Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ затрат и прибыли СПК (колхоз) «Привольный» и их планирование.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность издержек и затрат предприятия;
- рассмотреть методы планирования прибыли и затрат предприятия;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику СПК (колхоз) «Привольный»;
- рассмотреть планирование затрат и прибыли в СПК (колхоз) «Привольный».
Введение………………………………………………………………...……………4
1 Сущность затрат и прибыли предприятия……………………………….………6
1.1. Классификация затрат и основные методы их анализа ……...…6
1.2 Прибыль предприятия: понятие, виды и функции………………………..…12
1.3 Методы планирования прибыли и затрат предприятия ……………..………17
2 Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) «Привольный»……………………………………………………………..….……27
3 Оценка и планирование затрат и прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»…...............................................................................................……32
3.1 Анализ затрат и прибыли СПК (колхоз) «Привольный»……………….....…32
3.2 Резервы увеличения прибыли и сокращения затрат СПК (колхоз) «Привольный»…………………………………………………………………..….41
3.3 Планирование затрат и прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»……..……45
Выводы и предложения……………………………………………………………47
Список использованных источников…………………………………………...…49
В таблице 7 представлена динамика структуры затрат на производство сельскохозяйственной продукции СПК «Привольный» по статьям.
Таблица 7 - Динамика структуры затрат на производство сельскохозяйственной продукции кооператива
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г. (+,-) | |
Материальные, всего |
28460 |
31419 |
22937 |
-5523 | |
в том числе: - семена и посадочный материал |
2979 |
6447 |
4734 |
1755 | |
- корма |
6815 |
7741 |
6064 |
-751 | |
Из них корма собственного производства |
6815 |
7741 |
6064 |
-751 | |
- химические средства защиты растений |
1221 |
2459 |
987 |
-234 | |
- электроэнергия |
707 |
685 |
1183 |
476 | |
- нефтепродукты |
8204 |
6161 |
6263 |
-1941 | |
- запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта |
7625 |
5867 |
3309 |
-4316 | |
- оплата услуг и работ, выполненных сторонними организациями |
- |
1648 |
- |
- | |
Затраты на оплату труда |
9778 |
9939 |
9804 |
26 | |
Отчисления на социальные нужды |
1089 |
1083 |
1044 |
-45 | |
Амортизация |
651 |
936 |
3306 |
2655 | |
Прочие |
2921 |
1086 |
1069 |
-1852 | |
Итого |
42899 |
44463 |
38160 |
-4739 |
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что затраты на производство сельскохозяйственной продукции сократились на 4739 тыс. руб. и в 2010 г. составили 38160 тыс. руб. Также сократились:
- материальные затраты на5523 тыс. руб.;
- корма на 751 тыс. руб.;
- химические средства защиты растений на 234 тыс. руб.;
- нефтепродукты на 1941 тыс. руб.;
- отчисления на социальные
- прочие затраты на 4739 тыс. руб.
Увеличились затраты на электроэнергию на 476 тыс. руб., затраты на оплату труда на 26 тыс. руб., амортизация на 2655 тыс. руб.
Положительно на себестоимость продукции влияет то, что за анализируемый период снижаются прочие затраты. Необходимо рационально сокращать расходы на производство продукции, при этом не ухудшая качество продукции.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка [22].
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Проанализируем прибыль СПК «Привольный», представленную в таб. 8.
Из таблицы видно, что за анализируемый период прибыль до налогообложения и чистая прибыль сократилась на 715 тыс. руб. Валовая прибыль и прибыль от продаж увеличилась на 1257 тыс. руб. Такое сокращение может отрицательно сказаться на деятельности предприятия.
Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от продажи продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должна быть сконцентрирована на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Таблица 8 – Динамика прибыли предприятия
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение, 2010 г. к 2008 г. тыс. руб. (+,-) | ||
2008г. |
2009 г. |
2010 г. | ||
Валовая прибыль |
7245 |
9836 |
8502 |
1257 |
Прибыль (убыток) от продаж |
7245 |
9836 |
8502 |
1257 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10123 |
304 |
9408 |
-715 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
10123 |
304 |
9408 |
-715 |
На изменение прибыли оказали влияние следующие факторы:
1. Сокращение среднегодового
2. Сокращение засеянных площадей земель;
3. Значительное сокращение
4. Увеличение прочих доходов и прочих расходов.
