Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство представляет собой особый вид экономической
деятельности, где на инновационной основе происходит эффективное соединение факторов производства в процессе создания общественных полезностей. Этот процесс во многом определяется количеством и качеством природных ресурсов, их доступностью для использования, объемом и качественными параметрами основного капитала, уровнем технологии, наличием трудовых ресурсов, их образовательными и квалификационными характеристиками, спросом на производимые товары и способностью к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способностью распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др.

Содержание

Введение
1 Инновационная деятельность: теоретический аспект
1.1 Понятие инновации, инновационной деятельности, инновационной политики
1.2. Организация и финансирование инновационной деятельности
1.3 Инновационный цикл
2 Анализ инновационной деятельности на предприятии
2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности Ачинский нефтеперерабатывающего завода
2.2 Характеристика инновационно-инвестиционных проектов предприятия
2.3 Оценка эффективности проекта
3 Инновационная политика предприятия
3.1 Перспективы реализации инновационных проектов
3.2 Оценка эффективности планируемых предприятием к реализации инновационных проектов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

иннов деят на предпр.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

- определяет возможности прекращения финансирования в неэффективной сфере и открытия финансирования новых направлений инновационной деятельности.

Являясь составной частью инновационной сферы, инновационный капитал опосредует каждый этап инновационной деятельности. Наиболее значительными частями совокупного национального капитала и соответственно источниками его формирования являются: государственный капитал; ссудные капиталы; инвестиции в ценные бумаги; венчурный капитал; иностранный капитал, а также собственный капитал хозяйствующих субъектов.

 

Процесс формирования капитала, реально  направляемого на инновационную  деятельность, претерпел достаточно серьезные качественные и количественные изменения в ходе экономических реформ.

Капитал, направляемый в инновации, проявляется в конкретных формах инвестиций, которые можно систематизировать  по следующим характеристикам:

- по форме вложения и осуществления контроля за инновационной деятельностью: прямые (непосредственное вложение финансовых, интеллектуальных и других альтернативных средств

- в производство новации или приобретение реальных активов), портфельные (приобретение ценных бумаг или предоставление средств в виде кредитов);

- по видам инвестирования: финансовые инвестиции или вложения денежных средств и их эквивалентов (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, паи, ссуды и т.д.), интеллектуальные инвестиции, имущественные права;

- по формам собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные;

- по условиям ассигнований: льготные, не льготные;

- по отношению к незамкнутой экономической системе: резидентные, нерезидентные;

- по альтернативности способов финансового обеспечения: венчурные, лизинговые, факторинговые, совместно – долевые [5].

Основными источниками инвестиций в инновации являются:

- собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства;

- ассигнования из центрального, региональных и местных бюджетов;

- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале;

- кредиты (в том числе государственные на возрастной основе) коммерческих банков и иностранных инвесторов.

Масштабы инвестиций в инновационную сферу различны в разные фазы цикла. Освоение базовых инвестиций, требующее крупных и окупаемых в долгосрочном периоде инвестиций, происходит в периоды выхода из кризиса и оживления экономики. Поскольку склонность к накоплению и инновациям в эти периоды ослабевает, государство непосредственно (на основе бюджетных вложений) и косвенно (путем предоставления экономических льгот) поддерживает инновационную активность, способствуя оживлению экономики и усиливая ее конкурентоспособность.

Масштабы государственной поддержки  в фазах подъема и стабильного  развития сокращаются, а сам инновационный  процесс осуществляется на конкурентной основе. В этот период преобладают  улучшающие инновации, требующие меньших  инвестиций и не связанные со столь значительным риском, как в случае базисных инноваций. Это позволяет сократить и масштабы государственной поддержки инновационной деятельности. Уровень инновационно–инвестиционной активности минимален в фазе кризиса, когда получают развитие псевдоинновации, не требующие существенных улучшений [1].

 

 

1.3 Инновационный цикл                          

 

Все экономические процессы, как  и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями [5].

Жизненный цикл нового продукта состоит  из семи стадий:

- разработка нового продукта;

- выход на рынок; 

- развитие рынка; 

- стабилизация рынка; 

- уменьшение рынка; 

- подъем рынка; 

- падение рынка.

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить  деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка связана  с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый  продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его  достиг какого-то определенного предела  и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка — это  стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки  к увеличению объема продажи продукта.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю  или продавцу увеличить объем  продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка.

Стадия падения рынка — это  резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

- разработка новой операции  и ее оформление в виде документа; 

- реализация операции;

- стабилизация рынка;

- падение рынка. 

