Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель данной работы заключается в характеристике всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.
Введение
Коммерческая информация
в наши дни является источником дохода
для всех субъектов экономики. Ведь
именно на ее основе в итоге принимаются
ключевые решения, ведущие к заключению
сделок, покупке или продаже
Именно поэтому выбранная мной тема очень актуальна на сегодняшний день.
Цель данной работы заключается в характеристике всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть общее понятие коммерческой информации;
-рассмотреть источники
-комплексно исследовать рынок по направлениям.
Объект изучения – коммерческая информация.
Предмет изучения – комплексное изучение рынка.
Коммерческая деятельность как всякая предпринимательская деятельность, осуществляется на основе принятия управленческих решений по закупкам и сбыту. Основу принятия управленческих решений составляет управленческая информация. Понятием «управленческая информация» определяется перечень сведений, необходимых и достаточных для выполнения функций коммерческой деятельности, в том числе собственно коммерческого и технологического характера. Информация, будучи своего рода ресурсом для принятия управленческого решения и его продуктом, предполагает наличие источника информации и получателя (пользователя). Взаимодействие между ними определяется понятием информационного обеспечения.
Реально функционирование системы коммерческой информации на предприятии проявляется в создании информационной среды, поддерживаемой упорядоченным движением потоков информации. Важнейшим элементом построения системы информирования является обеспечение границ доступа к информации. Мера доступности определяется степенью конфиденциальности (секретности) сведений. На практике границы доступа обеспечиваются защитой информации в режиме коммерческой тайны. Правовая основа отнесения информации к служебной или коммерческой тайне заложена в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Гражданским кодексом предусмотрено право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования (ст. 1010-1012 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
1. Понятие коммерческой информации
Коммерческая информация - это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Она позволяет субъектам хозяйствования принимать обоснованные коммерческие решения, разрабатывать коммерческую стратегию и тактику ее реализации, обеспечивать эффективность коммерческой деятельности, как на отдельных этапах, так и в целом. Информационная система, обеспечивающая обоснование коммерческих решений, представляет совокупность процедур и методов, включающих сбор, обработку, анализ и практическое использование информации при принятии коммерческих решений на регулярной постоянной основе. [6, с. 62]
Сбор коммерческой информации осуществляется для создания информационной базы для принятия обоснованных коммерческих решений с целью повышения их эффективности.
Коммерческая деятельность, связанная со сбором, обработкой и использованием коммерческой информации, позволяет специалистам по коммерции оценивать рынки, спрос потребителей, конкурентов, все факторы внешней и внутренней среды и своевременно реагировать на рыночные изменения. Коммерческая информация используется для снижения коммерческих рисков, своевременной корректировки поведения торговой организации на рынке, обеспечения ее эффективной работы.
Коммерческая информация позволяет торговой организации, с одной стороны, оценить ситуацию на данный момент и сформировавшиеся тенденции за прошедший период, с другой - использовать имеющуюся коммерческую информацию для прогнозов, стратегического планирования своей коммерческой деятельности.
Необходимость активного использования коммерческой информации в практической работе торговых организаций обусловлена возрастающей конкуренцией и динамизмом рыночной конъюнктуры.
Коммерческая информация может быть внешней и внутренней. К внешней относится информация, собранная из источников, находящихся за пределами торговой организации (государственная статистика, законодательные, нормативные акты, исследовательские издания, литературные источники, периодическая печать). Внутренней является информация, которая может быть получена в пределах своей организации ( статистическая, бухгалтерская, оперативная отчетность торговой организации, накопленные в торговой организации сведения о коммерческих партнерах, конкурентах, информация по ранее проведенным исследованиям, конъюнктурные обзоры, обобщенные в торговой организации данные о потребителях и их требованиях к товарам и уровню торгового обслуживания, опыт сотрудников).
Информация может быть первичной и вторичной. К первичной относится информация, которая отсутствует и для ее получения нужно прибегнуть к проведению специальных исследований. Она необходима при решении конкретных коммерческих задач. Для получения такой информации используют анкетные опросы, панельные обследования, эксперименты, мониторинг, наблюдения. Эта работа требует больших затрат как на сбор и обработку информации, так и на обеспечение ее защиты от несанкционированного доступа. Ко вторичной относится информация, которая уже существует, прошла предварительную аналитическую обработку и размещена на различных носителях. В представленном виде она может не соответствовать целям конкретного исследования, проводимого торговой организацией, и возможно потребуется собственная его обработка и интерпретация, но тем не менее она позволит снизить затраты на информационное обеспечение коммерческого решения. [2, с. 46]
Рассмотрим подробно источники информации, которыми могут воспользоваться специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью при принятии конкретных решений. Отбор источников зависит от целевых задач исследования и поступившей возможностей у торговой организации. Специалисты, занимающиеся этими вопросами, должны знать весь спектр имеющихся источников и выбирать наиболее эффективный вариант. Начинать надо с обобщения информации, из вторичных источников, так как затраты на ее получение меньше, чем на получение первичной информации.
