Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсового проекта является поиск резервов повышения эффективности использования научно-технического потенциала предприятия.
Для достижения поставленной цели и всестороннего изучения темы исследования в курсовом проекте были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности
- Провести оценку экономической эффективности использования научно-технического потенциала ОАО «ПромАгрегат»
Ведение
1. Теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности
1.1 Сущность научно-технического потенциала и его роли в инновационном процессе
1.2 Структура научно-технического потенциала предприятия
1.2.1 Материально-техническая база науки
1.2.2 Научные кадры
1.2.3 Информационная система
1.2.4 Организационно-управленческая структура научной среды
1.3 Показатели научно-технического потенциала
1.3.1 Основные проблемы и принципы оценки научно-технического потенциала
1.3.2 Методологические подходы к оценке научно-технического потенциала
1.3.3 Основные оценочные показатели продуктивности и результативности научно-технической деятельности
Заключение
Библиография
Принципиально важно исходить из того, что оценка всегда есть функция цели, а, следовательно, оценка НТПл в различных случаях может и должна осуществляться на основе различных наборов показателей, имеющих: количественное (абсолютное или относительное) выражение, только экспертную оценку, производную от этих показателей, натуральное или процентное выражение, стоимостную оценку.
К настоящему времени наиболее распространенными являются три основных подхода к оценке НТПл и, соответственно, к формированию системы показателей:
- ресурсный;
- деятельностный;
- комбинированный;
В
рамках ресурсного подхода считается,
что НТПл определяется имеющимися у
научно-технической системы
Ресурсный и деятельностный подходы вытекают из двух различных трактовок НТПл, а именно:
-
с позиций предпосылок научной
(научно-технической)
-
с точки зрения результатов
научно-технического труда,
Выделяются три основные стадии реализации модели воспроизводственного процесса для научно-технического потенциала:
- формирование НТПл;
-
реализация НТПл, как свойства
научно-технической
- использование НТПл, как элемента общественного производства.
Каждая указанная стадия воспроизводственного цикла НТПл характеризуется относительной самостоятельностью, хотя между ними существует диалектическая взаимосвязь, объединяющая их в целостную систему.
При этом деятельностный подход фактически включает в себя два методически различных подхода: первый, учитывающий чисто научные результаты деятельности (продуктивность научного труда) и соответствующий второй стадии воспроизводственного цикла НТПл, и второй подход, учитывающий результаты практического применения полученных научных знаний (результативность и научно-технического труда) и соответствующий третьей стадии воспроизводственного цикла НТПл.
В
основе ресурсного подхода лежит
допущение о прямой связи ресурсов
и результатов научно-
Вместе
с тем существует корреляция между
затратами на научно-техническую
деятельность и результатами указанной
деятельности. Это свидетельствует
об определенной неполноте (некорректности)
и чисто деятельностного
В связи с этим наиболее часто используется комбинированный подход к оценке НТПл на основе учета совокупности, как ресурсов научно-технической деятельности, так и результатов этой деятельности в виде новых научных знаний и их практического применения.
При наличии количественных значений каждого из показателей, характеризующих НТПл, возможны два подхода к дальнейшей оценке потенциала:
-
векторный, при котором НТПл
представляется в виде набора
чисел, отражающих отдельные
-
скалярный, при котором
Первый
подход обычно применяется в задачах
управления, нацеленных на всестороннюю,
углубленную оценку составляющих и
проявлений НТПл, изыскание резервов
развития и формирования потенциала,
разработку мероприятий по использованию
этих резервов. Второй подход незаменим
при сравнительном анализе
Выбор оптимальной операции "свертки", позволяющей получать интегральный показатель, достаточно объективно характеризующий оценку НТПл, является непростой теоретической и практической задачей, включающей в себя как выбор вида функции агрегирования, так и "взвешивание" отдельных входящих в нее показателей. Наиболее частое применение находят два метода:
-
представление оценки НТПл в
виде среднего геометрического
из значений отдельных
-
представление оценки НТПл в
виде взвешенной суммы
1.3.3 Основные оценочные показатели продуктивности и результативности научно-
В процессе функционирования научно-технических систем создается поток научной продукции, в которой воплощены интеллектуальные результаты исследовательской деятельности.
Уникальность,
разнородность, высокая неопределенность
научных результатов, невозможность
зачастую определить важность и полезность
научного результата в момент его
получения, отсутствие прямой связи
между затратами труда и
Вопрос о критериях оценки научных результатов является одним из центральных в прикладном науковедение.
Обычно
считается, что любое законченное
исследование содержит в себе новые
научные результаты, приобретающие
признание как таковые только
после их публикации и приводящие
к приросту НТПл, причем величина прироста
отражает прирост полученной при
этом новой научно-технической
Одним из распространенных подходов к оценке продуктивности научного труда является отражение ее следующим набором показателей:
-
публикационно-информационные
-
показатели завершения
-
показатели признания
Одним
из обоснований использования
Несмотря
на удобство такого подхода, он имеет
ряд недостатков. Главный из них
состоит в том, что ценность материально-вещественных
носителей информации, имеющих одинаковое
количественное измерение и, поэтому,
рассматриваемых как
Кроме
того, правомерность часто
В
целом же подобный набор показателей
вызывает устойчивую критику ученых,
утверждающих о неправомерности
формализации принципиально неформализуемых
качественных параметров, однако имеет
и большое количество сторонников,
считающих, что формализованные
системы отличаются от субъективного
оценочного механизма в лучшую сторону
тем, что поддаются контролю и
последующему улучшению, и, самое главное,
позволяют проводить в научно-
Широкое распространение за рубежом получил так называемый наукаметрический подход к оценке продуктивности научного труды через оценку качества научного результата путем учета количества цитирований соответствующей публикации. Однако он также обладает рядом хорошо известных недостатков. Определенные типы публикаций (например, с описанием стандартных методик наблюдений и экспериментов) цитируются чаще Других независимо от их качества. Цитирование обусловлено слишком большим количеством субъективных моментов, мотивы авторов публикаций при применении ими ссылочного аппарата слишком различны. Трудно разделить позитивное, негативное и другие виды цитирования. Наличие при цитировании временного лага, превышающего 2-3 года, делает принципиально невозможным проведение оперативных оценок научных результатов. Кроме того, единственный в мире указатель научных ссылок - американский журнал "Science Citation Index" (SCI) охватывает при анализе далеко не все научные издания и научные публикации.
Несмотря на общее, массовое нежелание ученых всех стран мира подвергаться какой-либо целевой оценке, за исключением общепринятого вынесения своих результатов в виде публикаций на суд научной общественности, психологически меньшую остроту возражений вызывает экспертная оценка (так называемая "оценка равных"). Действительно, при отсутствии возможности объективного измерения какого-либо явления или результата, компетентная экспертная оценка позволяет зачастую принимать решения, близкие к оптимальным. Целесообразно отметить, что научно-общественное признание результата научного исследования является показателем, отражающим именно экспертную оценку данного результата. Вместе с тем, экспертная оценка также не является универсальным методом решения проблемы ввиду таких недостатков, как невозможность полностью устранить личностную мотивацию эксперта, обеспечить единый подход различных экспертов к оценке одной и той же информации, уменьшить быстро нарастающее расхождение оценок экспертов при количестве учитываемых факторов более 3-4.
Попыткой
преодолеть недостатки вышеизложенных
методов, совместив одновременно их
достоинства, является использование
комбинированного подхода, при котором
оценка научного результата по какому-либо
содержательному критерию осуществляется
экспертами, но не произвольно, а путем
установления места результата на специально
сконструированной
Использование данного подхода принципиально дало бы возможность оценивать научную значимость результатов работ всей совокупности ученых, входящих в любую научно-техническую систему, используя достаточно ограниченный объем информации, а именно - количество работ (научных результатов) каждого ученого (фактически - список опубликованных работ) и оценку по комбинированной методике нескольких лучших научных результатов, полученных этими учеными.,
Показатели результативности научно-технической деятельности:
Вся
научно-техническая
Однако,
в силу ряда причин (таких, как организационная
обособленность науки от производства,
наличие заметного временного лага
между моментами получения и
практического использования
Информация о работе Инновации и научно -технический потенциал предприятия