Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель – выявление и изучение роли информации в современном государственном управлении.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
определения понятия и роли информации в контексте государственного управления;
выявление сущности информационного обеспечения и информационного общества в государственном управлении;
изучение внедрения информационных технологий в государственное управление Казахстана на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………4
Информационное общество-фактор развития государственного
управления…………………………………………………………………………4
1.2 Информационные технологии в органах государственной власти…………5
1.3 Зарубежный опыт внедрения информационных технологий в систему госу-
дарственного управления………………………………………………………….8
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РК…………………………………………………………..12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление..12
2.2 Электронное правительство………………………………………………….14
2.3 Проблемы реализации электронного правительства………………………19
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33
За последние несколько лет произошли
существенные изменения в нормативно-правовом
регулировании информационной сферы Казахстана.
Информационное законодательство динамично
развивается наравне с активным развитием
электронного правительства (далее - ЭП),
которое является одним из приоритетных
направлений Правительства РК. Основной
целью создания электронного правительства
в РК является формирование механизма
взаимодействия функционирования правительства
и местных органов власти, который будет
максимально ориентирован на предоставление
услуг гражданам и организациям посредством
информационных технологий. С потребительской
точки зрения внедрение технологий электронного
правительства направлено на упрощение
для граждан доступа к информации, получение
государственных услуг в электронном
формате, повышение прозрачности и контроля
власти со стороны общества, сокращение
влияния человеческого фактора в деятельности
исполнительного аппарата, привлечение
широких слоев граждан к управлению.
Для формирования ЭП в Казахстане на сегодняшний
момент сделано уже не мало.
Активно внедряются государственные
программы, направленные на устранение
информационного неравенства. Они нацелены
на внедрение информационно-коммуникационных
технологий, повышение образовательного
уровня, снижение тарифов для пользователей
Интернет-сети, компьютеризацию государственных
органов и образовательных учреждений.
Так, целью программы снижения информационного
неравенства в Республике Казахстан на
2007-2009 годы (далее - СИН), на реализацию
которой было запланировано более 15 млрд.
тенге, является достижение 20-ти процентного
уровня компьютерной грамотности населения
и пользователей сети Интернет в Казахстане.
1. На практике около двух миллионов граждан
получили возможность научиться обращаться
с компьютером, в том числе получили навыки
работы в сети интернет на различных бесплатных
курсах компьютерной грамотности.
2. Казахстанская интернет-компания PROFIT Online представила данные
своей экспертной оценки уровня проникновения
интернета в Казахстане. Так, по ее оценкам,
месячная интернет-аудитория казахстанских
пользователей на конец 2009 года составила
около 4,3 млн человек, или 27% от населения
республики. По официальным новостям в
СМИ звучала цифра – 20% от населения. Интернет
провайдеры заявляют об 1 млн. модемных
подключений. Каково реальное количество
интернет-пользователей в Казахстане
на сегодняшний день никто не знает, так
как официальных крупномасштабных исследований
на эту тему не проводилось. Однако, в любом
случае это большой прорыв, так как всего
4 года назад – в 2006 г. интернет-пользователей
в Казахстане быломенее 5% от населения.
3. В рамках Программы снижения информационного
неравенства для населения создано 1186
пунктов общественного доступа к услугам
«электронного правительства». ПОДы создаются
при акиматах, школах, филиалах Казпочты,
библиотеках и т.д.
4. Условия доступа в интернет в Казахстане
постепенно улучшаются. Тарифы на интернет
планомерно снижаются. Так, сейчас стоимость
услуг по широкополостному безлимитному
доступу к интернету на скорости 256 Кбит/с
стоит около 25-30 долларов США в месяц. Ниже
этой скорости провайдеры уже не предлагают.
5. Практически все школы подключены к
интернету.
Правительством принимаются и другие
меры, для сокращения информационного
неравенства.
В целом можно сказать, что инфраструктура работы электронного правительства в Казахстане создана. Так, с 29 октября 2008 г. начал действовать Национальный удостоверяющий центр, который предоставляет доступ к использованию электронного правительства и дает возможность физическим и юридическим лицам подписывать свои документы в электронном формате, используя электронно-цифровую подпись. С 2010 года все государственные закупки методом ценового предложения проводятся исключительно в электронном формате с использованием ЭЦП через портал электронных закупок goszakup.gov.kz.
