Коммерческая тайна и организация ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

В рыночно-конкурентных условиях существует масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности.
Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Сущность и значение коммерческой информации…………………………..5
1.1. Понятие коммерческой тайны………………………………………...8
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне………………………………………………………………………………..9
2. Защита коммерческой тайны…………………………………………………14
2.1. Организационно-технические мероприятия по обеспечению сохранности коммерческой тайны ……………………………..........................17
2.2. Ответственность за разглашение коммерческой тайны………………………………………………………………………….…..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ком тайна.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Сущность и значение  коммерческой информации…………………………..5

1.1. Понятие коммерческой  тайны………………………………………...8

1.2. Порядок отнесения  коммерческих сведений к коммерческой  тайне………………………………………………………………………………..9

2. Защита коммерческой  тайны…………………………………………………14

2.1. Организационно-технические  мероприятия по обеспечению сохранности  коммерческой тайны ……………………………..........................17

2.2. Ответственность за  разглашение коммерческой тайны………………………………………………………………………….…..18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства  существенно зависит от той политико-экономической  среды (командно-административной или  рыночно-конкурентной), в которой  оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует  признать в качестве основополагающего  фактора. Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка.

Наличие условий, при которых  создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и  долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической  безопасности.

Многие вопросы предпринимательской  деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством.

Рынок есть, прежде всего, экономическая  свобода. Над предпринимателем могут  возвышаться только закон и устанавливаемые  им ограничения. Государственное регулирование  в условиях рынка сводится преимущественно  к установлению норм осуществления  предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все  остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным  образом. За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся, прежде всего, к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В рыночно-конкурентных условиях существует масса проблем, связанных  с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и  предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности.

Для защиты предпринимательских  информационных потоков от различного рода посягательств используются как  правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное  их применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И  ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана  с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных  условиях информация представляет собой  особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

В 90-е годы коммерческая тайна  предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами  сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью  предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб  его интересам1. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены  самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли  ответственность за разглашение  информации или передачу ее третьим  лицам. Другими словами, надзорные  или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли «случайно» передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона.

Одни эксперты исчисляют  финансовые потери российских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны  в миллионах долларах, другие –  в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все.

В соответствии с Федеральным  законом «О коммерческой тайне» информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность, в силу неизвестности  ее третьим лицам, к ней нет  свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности.

Анализ законодательных  актов промышленно развитых стран  по вопросам защиты коммерческой тайны  позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

• о нерациональном природопользовании

• о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

• о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

• о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)

• о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны

• о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы

• о фактах проявления недобросовестной конкуренции

• о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов

• о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут  составлять коммерческую тайну:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

 

 

1.1. Понятие коммерческой  тайны

Коммерческая тайна - режим  конфиденциальности информации, позволяющий  ее обладателю при существующих или  возможных обстоятельствах увеличить  доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке  товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и  другие), в том числе о результатах  интеллектуальной деятельности в научно-технической  сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или  потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим  лицам, к которым у третьих  лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое  владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим  коммерческой тайны. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной  и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической  безопасности предпринимательской  деятельности, в связи с чем  предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Коммерческая тайна –  конфиденциальность информации, позволяющая  ее обладателю при существующих или  возможных обстоятельствах увеличить  доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке  товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

 

1.2. Порядок отнесения  коммерческих сведений к коммерческой  тайне 

Первым вопросом, который  необходимо решить при организации  охраны коммерческой тайны, является определение  круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности, характера и размера  ущерба, который может быть нанесен  предприятию при разглашении  этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или  косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут  оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению  доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим  издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия», утверждаемом руководителем предприятия.

При разработке Перечня необходимо учитывать требования ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне», в которой оговорены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне  предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

  • специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм
  • специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности
  • специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров
  • специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Если предприятие достаточно велико или производимая продукция  имеет разнородный характер, можно  создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации  и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости  по каждому отдельному участку.

С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной  выше информацией. Но все же, во избежание  субъективных ошибок, лучше рассматривать  эти вопросы как минимум вдвоем.

Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к  коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует обязательно знакомить  всех привлекаемых экспертов с конкретными  сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев  достаточно, если хотя бы один из них  осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные  представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже  на первом этапе возможные предпосылки  к необоснованному распространению  коммерческой тайны2.

Информация о работе Коммерческая тайна и организация ее защиты