Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ затрат и прибыли СПК (колхоз) «Привольный» и их планирование.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность издержек и затрат предприятия;
- рассмотреть методы планирования прибыли и затрат предприятия;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику СПК (колхоз) «Привольный»;
- рассмотреть планирование затрат и прибыли в СПК (колхоз) «Привольный».
Введение………………………………………………………………...……………4
1 Сущность затрат и прибыли предприятия……………………………….………6
1.1. Классификация затрат и основные методы их анализа ……...…6
1.2 Прибыль предприятия: понятие, виды и функции………………………..…12
1.3 Методы планирования прибыли и затрат предприятия ……………..………17
2 Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) «Привольный»……………………………………………………………..….……27
3 Оценка и планирование затрат и прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»…...............................................................................................……32
3.1 Анализ затрат и прибыли СПК (колхоз) «Привольный»……………….....…32
3.2 Резервы увеличения прибыли и сокращения затрат СПК (колхоз) «Привольный»…………………………………………………………………..….41
3.3 Планирование затрат и прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»……..……45
Выводы и предложения……………………………………………………………47
Список использованных источников…………………………………………...…49
Графический метод заключается в простой подгонке прямой линии с помощью линейки, которая накладывается на точки рис. 4 таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с вертикальной осью оценивает постоянные издержки.
Метод наименьших квадратов является наиболее точным. Подбор прямой линии суммарных издержек производится с помощью стандартных приемов регрессионного анализа и на практике сводится к использованию стандартной компьютерной программы, которая в качестве входных данных потребляет данные таблицы 4, а результатом являются суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции [5].
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство.
Прибыль как экономическая категория выступает:
• в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
• результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
• источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования [16, 27].
Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником функционального подхода является американский экономист П.Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.
Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д. Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли [8, 29].
Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.
Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.
Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек [11].
Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.
Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).
Экономическая эффективность производства - представляет собой отношение его конечного результата к затратам факторов производства.
На уровне предприятий обобщающими показателями эффективности являются:
Важнейшим показателем эффективности производства является прибыль.
Предпринимательская деятельность представляет собой деятельность граждан направленную на получение прибыли. Это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль оно может только в том случае, если производит продукты и услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общие потребности. Производить продукцию, удовлетворяющую потребности, необходимо по цене, приемлемой как для производителя, так и для потребителя. Это важно лишь в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, т.е. когда затраты на производственные ресурсы меньше, чем полученная выручка. Если предприятие не укладывается в такие рамки, не получает прибыли от своей деятельности, оно вынуждено признать себя банкротом.
Прибыль-доход от использования факторов производства (плата за предпринимательские услуги, новаторство, риск)
Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности фирмы и является источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие.
Различают два подхода к определению прибыли:
Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.
Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риек, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).
Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.
Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
В настоящее время выделяют такие виды прибыли:
- валовая прибыль
- прибыль от продаж
- прибыль до налогообложения
- чистая прибыль
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др. Аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль (убыток) от продаж показывает прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, т.е. финансовый результат организации по обычным видам деятельности.
Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.
Прибыль (убыток) до налогообложения определяется как сальдо по всем доходам и расходам по обычным видам деятельности, а также прочим доходам и расходам.
Чистая прибыль (убыток) от продаж формируется исходя из прибыли или убытка до налогообложения с учетом влияния на результат отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль.
С учетом этого различают следующие функции прибыли:
• инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
• результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
• финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
• стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала [27].
1.3 Методы планирования прибыли и издержек предприятия
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
- прибыль от продажи продукции и товаров;
- прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
- прибыль от реализации
- прибыль от реализации другого
имущества и имущественных
- прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
- прибыль (убыток) от прочих операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
- метод прямого счета;
- аналитический метод;
- метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета.
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости [1].
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод.
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;