Как следствие этих причин кооператив получил меньше чистой прибыли.
Для того чтобы эффективно управлять прибылью предприятия необходимо провести тщательный анализ факторов, влияющих на размер прибыли, далее провести оценку показателей прибыли и в итоге осуществить планирование прибыли. Если качественно произвести все выше перечисленные действия, то вероятность получения максимальной прибыли резко возрастает. Произведем данный анализ прибыли на предприятии колхоз «Привольное». Сначала сделаем факторный анализ прибыли от продаж, т.к. она является основной составляющей чистой прибыли, получаемой колхозом «Привольное».
В табл. 9 приводятся данные по колхозу «Привольное», касающиеся прибыли от продаж товаров за 3 года.
По расчетным
данным таблицы 9 видно, что по годам выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг превышает себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг
- это свидетельствует о том, что деятельность
предприятия за анализируемые периоды
принесла прибыль.
Таблица 9– Факторный анализ прибыли
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Уровень в % к выручке | ||||
2008г. |
2010г. |
Отклонение 2010г к 2008г. |
2008г. |
2010г. |
Отклонение 2010г к 2008г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
28984 |
31212 |
2228 |
100 |
100 |
Х |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
21739 |
22710 |
971 |
75 |
72,7 |
-2,3 |
Прибыль от продаж |
7245 |
8502 |
1257 |
24,9 |
27,2 |
2,3 |
Проценты к уплате |
965 |
2324 |
1359 |
3,37 |
7,4 |
4,1 |
Прочие доходы |
5761 |
22320 |
16559 |
19,8 |
71,5 |
51,7 |
Прочие расходы |
1920 |
19090 |
17170 |
6,6 |
61,2 |
54,6 |
Прибыль до налогообложения |
10123 |
9408 |
-715 |
34,9 |
30,1 |
-4,8 |
Чистая прибыль |
10123 |
9408 |
-715 |
34,9 |
30,1 |
-4,8 |
Если рассматривать данные показатели в динамике 2008 – 2010 гг., то нужно отметить, что темпы роста себестоимости ниже темпа роста выручки, и как следствие, растет прибыль. Структурно – динамический анализ показал, что, несмотря на благополучное положение с темпами роста и абсолютным приростом основных показателей, характеризующих финансовые результаты колхоза «Привольный», имеет место как положительно, так и отрицательно складывающиеся в отчетном году (2008г.) по сравнению с базисным (2010г.) тенденции.
Произведем формализованный расчет факторных влияний на прибыль от продаж товаров.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. В данном случае индекс цены равен 1,2027
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В1 = В1 / Jц = 31212/1,2027=25951,61 тыс.
руб.
ΔВц = В1- (В1 / Jц ) = В1- В1 = 31212-25951,61=5260,39 тыс. руб.
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась за счет роста цены на 5260,39 тыс. руб.:
ΔВколичество продукции = В1- В0 = 25951,1-28984=-3032,39 тыс. руб.
Увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению выручке в отчетном периоде на 3032,39 тыс. руб., общий же прирост выручке (+2228 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 20,27%.
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
=5260,39*24,996550=1314,92 тыс. руб
где - показатель изменения выручки от продажи под влиянием цены;
- рентабельность продаж в
То есть прирост цен
на продукцию в отчетном
Расчет влияния фактора «Количества проданной продукции»
Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
∆(Пп(К))= [(В1 - В0) - ∆ Вц]* Rn0 /100= -3032,39*24,99655/100= -757,99 (14)
В результате сокращения количества реализованной продукции прибыль от продаж снизилась на 757,99 тыс. руб.
Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
ΔПп(с)= В1*(УС1-УСо) / 100 = 31212*(-2,2429741)/100= +700,08 (15)
где УС1 и УСо – соответственно уровни себестоимости в 2010 и 2008г.г.
Исходя из полученных расчетных данных делаем вывод, что прибыль увеличилась в отчетном году на 715 тыс. руб. и на это уменьшение повлияли такие факторы, как: количество проданной продукции -757,09тыс. руб, снижение уровня себестоимости +700,08 тыс. руб., прочие доходы увеличились на +16559 тыс. руб., а прочие расходы увеличились на -17170 тыс. руб. Также в результате анализа выявили отрицательное воздействие на чистую прибыль такого фактора, как проценты к уплате – эти расходы увеличились на 1359 тыс. руб. в 2010г. по сравнению с 2008г.