В целях реализации программы «электронное правительство» была сформирована нормативно-правовая база путем принятия новых законов и внесения изменений в существующие законы: закон об информатизации, закон о национальных реестрах идентификационных номеров; об электронно-цифровой подписи (в частности, данный закон является основой для внедрения электронного документооборота и других безбумажных технологий в республике Казахстан и определяет правовой статус электронного документа, электронной цифровой подписи), об административных процедурах и т.д. Также были приняты многочисленные подзаконные акты, регулирующие отдельные вопросы работы е-правительства, например, Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 октября 2007 года № 891 «Об утверждении перечня электронных информационных ресурсов о государственных органах, размещаемых на веб-сайтах государственных органов».
В данный момент в Мажилисе Парламента рассматривается законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам развития «электронного правительства». Данным законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс, в законы: «Об информатизации», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об административных процедурах», «О лицензировании» и т.д. Так, в частности: законопроектом предусматриваются нормы позволяющие применять электронные документы в судопроизводстве, в нотариальной деятельности и лицензировании. Например, у физических и юридических лиц появляется возможность подачи заявлений, исковые заявлений, доверенностей в форме электронного документа, заверенного ЭЦП, а также получения протокола судебного заседания в электронной форме и внесения замечаний на протокол в электронной форме. Практически все министерства, ведомства, суды, региональные органы местного самоуправления (акиматы, маслихаты) уже имеют собственные интернет-ресурсы, идет формирование структуры интернет-ресурсов на уровне отдельных населенных пунктов, региональных департаментов. Есть обязательные требования, утвержденные Правительством, по содержанию этих сайтов и обновлению. Регулярно проводится мониторинг сайтов гос.органов. Получают все большее распространение интернет-конференции с участием государственных чиновников на базе сайта «Электронного правительства», а также открытие персональных блогов государственными служащими. Одним из ярких событий была интернет-конференция с участием Назарбаева в 2007 г., когда Глава Казахстана напрямую общался с населением страны через портал электронного правительства. Из более чем 4700 вопросов, он ответил на 35.
После открытия своего блога премьер-министром
Масимовым, вслед за ним открыли свои блоги
практически все члены кабинет министров
и первые руководители государственных
органов. На сегодняшний день на сайте
электронного правительства www.e-gov.kz пре
В настоящее время 21 вид государственных услуг представлены на портале е-правительства и являются интерактивными (выдача архивных справокЗАГСа: о рождении, смерти, заключении, расторжении брака и др., выдача справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество физическому лицу, справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица, земельного участка, получение информации о назначении (отказе в назначении) государственной базовой пенсионной выплаты, пособия по инвалидности, выдача справки об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям по РК, предоставление персонального доступа к регистрационным данным для просмотра и изменения для физического лица, предоставление выписки из лицевого счета, персонального доступа к лицевым счетам налогоплательщиков и т.д. Однако ими нельзя воспользоваться, если нет электронно-цифровой подписи. Предоставление ЭЦП осуществляется бесплатно на один год через центры обслуживания населения (в настоящее время их в стране 316. Ими оказываются 57 видов государственных услуг). При этом процедура по получению ЭЦП достаточно сложная. Так как для получения необходимо не просто подавать заявление через сайт, сделав заявку, но и установить несколько программ у себя на компьютере, у некоторых эта процедура заняла около недели (учитывая необходимость настройки internet explorer 7 и т.д.).
Что касается того, облегчен ли доступ граждан к публичной информации в связи с развитием электронного правительства в РК, приведу результаты недавно проведенного экспертного опроса «Доступ к информации», по заказу ПРООН в Казахстане. Цель – получить экспертные оценки по состоянию доступа к информации в Казахстане для разработки предложений к проекту Концепции законопроекта «О доступе к информации в РК». Было опрошено 75 экспертов разных категорий: бизнес-сообщество, НПО, СМИ, госорганы и бюджетных организаций. На вопрос «Как Вы считаете, обеспечено ли в Казахстане право на получение информации?» были даны следующие ответы: обеспечено в полной мере–30,67%; обеспечено частично–64%;не обеспечено – 4
Таким образом, большинство опрошенных считают, что право на получение информации в Казахстане обеспечено частично, только треть из них отмечает обеспеченность прав казахстанцев на получение информации в полной мере.
