Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер.

От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

УСР №2 экономика организации.docx

— 45.73 Кб (Скачать файл)

 

Минский институт управления

 

 

 

 

 

 

 

Управляемая самостоятельная работа

По дисциплине: «Экономика организации»

На тему: «Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2-го курса 

Учетно-финансового  факультета

Группы 100501с 

Апанасевич  И.П.

 

Минск 2012

 

  1. Сущность, показатели  и факторы качества продукции

 

  Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный     характер.

От того, насколько успешно она  решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся  темпов экономического развития за последние  десятилетия, с одной стороны, и  причины повышения эффективности  производства и уровня жизни в  развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой  продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Новейший подход к стратегии  предпринимательства заключается  в понимании того, что качество является самым эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства.

Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной  единице. Вместе с тем мировой  опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются  факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

Качество - это совокупность свойств  и характеристик продукции, которые  придают ей способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом  труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так  и с потребительской стоимостью.

Потребительная стоимость характеризует  способность вещи удовлетворять  определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может  в различной степени удовлетворять  потребность. Поэтому качество характеризует  меру потребительной стоимости, степень  ее пригодности и полезности.

Следовательно, потребительная стоимость  составляет основу качества, а последнее  отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей  качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит  объем затрат предприятия, поэтому  необходимо учитывать финансовые и  производственные возможности предприятия  при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь  разную степень значимости для предприятия  в зависимости от выпускаемой  продукции.

Показатель качества продукции  численно характеризует степень  проявления определенного свойства, входящего в состав качества.

Качество продукции - совокупность свойств, которые количественно  выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация  на десять показателей.

1. Показатели назначения - характеризуют  полезный эффект от использования  продукции по назначению и  обусловливают область применения  готовой продукции.

2. Показатели надежности - безотказность,  сохраняемость, ремонтопригодность  и долговечность изделия. В  зависимости от особенностей  оцениваемой продукции для характеристики  надежности могут использоваться  как все 4, так и часть из  названных показателей.

3. Показатели технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при  изготовлении и ремонте продукции.  Именно с помощью технологичности  достигаются массовость выпуска  продукции, рациональное распределение  затрат материалов, средств, трудовых  ресурсов и времени при технологической  подготовке производства, изготовлении  и эксплуатации продукции.

4. Показатели стандартизации и  унификации - это насыщенность продукции  стандартными, унифицированными и  оригинальными составными частями.  Чем меньше оригинальных изделий,  тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.

5. Эргономические показатели - отражают  взаимодействие человека с изделием  и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании  изделием.

6. Эстетические показатели - характеризуют  информационную выразительность,  рациональность формы, целостность  композиции, совершенство исполнения  и стабильность товарного вида  изделия.

7. Показатели транспортабельности  - выражают приспособленность продукции  к транспортировке.

8. Патентно-правовые показатели - характеризуют  патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором  при определении конкурентоспособности.

9. Экологические показатели могут  вообще отсутствовать в продукции,  когда производство данной продукции  не может быть экологически  опасным - в принципе, например, при  телевизоров, компакт-дисков. Это  уровень вредных воздействий  на окружающую среду, которые  возникают при эксплуатации или  потреблении продукции.

10. Показатели безопасности - характеризуют  особенности для безопасности  покупателя и обслуживающего  персонала, то есть обеспечивают  безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке,  потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей  формирует качество продукции. Однако помимо всех этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор  свойств, которыми оно обладает. Если при улучшении качества цена буде слишком высокой, то тогда эффективности  повышения качества не будет.

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более  качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Организационные факторы связаны  с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования  и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально - экономические факторы  в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для  выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или  окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия  и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие  внешней среды можно разделить  на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные  и социальные.

Анализ внешней среды дает возможности  организации для прогнозирования  ее возможностей, для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние  угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим  в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней  среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции  своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение  выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

  1. Стандартизация и сертификация продукции.

Информация о работе Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара