Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа
В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.
В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.
Введение ………………………………………..…………………………………3
Гл. 1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности …...5
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..………………………………….5
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность……………………………………………………………………...10
Гл. 2. Анализ действующего порядка налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………13
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций…………………..13
2.2. Особенности налогообложения налогом на прибыль внешнеэкономической деятельности….……………………………………….21
2.3. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности ……………….……………………………………………………31
Гл. 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ …………………………………..38
3.1. проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности…………………………………...38
3.2. перспективы развития налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности……………….…………………………40
Заключение ………………..…………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………………………………47
Суммы акциза, уплаченные по экспортируемым подакцизным товарам, возвращаются из бюджета только непосредственному плательщику акцизов. В настоящее время плательщиками акцизов признаются лишь производители подакцизных товаров. Поэтому именно они имеют право на освобождение от уплаты акцизов при экспорте. Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом обложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров или собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой, кроме случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории России. [1; ст. 198].
Как уже отмечалось, при наличии поручительства 6анка производитель подакцизных товаров из давальческого сырья при помещении их под таможенный режим экспорта освобождается от уплаты акцизов, если представлены документы. Поэтому сумма акциза по таким товарам собственнику не предъявляется. При реализации подакцизных товаров на экспорт, производится либо освобождение от уплаты акцизов, либо возврат уплаченных сумм акциза. Но в любом случае экспорт товаров нужно подтвердить документально.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории РФ, в том числе в государства СНГ, содержится в (ст. 198 НК).
Организовать реализацию товаров на экспорт может комиссионер, поверенный или агент. В этой ситуации помимо контракта, заключенного между иностранным партнером и лицом, осуществляющим по поручению налогоплательщика поставку подакцизных товаров на экспорт, налогоплательщик представляет договор комиссии, договор поручения либо агентский договор. При этом платежные документы и выписки банка должны подтверждать фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
Если выручка от реализации подакцизных товаров поступила на счет налогоплательщика или собственника этих товаров от третьего лица, то в налоговую инспекцию наряду с платежными документами и выпиской банка представляются договоры поручения об оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенные между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж.
Чтобы подтвердить право на освобождение от уплаты акцизов, налогоплательщик подает указанные документы в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизных товаров. В противном случае он обязан будет уплатить причитающуюся сумму акциза в бюджет. Поданные впоследствии документы, обосновывающие право на освобождение от налогообложения, предоставляют налогоплательщику право на возмещение уплаченных сумм налога. [1; ст. 203].
Необходимо обратить внимание, что один лишь факт подачи в установленный срок полного пакета документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности начислить и уплатить акциз. Речь идет о случаях, когда до истечения срока подачи декларации и уплаты акциза с налоговым органом не заключен договор поручительства. Если до наступления срока уплаты акциза налоговая инспекция завершит камеральную проверку документов и примет решение о возмещении суммы акциза, акциз можно не уплачивать.
Допустим, факт экспорта
подакцизных товаров, по которым
было предоставлено освобождение, в
установленные сроки
Кроме того, налогоплательщику будут начислены пени за несвоевременную уплату акцизов в бюджет. Ведь право отсроченного платежа было использовано неправомерно. Сумма акциза, уплаченная при реализации подакцизных товаров на экспорт, должна быть возмещена не позднее трех месяцев со дня подачи документов, подтверждающих факт экспорта. [1; ст. 203].
В течение указанного
срока налоговая инспекция
Единственным условием возмещения уплаченной налогоплательщиком суммы акциза по вывезенным на экспорт подакцизным товарам является подтверждение факта этого вывоза путем представления в налоговый opгaн необходимых документов. Установленный 180-дневный срок представления документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, предусмотрен только для случаев, когда налогоплательщику было предоставлено освобождение от уплаты акциза. [1; ст. 198].
Главой 22 НКРФ введен одинаковый режим налогообложения операций по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта как в государства - участники СНГ, так и в страны дальнего зарубежья.
Исключение составляет лишь экспорт в Республику Беларусь. По подакцизной продукции, реализованной в эту страну с территории России, применяется особый порядок исчисления и уплаты акциза.
15 сентября 2004 года Правительство РФ и Правительство Республики Беларусь подписали Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Этот документ вступил в силу 1 января 2005 года.
Неотъемлемой частью соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь. П.1 раздела 11 Положения освобождает операции по экспорту российских товаров в Белоруссию от обложения акцизами. Однако, чтобы получить такое освобождение, нужно в течение 90 дней с даты отгрузки подтвердить экспорт следующими документами:
Кроме того, в налоговую инспекцию представляются другие документы, предусмотренные российским налоговым законодательством (п. 2 раздела 11 Положения). Перечень таких документов содержится в (ст.198 НКРФ).
Срок для подготовки документов составляет 90 дней. Если за этот период экспортер не успеет собрать нужные документы, то придется заплатить в бюджет акциз. Налог исчисляется за тот период, в котором были отгружены товары. При этом экспортер обязан подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию и заплатить пени за просрочку платежа.
Если впоследствии экспортер подтвердит факт экспорта, уплаченный акциз можно будет вернуть. Это возможно, пока не истечет три года после того, как закончится 90-дневный срок, отведенный Положением для подтверждения экспорта. [13]
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ.
3.1. Проблемы, связанные
с применением налогового
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы - массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна могла бы легко решить проблему выплаты внешней задолженности. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление ВЭД
Внешне утечка валюты
напоминает экспорт капитала. Экспорт
российского капитала - осуществляемый
в разрешенных
Основная характеристика утечки капиталов - их нелегальность, тщательная скрываемость от государства, а цель - незаконное сбережение российскими предпринимателями части своего дохода путем уклонения от налогов, которыми облагаются внешнеэкономические операции на территории России[16].
Еще одной проблемой, связанной с налогообложением ВЭД, является использование схем для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета. Основной причиной, обуславливающей рост объемов возмещения сумм НДС по экспортным операциям, а также увеличения количества предприятий, использующих схемы для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета, является наличие большого количества неясностей в действующем законодательстве.
Кодексом предъявляются строгие требования к процедуре возмещения экспортного НДС. На проверку документов, предоставленных экспортером, отводится три месяца. В течение этого времени налоговый орган обязан вынести решение о возмещении (либо отказе в возмещении) налога и в течение 10 дней уведомить налогоплательщика о принятом решении. Если в этот срок такое решение не принято или о нем не сообщено в установленный срок налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога. Причем закон не дает права увеличения этого срока ни при каких обстоятельствах.
Необходимо заметить, что сложность проверки документов, предоставленных экспортером, заключается в том, что зачастую поставщики, комиссионер (если товар отправляется на экспорт по договору комиссии), банки, в которых обслуживаются участники сделки, находятся в разных регионах РФ. Поэтому для того, чтобы проследить движение товара (установить фактическое его наличие) и движение денежных средств, в некоторых случаях требуется намного больше времени, чем отведено законом.
3.2. Перспективы
развития налогового
На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.
Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Тем самым уже в среднесрочной перспективе удаётся выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса. Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД есть и негативные стороны:
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика