Государственное унитарное предприятие как форма организации деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий
1.2 Управление государственными унитарными предприятиями
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных предприятий
2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими…
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное унитарное предприятие.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

В заключение данного  вопроса следует повторить, что унитарные предприятия образуются в распорядительном порядке. Для распорядительного способа образования характерны 3 стадии. Это стадия обоснование необходимости образования нового предприятия и издание нормативного правового акта компетентным органом государства; организационная работа и стадия подготовка и утверждение устава.

Единственным учредительным  документом унитарного предприятия  является устав. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц.

2.2 Анализ особенностей  функционирования государственных  предприятий и управления ими

Для белорусских предприятий  сейчас критически необходимо переоснащение  и модернизация производства. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 – 70%.

Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий показал, что наибольшее число государственных унитарных предприятий действует в сфере операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг – 23,4%; затем следуют обрабатывающие производства – 18,1%, торговля, ремонт автотранспорта и бытовых приборов – 14,2%, строительство – 9%.

Доля убыточных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 – 42%. За январь-февраль 2011 года в Беларуси убыточными были 1123 организации, или 12,9% от общего количества организаций. Сумма их чистого убытка за данный период составила 660 млрд. бел. руб., что на 8% меньше, чем за январь-февраль 2010 года, когда убыточными были 1422 организации, или 16,3%. []

Больше всего убыточных  организаций зафиксировано в  рыболовстве и рыбоводстве (31,6%), транспорте и связи (20,2) и промышленности (20%). Меньше всего – в сельском и лесном хозяйствах (3%) и организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (8,9%).

В региональном плане  убыточные предприятия преобладают  в Минске (23,7%), Брестской области (23%), Гомельской (14,4%), Минской (14%) и Витебской (10,5%). В Гродненской и Могилевской  областях доля убыточных предприятий составляет 7,2%.

Число убыточных предприятий за 2009 г. увеличилось до 38,3%, в то время как в 2008 г. оно было 34,6%. Общая сумма убытков предприятий за январь-август 2008 г. составила 359 млрд. бел. руб., а за январь-август 2009 г.– 431 млрд. бел. руб. Платежная дисциплина государственных предприятий очень слаба. Прибыль в целом по экономике Беларуси за январь-август 2003 г. составила 2,3 трлн. бел. руб., а за январь-август 2002 г. – 2,4 трлн. бел. руб. В реальном выражении прибыль уменьшилась соответственно на 1,1% и 3,9%. Основной причиной этого является опережающий рост затрат по сравнению с объемами реализации товаров [].

В последнее время  наблюдается некоторый рост рентабельности реализованной продукции, но ее уровень  в целом остается довольно низким и колеблется в пределах 9 – 10%. Рентабельность продаж в январе-феврале 2011 года составила 6,3%, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 1,8%. За январь 2011 года рентабельность продаж составила 5,9%, за февраль – 6,6%.

Наиболее рентабельной была финансовая деятельность (68,1%), а  также операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (18,7%) и образование (16,2%). Нерентабельным были лишь рыболовство и рыбоводство (-5,6%). Однако, наряду с положительной динамикой финансовых показателей предприятий экономики в целом, финансовое состояние большинства предприятий остается сложным.

В 2010 году в утвержденном перечне 65 высокорентабельных предприятий и организаций наиболее крупными донорами бюджетного фонда являются: "Белтелеком" (должен перечислить в фонд 14,2 млрд.бел. руб.), "Белцветмет" (6,9 млрд.бел. руб.), "Белспецвнештехника" (11 млрд.бел. руб), "Гомельтранснефть Дружба" (26,7 млрд.бел. руб), "ПО "Белоруснефть" (9 млрд.бел. руб.), сообщает БелаПАН. Однако по итогам двух месяцев 2010 г. 46,3% предприятий имели чистый убыток, в том числе в промышленности – 47,9%, сельском хозяйстве – 54,9%, торговле и общественном питании – 46,4%, строительстве – 41,6%.

По данным на начало 2010 года, в Беларуси насчитывалось 171 валообразующее предприятие. Большинство из этих предприятий находится в государственной собственности. Динамику можно проследить на графике:

Рисунок 2.1 - Динамика образования валообразующих предприятий

В Топ-10 самых крупных  налогоплательщиков Минска оказалось  четыре государственных предприятий. Самые большие доходы городу принесли ликеро-водочный «Кристалл», минское отделение Белорусской железной дороги, Минский автомобильный завод и «Минскэнерго». Еще два бизнеса – это совместные проекты государства и частного капитала – в данном случае российского: «Белтрансгаз» и «МТС». По данным Министерства по налогам и сборам Беларуси, десятка крупнейших налогоплательщиков обеспечила около 40% общего объема доходов бюджета Минска.

Среди крупнейших должников  среди госпредприятий по данным Министерства налогов и сборов Беларуси числились  – Минский завод шестерен, Минский  завод автоматических линий им. П.М. Машерова, завод «Электроника», «Камвольный  комбинат», среди частных предприятий – «Миндавг» и «Модерн трейд». Последняя компания – дочерняя фирма израильского бизнесмена Элиезара Фишмана, который пытается создать в Беларуси сеть строительных магазинов.

Так как экономический  рост обусловлен и валовообразующими  промышленными предприятиями, значительная часть которых – государственные – то в целом по промышленности по данным на 2007 г. работало 813 предприятий государственной формы собственности (республиканской и коммунальной), или 40% от их общего числа. На них приходилось 38% всего объема промышленного производства. При этом 724 предприятия частной формы собственности, имеющие долю государства в уставном фонде, изготовили 52% общего объема промышленной продукции. То есть полностью частные предприятия изготовили – 8% продукции от общего объема выпуска [11].[7]

Промышленный сектор в Беларуси по формам собственности (проценты).

