводится к минимальному вмешательству
государства в указанные процессы. Свобода
торговли позволяет отдельным странам
беспрепятственно реализовывать преимущества,
которыми они наделены в результате сложившегося
международного разделения труда.
Она также создает
условия для перестройки отраслевой
структуры национальной экономики
в соответствии с постоянно
меняющимися условиями международного
разделения труда.
Политика протекционизма –
это политика государственного регулирования
внешнеторговых отношений с другими странами.
Ее цель – создание наиболее благоприятных
условий для деятельности отечественных
компаний на национальном и зарубежных
рынках по сравнению с иностранными конкурентами.
Она осуществляется путем, как защиты
внутреннего рынка, так и содействия повышению
конкурентных преимуществ отечественных
компаний на зарубежных рынках. Протекционизм,
как правило, является выражением интересов
той части национальных производителей,
которая не может быстро перестроиться,
приспособиться к постоянно меняющимся
условиям конкуренции, как на внутреннем,
так и на внешнем рынке.
Несмотря на провозглашаемые
многими странами мира декларации
о необходимости устранения, каких
бы то ни было ограничений в международной
торговле, протекционизм был и остается
важным элементом национально» экономической
политики всех без исключения стран мирового
сообщества. Инструментами протекционистской
внешнеторговой политики государства
являются тарифные и нетарифные методы
регулирования экспортно-импортных операций
[8, c.138].
Политика протекционизма, как
и политика либерализма в чистом виде
не проводится. Различные степени протекционизма
встречаются постоянно и зависят от уровня
экономического развития той или иной
страны. Развитие протекционистских тенденций
позволяет выделить несколько форм протекционизма:
селективный протекционизм
– направлен против отдельных стран или
товаров;
отраслевой протекционизм –
защищает определенные отрасли, прежде
всего сельское хозяйство;
коллективный протекционизм
– проводится объединениями стран в отношении
стран, в них не входящих;
скрытый протекционизм – осуществляется
методами внутренней экономической политики.
И протекционизм, и свобода
торговли отражают, прежде всего, реакцию
тех или иных государств на изменения
в международном разделении труда, на
события, происходящие в международных
экономических отношениях. Как правило,
в своей внешнеэкономической политике
государства используют оба инструмента
регулирования в зависимости от определенного
рынка, вида товаров или услуг. Это может
быть установление минимально гарантированных
цен на сельскохозяйственную продукцию,
прямые субсидии производителям, льготные
условия приобретения средств производства,
квотирование объемов производства, установление
ограничений на импорт с целью защиты
национальных фермеров и др. [5, c.134 -140].
Торгово-политическая природа
применения защитных мер существенно
иная по сравнению с традиционными количественными
ограничениями и импортными таможенными
пошлинами. В основе применения защитных
мер лежит выявление и предотвращение
экономического ущерба или возможности
его причинения в связи с импортом каких-либо
товаров. Таким образом, несмотря на то,
что защитные меры носят откровенно протекционистский
характер, их применение является условным
и временным, поскольку связано с фактом
установления ущерба. Экономический смысл
применения защитных мер в отличие от
традиционных таможенных пошлин и количественных
ограничений состоит не столько в создании
более благоприятных условий для конкуренции
национальных предприятий, сколько в компенсации
или предотвращении тех случаев, когда
национальные производители временно
оказываются абсолютно неспособными противостоять
иностранной конкуренции. При этом обоснованием
целесообразности применения защитных
мер зачастую является необходимость
предоставления возможности предприятиям,
конкурирующим с импортом, адаптироваться
к условиям конкуренции в течение того
времени, пока действуют защитные меры.
Введение защитных мер означает отступление
от обычных обязательств страны в отношении
применения таможенных пошлин и количественных
ограничений. Такой отход от принятых
обязательств допускается в рамках международных
соглашений. Однако сознательное отступление
от общих обязательств в области использования
ограничений в торговле требует особой
тщательности в подтверждении обоснованности
принятия подобных мер и доказательства
самого существования факта причинения
ущерба.