На стадии разработки процедуры  операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана  с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией  на рынке. На этой стадии активно действует  механизм продвижения и распространения инновации.

Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией  и переходит в стадию падения  рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.

Операция реализуется в форме  законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.

Операции реализуются в двух направлениях:

- внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

- на рынке, путем продажи операции  другим хозяйствующим субъектам. 

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической  выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.

Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель  операции может потерять монополию  на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов [4].

Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием [8].

Более подробно основные стадии инновационной  деятельности представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Основные стадии инновационной деятельности

 

Из вышесказанного теоретического материала следует сделать вывод, что в настоящее время инновации  являются приоритетным направлением в  развитии предприятий, с целью повышения конкурентоспособности производимых товаров и предоставляемых услуг. Так же, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции, внедрение инноваций является необходимостью, но связано с определенными рисками. Поэтому, прежде чем осуществлять инновационный проект, следует проанализировать результаты деятельности предприятия и просчитать эффективность предлагаемого проекта.

 

2 Анализ инновационной деятельности на предприятии

 

2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности Ачинского нефтеперерабатывающего завода

 

Ачинский НПЗ является единственным крупным нефтеперерабатывающим  предприятием в Красноярском крае, а также играет важную роль на рынке  нефтепродуктов прилегающих регионов. Завод был приобретен НК «Роснефть» в мае 2007 г. Мощность НПЗ составляет 7,0 млн. т (51,2 млн. барр.) нефти в год. Завод перерабатывает западносибирскую нефть, поставляемую по системе трубопроводов АК «Транснефть». Вторичные перерабатывающие мощности завода включают установки каталитического риформинга, гидроочистки реактивного и дизельного топлива, битумную и газофракционную установки. Завод специализируется на производстве моторного и авиационного топлива. Ачинский НПЗ производит более 100 наименований нефтепродуктов. Продукция завода реализуется на территории Красноярского края и соседних регионов, а также поставляется на экспорт. До приобретения Ачинского НПЗ НК «Роснефть» перерабатывала на нем значительные объемы собственной нефти на условиях процессинга.

Как и многие другие предприятия  Сибири, Ачинский НПЗ относительно молод. Его строительство началось в 1972 г., а первая продукция была получена через десять лет. В 1993 г. была начата реконструкция завода, в результате которой увеличилась его мощность, расширился ассортимент, и повысилось качество выпускаемой продукции.

В состав производственной структуры  Ачинского нефтеперерабатывающего завода входят следующие подразделения:

- технологические;

- товарно-сырьевые;

- центральная заводская лаборатория;

- энергетические;

- водоснабжения и канализации;

- очистные сооружения;

- ремонтные;

- связи;

- транспортные;

- хозяйственные;

- опытно-исследовательские.

Основной функцией всех цехов и  подразделений является производство продукции, работ или услуг в  соответствии с планом по объему, ассортименту, качеству, сроком и технико-экономических показателей.

Все подразделения Ачинского НПЗ относят по функциональному признаку к основному производству или общезаводскому хозяйству. К основным производствам относятся технологические подразделения и технологические установки, на которых осуществляются процессы переработки нефтяного сырья. К общезаводскому хозяйству НПЗ относятся объекты приема и хранения сырья, приготовления, хранения и отгрузки товарной продукции, ремонтно-механическая база, складское хозяйство, объекты энергоснабжения, водоснабжения, канализация, очистных сооружений, снабжение воздухом, водородом, инертным газом, топливом. Общезаводское хозяйство включает также вспомогательные службы: факельное хозяйство, охрану завода, газоспасательную службу, пожарную охрану, медицинскую службу, службу питания и др. [16].

Исходя из данных таблицы 1, мы видим, что в 2009 г. Ачинский НПЗ переработал 7,10 млн т (51,9 млн барр.) нефти, что на 4,8% больше, чем в 2008 г. Рост связан с переходом предприятия на двухгодичный цикл работы. На заводе было произведено 6,79 млн т товарной продукции, а глубина переработки составила 62,6%. Мощности были загружены более чем на 100%. Благодаря введенной в эксплуатацию в декабре 2007 г. установке изомеризации Ачинский НПЗ производит самое большое среди НПЗ «Роснефти» количество автобензина, соответствующего классам 3.

2.2 Характеристика инновационно-инвестиционных  проектов предприятия

 

Основная научно-техническая деятельность в сфере нефтепереработки направлена на повышение производственной безопасности и охрану окружающей среды: соблюдение качества продуктов, рациональное расходование материально-технических ресурсов, оптимизацию режимов эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий группы.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии