Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа
В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
На современном этапе развития Республики жилищно-коммунальная отрасль страны является одной из самых проблемных. Постоянное увеличение затрат на содержание этой отрасли, нехватка экономических стимулов снижения расходов, повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги, большая степень износа основных производственных фондов рисуют характерную картину современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..
3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство в Республике Беларусь ………………..
5
1.1 История возникновения развития организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь……………………….
5
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь …………………………………………
7
1.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года …………...
10
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг. ……………………………………...
12
2 Анализ финансового состояния КЖРЭУП «Советское» ……………………
17
2.1 Общие сведения о КЖРЭУП «Советское» ………………………………
17
2.2 Анализ структуры актива баланса КЖРЭУП «Советское» …………….
18
2.3 Анализ структуры пассива баланса КЖРЭУП «Советское» ……………
22
2.4 Анализ доходов КЖРЭУП «Советское» …………………………………
25
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ….
29
3.1 Основные направления совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..
29
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь ……….
31
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………
33
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства …………………………..
36
Заключение ……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников …………………………………………...
39
Приложения ………………………………………………………………………
41
Приложения А…………………………………………………………………….
42
Приложения Б…………………………………………………………………….
43
Приложения В…………………………………………………………………….
44
Приложения Г…………………………………………………………………….
4
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Основные направления
совершенствования системы
Коммунальная сфера г.
Гомеля является государственной
Существующая система
управления объектами инженерной инфраструктуры
и тарифного регулирования
Привлечение частных инвестиций в городскую инженерную инфраструктуру – одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.
Существующая система
управления жилищно-коммунального
не только г. Гомеля, но и всей системы
в целом по государству ярко доказывает
ее неэффективность. Материальная база
отрасли, развивавшаяся на основе остаточного
принципа финансирования, оставшаяся
с советских времен, заметно деградирует
в последние годы. Вся система
жилищно-коммунального
Основные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономики определены в Национальной жилищной программе. В ней предусматриваются организация и развитие рынка жилья, изменение структуры жилищного фонда в сторону увеличения частного сектора, повышение качественного стандарта жилищ. Разработана государственная программа модернизации и тепловой реабилитации жилых домов. А в регионах проекты программы «Жилье», которые содержат также подпрограммы «Строительство социального жилья», «Государственная поддержка строительства индивидуального жилья», «Строительство жилья на селе».
Реформирование жилищно-
К специфическим отнесем законодательно-правовые, организационно-управленческие, экономические и финансовые.
В силу производственно-технических
и технологических особенностей
жилищно-коммунального
Монопольное положение предприятия
приводит также к недостаточно эффективному
использованию материальных и финансовых
ресурсов, отсутствию действенного хозяйственного
механизма. Важным направлением демонополизации
жилищно-коммунального
Основным регулятором
развития коммунальной отрасли региона
должна стать цена. В настоящее
время в жилищно-коммунальном хозяйстве
района действует система
В настоящее время, в условиях
сокращения государственных расходов
на содержание жилья и коммунального
обслуживания, проблему эксплуатации,
содержания жилья может помочь решить
внедрение системы совместного
домовладения, которая в большинстве
развитых стран является привычной
и обыденной. В Беларуси в настоящее
время создаются такие
Таким образом, для совершенствования жилищно-коммунальной системы необходимо соблюдение следующих условий:
– финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
– повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения;
– переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
– увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном при конкурсном отборе организаций, предоставляющих эти услуги;
– ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;
– увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства;
– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– переход на договорные отношения и развитием конкурентной среды;
– внедрением ресурсосберегающих технологий;
– совершенствованием системы социальной защиты населения: упорядочением существующей системы льгот, усилением адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
– повсеместным полномасштабным переходом к системе персонифицированных социальных счетов граждан.
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь
Ставя задачу реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, необходимо доработать и конкретизировать ряд основных документов регулирующих взаимоотношения в области жилищно-коммунального хозяйства.
В Законе Республике Беларусь от 08 января 1998 г. № 135-З «О совместном домовладении» [3], необходимо:
– Прописать обязанности и полномочия организаций-застройщиков по созданию товариществ собственников на вновь строящихся домах или домах, проходящих капитальный ремонт. Закрепить в нормативных актах наличие созданного товарищества собственников как необходимое условие перед приемом дома в эксплуатацию.
– В отношении объектов совместного домовладения, доля государственной собственности на которых не превышает 50%, на которых не созданы товарищества собственников, и которые находятся в оперативном управлении застройщика или уполномоченного лица - изменить порядок создания и регистрации товарищества собственников. А именно: передать полномочия по созданию товарищества собственников уполномоченному лицу, разрешить волевое создание и регистрацию товариществ собственников без созыва общего собрания, в случае, если на первом общем собрании собственники самостоятельно не пришли к решению вопроса о выборе способа управления.