Так подавляющее большинство респондентов (81,3%) отметило, что доступные источники информации, такие как сайты государственных органов, общественные пункты доступа к информации, имеют недостатки, связанные с неудобством в поиске и отборе информации и не всегда можно найти нужную информацию. Таким образом, существование сайтов государственных органов существенно не облегчают доступ населения к информации, содержащейся у государственных органов.
На практике оказалось, что наполнение сайтов государственных органов направлено не на привлечение потенциальных потребителей государственных услуг, а только на выполнение требований вышестоящих органов власти и требований закона. При этом требования закона в отношении содержания веб-сайтов госорганов исполняются чисто формально, сайты в большинстве своем не содержат действительно полезной информации, которая интересует людей, информация на них не обновляется или обновляется редко, более того, поиск информации на них крайне затруднен, нет полной информации о планах и результатах работы госоргана, реализуемых программах, оказываемых услугах, на некоторых сайтах размещены ответы на вопросы в виде ссылок на законы, цитат из нормативно-правовых документов, чего не всегда достаточно для удовлетворения интереса потребителя.
Причин, почему так происходит и почему государственные органы с большой неохотой делятся информацией и не спешат ее выкладывать на сайт, несколько. Вот некоторые из них:
- не определен правовой статус «информации», нет таких терминов как «доступ к информации», «общественно-полезная информация» и т.д., не прописаны четко правовые режимы информации: информация, доступ к которой не ограничен и информация ограниченного доступа. Большинство положений в законодательстве РК, касающиеся порядка открытия, закрытия информации, носят фрагментарный, отсылочный характер.
-детальный перечень информации, содержащейся в ведении государственных органов и подлежащей размещению на веб-ресурсах государственных органах, отсутствует. Существует Постановление Правительства РК от 3 октября 2007 года № 891 «Об утверждении перечня электронных информационных ресурсов о государственных органах, размещаемых на веб-сайтах государственных органов». Однако, утвержденный перечень носит общий характер, распространяется на все государственные органы в целом, а требования, предусмотренные в нем требуют более детальной расшифровки, уточнения и дополнения
-широкий спектр видов ответственности, по которым может быть привлечен государственный служащий за неправомерное раскрытие и использование информации ограниченного доступа:
а) уголовная ответственность (например,
статья 172. Незаконное получение, разглашение
государственных секретов)
б) гражданская (например, статья 1018 Ответственность
за незаконное использование нераскрытой
информации)
в) административная (например, статья
385 Нарушение правил определения и установления
степени секретности информации (включая
в целях сокрытия нарушения законности))
г) дисциплинарная (например, статья 28
Ответственность государственных служащих,
Закон РК от 23 июля 1999 года «О государственной
службе» предусматривает наложение дисциплинарных
взысканий, а также возможность привлечения
госслужащего к уголовной, административной
и материальной ответственности.)
- отсутствие в законодательстве оснований для освобождения от ответственности в случае раскрытия информации ограниченного доступа в интересах общества. Учитывая тот факт, что госслужащие потенциально могут быть подвергнуты всем этим видам наказания, в том числе за ошибочное разглашение информации, госслужащий, решая вопрос должна ли быть раскрытой та или иная информация, находящаяся в распоряжении государственного органа, скорее всего ошибется в пользу закрытия информации и не станет размещать информацию на сайте.[
Необходимость скорейшего решения этих проблем, которые стали мешать эффективной реализации программы по развитию «электронного правительства», подтолкнули, на мой взгляд, Правительство РК взяться за разработку законопроекта в сфере доступа к информации. Была принята и утверждена Концепция законопроекта «Об информации и защите информации», а сам законопроект вместе с сопутствующим законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития информации и защиты информации» был внесен в Перспективный план законопроектных работ Правительства РК на 2010-2014 годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития.
В условиях широкого распространения информационных технологий в Казахстане, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг работа и является актуальной и практически значимой.