Источники вторичной информации:
-законодательная и нормативная база, регулирующая коммерческую деятельность;
-официальная статистика;
-информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности субъектов хозяйствования;
-информация периодических изданий деловой направленности, в том числе публикуемая в специализированных экономических и отраслевых журналах, сообщения торгово-промышленной палаты, союза предпринимателей и др.;
-информация непериодических изданий (книги, монографии, научные отчеты и статьи, материалы арбитражной хроники);
-информация, публикуемая самими организациями (предприятиями) в своих проспектах, каталогах, интервью, рекламных объявлениях;
-различные справочники;
-досье и информационные карты на коммерческих партнеров, которые целесообразно вести и систематически пополнять в организациях (предприятиях);
-обзорная информация об отраслях, отдельных организациях (предприятиях), представляемая организациями, специализирующимися на маркетинговых исследованиях (в Республике Беларусь комплекс информационно-аналитических услуг представляет Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен - НЦМиКЦ);
-конъюнктурные обзоры, данные ранее проводимых исследований, обзоры рекламаций клиентов и жалоб покупателей;
-информация с ярмарок, выставок, конференций, деловых переговоров;
-информация конъюнктурных совещаний, которые проводятся как на макро, так и на микроуровне, с участием всех заинтересованных в формировании эффективной товарной политики субъектов с целью выработки взаимовыгодных решений, отвечающих требованиям рынка;
-интернет - ресурсы;
-диалоговая информация: база данных, формирующаяся из реальных и неформальных источников по результатам бесед со специалистами, клиентами, покупателями как в прошедшие периоды, так и в реальном времени, слухи, утечка информации через сотрудников. [1, с. 60]
Источники первичной информации:
-информация, полученная путем наблюдений (ревизия работы торговых объектов, проверка товарных запасов, наблюдение за интенсивностью покупательских потоков, поведением покупателей, реакцией покупателей на рекламу, нововведения и др.);
-информация, полученная путем опросов (по почте, телефону, посредством личного интервью);
-информация, полученная при проведении экспериментов (пробные продажи, нововведения в технологии и стимулировании продажи, при оказании дополнительных услуг, предложении и дегустации новых или малоизвестных товаров и т.д.);
-информация, полученная при проведении панельных обследований, которые представляют собой форму выборочного обследования. Панельные обследования позволяют получить информацию о тенденциях в изменении доходов и расходов населения, о воздействии факторов политического и социального характера на изменение предпочтений при покупках, об изменениях в распределении полученных различными слоями населения доходов, о приверженности покупателей торговым маркам, брендам и др. Учитывая особую сложность таких исследований, их проводят на уровне страны заинтересованные министерства и ведомства (Министерство финансов, Министерство экономики и др.), научно-исследовательские институты и национальные аналитические агентства страны. [3, с. 32]
Работа информационной системы по обеспечению коммерческой деятельности необходимой информацией требует значительных затрат. Чтобы не допустить необоснованно высоких затрат, следует оценить:
-потенциальную стоимость принятия неверного решения;
-вероятность принятия неверного решения на основе уже имеющейся информации;
-целесообразность и срочность сбора дополнительной информации;
-уровень точности и надежности результатов анализа.
При этом нужно учесть следующие факторы:
-степень полезности и необходимости информации для принятия конкретного коммерческого решения, вероятность принятия неверного решения при ее отсутствии;
-затраты на сбор необходимой информации и степень повышения эффективности принимаемого решения с использованием данной информации;
-эффективность средств, методов и инструментов для сбора, обработки и анализа коммерческой информации, в том числе современных информационных технологий. [4, с. 115]
Используемая в коммерческой деятельности информация обязана отвечать ряду требований. Она должна быть научной, объективной, достоверной, своевременной, достаточной по объему и качеству.
Для реализации этих требований важно обеспечить системность и комплексность на всех этапах, включающих сбор, обработку, анализ, хранение и передачу информации и образующих упорядоченный постоянный поток коммерческой информации.
2. Направления комплексного исследования рынка
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой для обоснования принимаемых решений. С развитием рыночных отношений роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевременно поступающей коммерческой информации.
Коммерческую информацию в рыночной экономике получают за счет проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торговых организаций. Такие исследования позволяют обосновывать коммерческие решения, прогнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на ее изменения. Информационная база создает научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности. [2, с. 49]
Рассмотрим направления комплек
Рис. 2.1. Направления комплексного исследования рынка
2.1. Изучение покупателей, мотивов покупок
В условиях рыночной экономики коммерческая деятельность может быть эффективной только в том случае, если товары, которые предлагаются конечным потребителям, наилучшим образом будут удовлетворять их запросы. Поэтому первостепенной задачей является изучение этих запросов.
Информация о потребителях является экономическим фундаментом коммерческой деятельности, так как она способствует формированию предложений на рынке товаров и услуг в соответствии с их спросом, повышает эффективность коммерческой работы. Оценка потребительского спроса до начала производства товаров снижает риск выпуска товаров, не пользующихся спросом, а процесс реализации товаров становится менее затратным. Коммерческая информация о потребителях и их предпочтениях способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене, что обеспечит снижение затрат на его реализацию.
Коммерческий успех зависит от умения специалистов использовать в практической работе полученную информацию. Можно выделить наиболее значимую информацию о покупателе и его запросах:
-кто является покупателем товара и какие нужды и потребности при этом удовлетворяются;
-численность обслуживаемого населения, его половозрастной и социальный состав, образование, уровень доходов, покупательная способность;
-место жительства, национальные и религиозные традиции; жизненный цикл семьи, включающий семейное положение, возраст, наличие и возраст детей;