– Возложить административную ответственность на собственников в случае неисполнения закона о совместном домовладении в части выбора способа управления, либо предусмотреть иные меры, например, рассчитывать отпуск коммунальных ресурсов (таких как вода, свет, отопление, газ) по их фактической себестоимости.
В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. № 342 «Об утверждении положений об уполномоченном лице по управлению общим имуществом и о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт жилищного фонда» необходимо определить перечень критериев, по которым будут выбираться уполномоченные лица, а также:
– Исключить возможность назначения уполномоченными лицами частные коммерческие структуры, кроме случаев, когда такие организации сами предлагают свои услуги по управлению совместным домовладением.
– Прописать простой и четкий механизм выхода из статуса уполномоченного лица и перевода его на иную организацию или физическое лицо.
– Установить, что в случае
отсутствия на территории организации,
подходящей по критериям, предъявляемым
к уполномоченному лицу, таковым назначается
жилищно-ремонтно-
– Определить четкие сроки исполнения обязанностей уполномоченного лица, за которые необходимо обеспечить поставку основных коммунальных услуг для совместного домовладения и создать орган управления в товариществе собственников, либо передать его в управление организациям, оказывающим услуги по управлению совместным имуществом.
– Прописать, что уполномоченное лицо в своих действиях при решении вопросов о взыскании задолженности пользуется всеми теми нормативными документами, которые используют жилищные ремонтно-эксплуатационные организации.
– Установить право уполномоченного лица на привлечение собственников к административной ответственности в случае нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства.
В Законе Республике Беларусь от 16 июля 2008 года № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунального услуг» необходимо добавить раздел об ответственности собственника за неисполнение обязанностей, предусмотренных законом. Дополнительно стоит переработать приложение к закону, а именно формы типовых договоров, в которых должен быть учтен вариант оплаты услуг, предполагающий оплату по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией жилья.
Постановление Министерства
жилищно-коммунального
Выделив группы, станет возможным просчитать тариф технического обслуживания каждой группы, который будет повышаться от группы к группе в связи с ростом нагрузки на технический персонал, обслуживающий такие объекты и текущих расходов, связанных с обеспечением работоспособности инженерных сетей.
Такое деление позволит четче
формировать затраты для
Важным решением должна стать отмена верхнего предела тарифа на техническое обслуживание. Стоимость должна формировать возможность привлечения бизнеса и частных структур в сферу коммунальных услуг на конкурентной основе. Государство как гарант социальной защиты, имея в своем распоряжении такие структуры, как жилищные ремонтно-эксплуатационные организации, должно предлагать техническое обслуживание по установленным для таких структур тарифам, для определенных групп объектов, с определенной долей государственной собственности. Товарищества собственников, имеющие в обслуживании объекты частной собственности, должны иметь право самостоятельно определять тариф на техническое обслуживание, вырабатывать и принимать его в соответствии с фактическими расходами и пожеланиями собственников конкретного объекта.
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства
Законом «О совместном домовладении»
№193-5 от 1998г., статьей №13 предусмотрены:
социальные гарантии для собственников,
нанимателей и арендаторов
В действующей системе ЖКХ данные социальные гарантии предполагают компенсацию части расходов на содержание совместного домовладения из бюджета страны, с целью приведения оплаты услуг населением к установленным в централизованном порядке тарифам.
В целях реализации социальных гарантий, государство дотирует пять позиций, определяющих расходы собственников на услуги ЖКХ, это:
– Техническое обслуживание
– Содержание и ремонт лифтов
– Вывоз мусора
– Утилизация мусора
– Природный газ и техническое обслуживание для объектов с системой отопления и горячего водоснабжения через крышную газовую котельную.
Государством установлены четкие тарифы на данные виды коммунальных услуг. Тем не менее, фактические расходы не покрываются средствами, собранными с населения по установленным тарифам.
При современном строительстве, иногда единственным способам обеспечения объекта теплоносителем является постройка индивидуальной крышной газовой котельной. Эксплуатация такой установки требует специализированного, лицензированного персонала, с обязательным круглосуточным мониторингом состояния оборудования. Эти расходы влияют на конечную стоимость единицы отопления для такого объекта. Также, по действующим нормативным документам, такие котельные приравнены к промышленным объектам, и отпуск газа идет по промышленному тарифу, в 3 раза отличающемуся от тарифа для населения. Эти факторы влияют на конечную стоимость единицы отопления, величина которой регулируется тарифом, установленным в централизованном порядке. Государство компенсирует разницу между фактическими расходами и установленным тарифом.