Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель – выявление и изучение роли информации в современном государственном управлении.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
определения понятия и роли информации в контексте государственного управления;
выявление сущности информационного обеспечения и информационного общества в государственном управлении;
изучение внедрения информационных технологий в государственное управление Казахстана на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………4
Информационное общество-фактор развития государственного
управления…………………………………………………………………………4
1.2 Информационные технологии в органах государственной власти…………5
1.3 Зарубежный опыт внедрения информационных технологий в систему госу-
дарственного управления………………………………………………………….8
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РК…………………………………………………………..12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление..12
2.2 Электронное правительство………………………………………………….14
2.3 Проблемы реализации электронного правительства………………………19
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33
Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации.
Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира).[6]
1.3 Зарубежный опыт внедрения информационных технологий в систему государственного управления
Концепция «электронного правительства» в конце 90-х гг. XX в. была реализована в постиндустриальных странах Запада и Дальнего Востока в начальных стадиях, а затем в «онлайн-транзакциях» и «сетевом присутствии». Наиболее качественным «электронным правительством» отличаются США, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Норвегия, Великобритания, Канада, Нидерланды, Дания и Германия. В этих странах в рамках деятельности «электронного правительства» в режиме «онлайн» стали реально доступными многие виды государственных услуг. Среди них ответы на запросы в государственные органы, с указанием результата и ответственных за его принятие при возможности проверки этапов их прохождения; различные платежи по электронным формам (от квартплаты до уплаты штрафов и налогов) при наличии механизмов персонификации; получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка с идентификацией электронной подписи (включая прием налоговых деклараций, постановку на учет в службе занятости); прием в вузы на дистанционные, интерактивные формы обучения; заявлений в полицию (в случае кражи или угона автомобиля). В Республике Корея, например, официальный веб-портал позволяет заявителю знакомиться со стадиями прохождения 54-х типов обращения граждан, контролировать этот процесс в любое время. [7]
В ряде стран Запада есть специальные государственные должности – уполномоченные за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации: в США – главный ответственный по информации (Chief information offi cer), в Великобритании – электронный посланник (e-envoy). Существуют две основные модели политической стратегии формирования элек-
тронного правительства: «западная» и «восточная». Процесс реформирования государственного управления в западных странах связан с реорганизацией государственных органов на основе принципов «нового государственного управления», создания «открыто и отзывчивого государства». Проекты внедрения электронного правительства в восточных государствах (Сингапур, Республика Корея) реализуются на базе принципов традиционализма (конфуцианства) и «рациональной бюрократии».
Американская и европейская модели информационно-коммуникативных технологий несколько различаются. В Европе большая роль отводится ИКТ в административном реформировании и сервисе граждан, рассматриваемых как покупателей. В США же, помимо совершенствования административной деятельности обеспечивается влияние ИКТ на политическое участие, улучшение функционирования политической системы.
Глава аппарата советников премьер-министра Великобритании М. Барбер обращал внимание на важность реализации ключевых демократических и управленческих ценностей и принципов в современной государственной службе и работе «электронного правительства»
Европейский Союз ввел систему постоянного мониторинга характеристики следующих 20 электронных услуг, оказываемых гражданам и бизнесу: предоставление информации и подоходном налоге, содействие в декларировании налогов; поиск работы через службу занятости; оказание социальной помощи, выплата пособия по безработице, на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы; выдача персональных документов (паспорт, водительские права; регистрация автомобиля; подача заявлений на строительство; информирование полиции (кражи и т.д.); предоставление доступа в публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства); выдача свидетельств о рождении и браке, ответы на запросы на их предоставление; прием заявлений в вузы; информирование о смене жительства; услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, заявки на лечение в конкретном месте, доступность услуг в госпитале).
Первой страной в мире, принявшей закон об электронных услугах, была Финляндия (2001 г.). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с этим законом, власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью. Правительством Великобритании в 1999 г. была принята стратегическая программа «Модернизация государственной власти», охватывающая 5 млн. государственных служащих страны. Ее ключевым элементом является внедрение электронной системы управления. Правительственный портал – «Великобритания онлайн» (www.open.gov.uk) позволяет всем государственным учреждениям страны обеспечивать электронный доступ граждан ко всем формам документов. Граждане – пользователи интернет-связи – через UK Online могут получать широкий круг актуальной информации, распечатывать различные формы документов в любое удобное для них время. При использовании технологии электронно-цифровой подписи формуляры могут заполняться прямо на экране и отправляться по электронным каналам связи.
«Электронное правительство» США представляет «Официальный правительственный веб-портал» (www.FirstCov.com). Он объединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 млн. веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: государственные блага, государственные гранты, государственные работы, получение лицензий, вопросы социальной безопасности, получение паспортов, иммиграция, объявления и заявки потребителей и др. Портал позволяет вести интерактивный диалог в режиме реального времени. Считается, что ориентация на потребителя имеет большое значение для организации работы государственных служб. В целом происходит становление модели государственного управления, которая должна обеспечить эффективность деловых процессов, разграничение политикой и практики и повышение производственных показателей. При этом все шире используются ноутбуки и смартфоны, дающие возможность осуществлять «онлайн-транзакции» без привязки к определенному месту.
Канадский правительственный веб-портал называется «Государственная служба Канады» или, кратко, «Канадский сайт» (www.canada.gc.ca). Он предоставляет канадцам централизованный доступ почти к сотням государственных программ и услуг ко всей открытой государственной информации в удобное для канадцев время и в удобном месте». Официальный веб-портал Сингапура (www.gov.sg) объединяет все сферы жизнедеятельности: государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и даже индустрию развлечений. На программу государство выделяет 0,5 млрд. долларов в год. Портал имеет четыре взаимосвязанных раздела: «Правительство», «Граждане-резиденты» (постоянные жители), «Бизнес», «Нерезиденты». По всем разделам в режиме текущего времени предоставляется большое количество информационных услуг, действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя). В разделе «Электронный гражданин» (www.ecitizen.gov.sg) можно получать информацию и взаимодействовать по направлениям: «Образование, обучение и работа», «Семья и коммунальное развитие», «Здоровье и окружающая среда», «Домовладение», «Защита и безопасность», «Культура и спорт», «Транспорт и путешествия».
Официальный веб-портал Финляндии (www.om.fi ) предоставляет большое количество специализированных услуг: услуги Агентства по делам потребителей; представление юридических документов (Министерство юстиции); заказ и оплата услуг, связанных с досугом (Национальный совет лесного хозяйства); информирование о национальных проектах участия (МИД, Отдел муниципалитетов); уведомления о вакансиях, и возможностях получения образования (Министерство труда); уведомление о смене адреса (Центр переписи населения); услуги службы «Виртуальная Финляндия» (МИД) и др. В Финляндии 55% всех ведомств дают своим клиентам возможность заполнения бланков заявлений и других формуляров через Интернет. Число интерактивных потребительских услуг в них составляет несколько десятков и имеет тенденцию к увеличению. Оказание ряда услуг предусматривает использование электронного удостоверения личности. Деятельность порталов включает предоставление не только официальной информации, но и сведений об услугах в соответствии с «жизненными эпизодами». Среди них поступление в школу, поиск работы или ее смена, появление в семье ребенка, тяжелая утрата, открытие собственного дела и др. Расширяется круг государственных услуг в режиме «онлайн» и для предприятий. Наиболее распространены социальные взносы на работников; уплата корпоративных налогов: составление деклараций и извещений; поступление дополнительных данных в статистические бюро; организация электронных торгов и др.
Расширяется канал прямой и обратной связи «государство-общество». Проведение реформ в ряде стран улучшилось благодаря использованию информационных технологий, повышению доверия к правительству, качественной обработке нарастающего потока данных и знаний. Существование «электронных правительств» способствуют определенной открытости государства, снижению уровня коррупции и безответственности чиновников, улучшению финансового управления. Деятельность «электронных правительств» предполагает быстрые и глубокие изменения в ряде правовых документов. В Республике Корея за несколько лет было изменено до 40% нормативных актов, регулировавших государственное управление и службу. Благодаря «электронному правительству» совершенствуется документооборот. В руководство государственными службами чаще приходят молодые кадры управленцев. Существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении. Очевидна недостаточность «интернетизации» многих государств, их институтов, граждан. Стать подлинно «электронным гражданином», разбирающимся в проблемах государственного управления ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов. [7]
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление
Учитывая требования граждан о
предоставлении им разнообразных качественных
государственных услуг и расширении возможностей
доступа к ним, государственные учреждения
во всём мире эволюционируют в «электронные
правительства». Первые попытки создать
электронное правительство часто заканчивались
созданием не связанных между собой электронных
«островков» на базе отдельных подразделений,
в которых продолжал использоваться предыдущий
неудачный опыт и устаревшие способы работы.
Подобный подход не был продуктивным,
а потому не смог оправдать возлагавшихся
на него ожиданий.[8]
Одной из задач создания «электронного
правительства» является совершенствование
совместной работы государственных организаций
– повышение оперативности и согласованности
в совместном использовании информации
между органами власти на федеральном,
региональном и местном уровне. Решение
этой задачи будет способствовать более
экономному использованию бюджетных средств
и повышению эффективности деятельности
государственных организаций. Основываясь
на своей концепции по использованию информационных
технологий в «электронном правительстве»,
корпорация Microsoft создала новое поколение
программных продуктов и услуг, благодаря
использованию которых станет возможно
осуществить переход к государственным
службам нового типа.[9]
В условиях стремительного развития информационных
технологий государственным организациям
требуется адаптируемая база, на основе
которой они могли бы создавать системы
информационных технологий (далее - ИТ-системы)
и программные средства, предназначенные
для разработки своих онлайновых услуг.
Переход к «электронному правительству»
позволит государственным органам воспользоваться
преимуществами Интернета и быстрее реализовать
новые решения за счет интеграции различных
ИТ-систем и прикладных программ, расширения
возможностей государственных служащих
и усовершенствования процедуры обмена
информацией между государственными учреждениями,
между государственным сектором и частными
компаниями, а также между государственными
организациями и гражданами. Кроме того,
любое законченное решение в области «электронного
правительства» должно обладать следующими
качествами:
Правительству, чтобы вновь обрести поддержку
и доверие своих граждан, необходимо «модернизировать»
или перестроить характер взаимоотношений
с ними: сначала создавая новые бизнес-модели
и адаптирующиеся, эффективные схемы сотрудничества
с частным сектором, а затем разрабатывая
электронные услуги, например, интерактивные
опросы, дебаты и онлайновое голосование,
которые расширяют возможности граждан
для их активного участия в процессе государственного
управления. Люди должны почувствовать,
что они могут управлять своим участием
в этих процессах. В то же самое время,
«информационное неравенство», если не
уделять должного внимания решению этой
проблемы, может стать угрозой того, что
граждане, лишенные доступа к Интернету,
останутся позади в движении к информационному
обществу.
Концепция Microsoft по использованию информационных
технологий в «электронном правительстве»
состоит в том, чтобы превратить государственный
сектор в лидера, возглавляющего переход
к информационному обществу. Для достижения
этой задачи разрабатывается разнообразное
программное обеспечение, которое позволит
гражданам получать доступ к услугам в
любое время, в любом месте и с помощью
любого устройства. [8]
Благодаря развитию онлайновых услуг
государственные организации могут расширить
свои возможности по удовлетворению потребностей
граждан в более оперативном и эффективном
отклике на их запросы. Путем переноса
множества информационных ресурсов в
Интернет и предоставления людям функций
самообслуживания в онлайновой среде,
государственные служащие могут превратиться
в специалистов, работающих с информацией.
Получив в свое распоряжение гибкую платформу
информационных технологий, «электронное
правительство» имеет возможность перешагнуть
за рамки традиционной бюрократической
системы и создать новые взаимоотношения
со своими гражданами.[9]
2.2 Электронное правительство РК
В условиях широкого распространения информационных технологий в Казахстане, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг работа и является актуальной и практически значимой. Президентом Казахстана поставлена амбициозная задача вхождения республики в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Понятно, что эта задача немыслима без осуществления весомых шагов в сторону цифровой экономики и информационного общества, без формирования информационной инфраструктуры "электронного правительства".