Измерение и оценка социальных последствий проектов в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:35, реферат

Краткое описание

В последние два десятилетия среди заметных тенденций в деятельности современных компаний отмечается их ориентация в сторону социальной ответственности, что явилось следствием целого ряда факторов. Бизнес, вследствие усугубления демографических, социально-экономических проблем, стал одним из ключевых (наряду с государством) агентов социального развития. В условиях старения населения, уменьшения доли занятых в ряде секторов экономики, дифференциации условий и оплаты труда, нарастающей социальной поляризации требуется активное вмешательство коммерческих структур в социальную политику. Причем речь идет не только о национальном, но все чаще о международном масштабе принятий решений, направленных на формирование социально ответственной политики компаний, которая выражается и в положительном воздействии на общество, и в уменьшении негативных последствий от своей деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная эффективность.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬСТВА  И ТЕХНОЛОГИЙ

(ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»

на тему: «Измерение и оценка социальных последствий проектов в бизнесе»

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнил: студент

                                                                                          уч. гр. ЭУП-1-09

Коловоротная Ольга

                                                                              Проверил:

                                                                                       Горбунова А.В.

 

 

Волжский 2013

 

Введение

 

В современных условиях бизнесу для реализации своих  экономических целей недостаточно ориентироваться только на получение прибыли. Долгосрочное развитие предполагает движение в направлении социальной ответственности, которая не только создает положительный имидж компании, но и снижает операционные риски, расширяет рынок сбыта, повышает инвестиционный рейтинг. Для учета и анализа этих показателей бизнесу необходим инструмент измерения произведенного им социального эффекта. И эта задача становится сегодня все более актуальной.

В последние два десятилетия  среди заметных тенденций в деятельности современных компаний отмечается их ориентация в сторону социальной ответственности, что явилось следствием целого ряда факторов. Бизнес, вследствие усугубления демографических, социально-экономических проблем, стал одним из ключевых (наряду с государством) агентов социального развития. В условиях старения населения, уменьшения доли занятых в ряде секторов экономики, дифференциации условий и оплаты труда, нарастающей социальной поляризации требуется активное вмешательство коммерческих структур в социальную политику. Причем речь идет не только о национальном, но все чаще о международном масштабе принятий решений, направленных на формирование социально ответственной политики компаний, которая выражается и в положительном воздействии на общество, и в уменьшении негативных последствий от своей деятельности.

 

1.Понятие социальной  эффективности проекта

 

В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект - это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.

Характеризуя целесообразность какого-либо проекта, говорят о двух видах эффективности: экономической  и социальной. По мере усиления требований к гуманизации труда социальным аспектам инвестиционной деятельности уделяется все большее внимание вне зависимости от того, о какой сфере экономики идет речь.

Понятие социальной эффективности  может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, как некий социальный эффект при инвестировании в коммерческую деятельность, или эффект проекта, способствующего наращиванию прибыли. Во-вторых, как эффект проекта, не предусматривающего генерирование прибыли, а направленного на социальные цели как внутри фирмы, так и за ее пределами. В этом случае речь идет о создании различных преимуществ для работников фирмы (система повышения квалификации, организация досуга, система дополнительного пенсионного обеспечения и другое); о дополнительных рабочих местах, об охране окружающей среды, открытии социально-значимых производств и т. п.

И в том, и в другом случае социальный эффект рассматривается  как первоочередной критерий эффективности  инвестиционного проекта. Экономический  эффект будет при этом рассматриваться как критерий, характеризующий рациональность действий, выполняемых в ходе реализации проекта.

Среди ключевых показателей  социального эффекта выделяют следующие:

1)повышение уровня занятости населения;

 

2) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;

3)улучшение состояния окружающей среды;

4) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, деятельность, направленная на достижение социального эффекта содействует решению ряда важных социальных задач.

Для компаний, учитывающих  социальный эффект, целесообразно:

1) объединить социальные  цели в ежегодный план;

2) иметь представление  о существующих нормах социального поведения в своей отрасли;

3) постоянно (посредством  регулярных отчетов) информировать  всех заинтересованных лиц о  социальных действиях компании (если  эти действия входят в ежегодный  план, акционеры должны получать  сведения о том, насколько эффективно эта часть плана выполняется);

4) экспериментировать  с различными подходами при  реализации своих социальных  программ (поскольку эта сфера  деятельности для многих менеджеров  является незнакомой, часто неудачи  рассматриваются как невозможность  дальнейшей реализации программ, их неэффективность);

5) пытаться получить  долгосрочную оценку социального воздействия своих программ.

Последний пункт имеет  особую актуальность, поскольку труднее  всего поддается реализации, - определение  результатов осуществления социальных действий нелегко поддается подсчету. Тем не менее, компаниям следует попытаться определить эффективность своей деятельности как в вопросе повышения качества жизни (речь может идти, к примеру, о производстве высококачественных товаров и услуг, попытках избежать загрязнения окружающей среды и т.п.), так и в результативности своих социальных инвестиций.

 

2. Необходимость анализа инновационных проектов

 

Для снижения риска инновационной  деятельности предпринимательской  фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин.  Например таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий.

На основе этих факторов выделяют определенные критерии для  оценки инновационных проектов, которые  включают в себя:

1)цели, стратегия, политика и ценности предприятия;

2)маркетинг;

3)научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

4)финансы;

5)производство.

Кратко рассмотрим вышеназванные  критерии и условия оценки инновационного проекта.

1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.

При оценке инновационного проекта  следует выявить действительных, а также потенциально возможных  конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.

 Целесообразно также проанализировать  и возможные каналы распределения  результатов инновационного проекта,  оценить, насколько подходит уже  существующая на предприятии  система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.

3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

При оценке инновационного проекта  необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права  на интеллектуальную собственность какого-либо патенто-держателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. На принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.

4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован

100%-ныи технический и коммерческий  успех. В других случаях выгоднее  направляют ресурсы па разработку  нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации .

Кроме этого следует оценить  количественно все затраты, необходимые  для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, - это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.

Информация о работе Измерение и оценка социальных последствий проектов в бизнесе