 

Предприятия

Выпуск продукции

Занятость

Государственная

25,6

34,4

40,2

Смешанная

Без иностранного вмешательства

С иностранным вмешательством

 

10,6

4,1

 

45,6

6,8

 

31,6

6,6

Частная

Местные частные компании

Иностранные частные компании

 

57,2

2,5

 

10,8

2,4

 

19,2

2,4


Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007

 в квадрат скобки берут

Также показатели экспорта дают более полное представление о характеристиках предприятий. Доля экспорта остается довольно низкой по сравнению с той, которую можно было ожидать от малой открытой экономики – в среднем менее 30% от дохода по всем категориям. И самую большую долю в экспорте 28,7% имеют государственные предприятия. Однако успехи в интеграции в мировую экономику не впечптляют: только ¼ предприятий экспортируют свою продукцию в развитые западные страны.

Данные о небольшой  текучести кадров среди руководящего состава указывают на то, что в  Беларуси изменение формы собственности не влекло за собой смену руководства. На государственных предприятиях самая низкая текучесть кадров: срок пребывания в должности в среднем составляет 18 лет.

Что касается самых крупных  сделок по продаже госсобственности в течение 2001 – 2010 гг., для стабилизации экономики белорусским властям приходится идти на приватизацию:

1. 50% акций Белтрансгаза - 2,5 млрд долларов

Продажа половины акций  Белтрансгаза российскому Газпрому за 2,5 млрд долларов растянулась на 4 года. По договору, в течение 2007-2010 годов Газпром ежегодно оплачивал по 625 млн долларов за пакет акций в 12,5%. Последний платеж российского газового холдинга был получен в феврале 2010 года. Таким образом, Газпром стал владельцем 50% акций Белтрансгаза.

Белтрансгаз отвечает за газоснабжение страны и обеспечивает транзит газа через Беларусь.

2. 51% акций компании "МЦСистемы" (Velcom) – оценочно 500-800 млн долларов 

Точная сумма, за которую  в августе 2007 года госпакет первого  оператора сотовой связи стандарта GSM в Беларуси уступили сирийскому инвестору Иду Самави, неизвестна. А он затем продал все 100% акций одному из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы Telekom Austria Group.

3. 100% акций БеСТ –  500 млн долларов 

В соответствии с условиями сделки по покупке бывшего государственного оператора мобильной связи турецкой телекоммуникационной компании Turkcell оплата производилась в три этапа: 300 млн долларов в 2008 году, 100 млн -- в 2009 году и 100 млн -- в 2010 году. Дополнительный платеж в размере 100 млн долларов будет произведен после получения компанией "БеСТ" годового дохода.

4. 93,27% БПС-Банк – 281 млн долларов 

Сделка состоялась в  декабре 2009 года. Ранее государству  в БПС-банке принадлежало более 95% акций. На сегодняшний день покупатель Сбербанк РФ довел свою долю уже почти до 100%, внеся в уставной фонд дополнительно около 20 млн долларов.

Однако нынешние государственные  предприятия пользуются существенными  преимуществами в финансировании инвестиций, которые включают более доступный доступ к банковским кредитам, широкие возможности для продажи или сдачи в аренду неиспользуемых объектов, а также для получения государственных субсидий. В настоящее время 39% предприятий до сих пор получают государственную поддержку. Эта поддержка включает, в первую очередь, налоговые льготы (15,9%), списание задолженности  перед бюджетом (13,7%) и получение целевого бюджетного финансирования и субсидий (8,2%). Более половины государственных предприятий пользуются такой поддержкой.

Итак, В Беларуси доля убыточных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 - 42%. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 - 70%.

 

Глава 3

Предложения по совершенствованию  управления государственными унитарными предприятиями в Республике Беларусь

В государственной собственности  находятся отрасли, продукция которых  удовлетворяет стратегические потребности  всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:

  • - повышение эффективности использования основных средств. Необходимо принимать меры по повышению эффективности использования основных средств, для этого нужно определить основные приоритетные направления повышения использования основных средств и рассчитать первоочередные меры на результативные показатели, в том числе нужно провести подсчет экономических резервов. Недостаточно определить только экономические резервы, но и требуется проконтролировать их внедрение, обеспечив необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Одним из важных направлений анализа эффективности использования основных средств является использование амортизационной политики. Начисление амортизации осуществляется для возмещения затрат на приобретение основных фондов и соответственно амортизация предназначена для инвестирования и возмещения. Амортизация – процесс переноса стоимости основных фондов на выпускаемую продукцию в течение их нормативного срока службы. Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций заключается в том, что при любом финансовом положении предприятие этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия. Амортизационные отчисления на предприятии должны использоваться на финансирование реальных инвестиций, а именно: на приобретение нового оборудования вместо выбывшего; на механизацию и автоматизацию производственных процессов, на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства; на новое строительство.
  • оптимизация структуры управления и менеджмента на предприятии путем большего контроля за деятельностью руководителей предприятий и реорганизацией государственных унитарных предприятий. Например, ужесточить требования, предъявляемые собственником имущества к директору предприятия. В частности, предусмотрение увольнения руководителя предприятия в случаях:
  • срыва выполнения установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия;
  • невыполнения решений правительства, государственных органов исполнительной власти;
  • совершения сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной уставом предприятия специальной правоспособности предприятия;
  • необеспечения использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными уставом предприятия, а также нецелевого использования выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств;
  • незаконного совершения сделок;
  • наличия на предприятии более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;
  • пополнение доходов республиканских и местных бюджетов (за счет улучшения качества работы государственных предприятий, получение прибыли от предприятий);
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Информация о работе Государственное унитарное предприятие как форма организации деятельности