Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:46, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование формирования товарной стратегии на предприятии ООО «Автомобили» и
-2-
разработка предложений по ее оптимизации в условиях рынка.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ формирования товарной стратегии предприятий розничной торговли;
анализ торгово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Автомобили-2000»;
совершенствование товарной стратегии предприятия ООО «Автомобили-2000» .
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Ассортиментная политика торгового предприятия 4
1.2. Ценовая политика торгового предприятия 10
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОМОБИЛИ» 4
2.1. Технико-экономические показатели предприятия ООО 4
«Автомобили» 4
2.2. Специфика построения торговой политики ООО «Автомобили» 9
2.3. Формирование ассортимента ООО «Автомобили» 6
2.4. Особенности ценовой стратегии ООО «Автомобили» 11
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА ООО «АВТОМОБИЛИ-2000» 13
3.1. Совершенствование товарной политики магазина ООО 13
«Автомобили-2000» 13
3.2. Расчет мероприятий по совершенствованию деятельности 17
предприятия ООО «Автомобили - 2000» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 5
Торговля запчастями осуществляется по следующим видам автомашин: ВАЗ, ГАЗ, МОСКВИЧ. Также в ассортименте магазина присутствуют моторные масла, чехлы для сидений, авторезина, автокамеры, сопутствующие товары, ручной инструмент, аптечка медицинская.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое
-31-
внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах.
В основу действующего в магазине ассортиментного перечня положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах.
Данные таблицы 9 и рисунка 10 отображают ассортиментные группы товаров магазина и его структуру.
Таблица 9
Структура ассортимента магазина за 2007г.
Наименование |
Количество наименований |
Удельный вес, % |
Автозапчасти к а-м ВАЗ |
51 |
32 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 |
50 |
31 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 |
20 |
12 |
Масла моторные |
4 |
2 |
Чехлы сидений для автомобилей |
5 |
3 |
авторезина |
4 |
2 |
автокамера |
3 |
2 |
Сопутствующие товары |
20 |
12 |
Ручной инструмент |
5 |
3 |
Аптечка медицинская автомобильная |
2 |
1 |
итого |
164 |
100 |
Рис.10 Структура ассортимента магазина за 2007 г.
Данные таблицы 9 и рисунка 10 говорят о том, что наибольшую долю в ассортименте магазина занимают автозапчасти к автомобилям ВАЗ и автозапчасти к автомобилям МОСКВИЧ-412 - 32% и 31% соответственно. На втором месте автозапчасти к автомобилям МОСКВИЧ-2141 и сопутствующие товары - 12%. Доля остальных ассортиментных групп не превышает 3%.
Определим основные показатели ассортимента магазина.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты.
(2.1.)
где Гф - фактическое количество товарных групп товаров, имеющихся в продаже; Гн - общее количество групп товаров.
В магазине Гф = 10, если анализировать потенциально возможное количество групп товаров для автомобилей, то количество существующих товарных групп, предлагаемых к реализации поставщиками магазина, но не реализуемых магазином насчитывает около 50.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
(2.2.)
Где Рф - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Рн - общее количество разновидностей, предусмотренных условием договора с поставщиками.
Устойчивость ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже:
(2.4.)
где , , - фактическое количество разновидностей на момент отдельных проверок; - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n - количество проверок.
В таблице 10 отображены результаты проверок ассортимента за 2007 год.
Таблица 10
Результаты проверок ассортимента
Наименование |
Количество наименований | |||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | |
Автозапчасти к а-м ВАЗ |
51 |
47 |
43 |
50 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 |
48 |
50 |
50 |
50 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 |
15 |
19 |
20 |
20 |
Масла моторные |
4 |
4 |
4 |
4 |
Чехлы сидений для автомобилей |
5 |
4 |
5 |
5 |
авторезина |
4 |
4 |
4 |
4 |
автокамера |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сопутствующие товары |
20 |
20 |
20 |
20 |
Ручной инструмент |
5 |
5 |
5 |
5 |
Аптечка медицинская автомобильная |
2 |
2 |
2 |
2 |
итого |
157 |
158 |
156 |
163 |
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента:
Таким образом, из анализа ассортимента магазина, можно сделать следующие выводы:
Наибольшую долю в ассортименте магазина занимают автозапчасти к а-м ВАЗ и автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 - 32% и 31% соответственно. На втором месте автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 и сопутствующие товары - 12%. Доля остальных ассортиментных групп не превышает 3%.
Показатель широты ассортимента - 0,2 или 20%, говорит о том, что магазин использует не все возможности своих поставщиков.
Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином присутствует практически весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.
Показатель устойчивости ассортимента по результатам поквартальных проверок за 2007 год показал, что ассортимент реализуемых товаров
достаточно устойчив, коэффициент устойчивости равен 0,97, что даже выше оптимального - 0,8. Это может говорить не только о хорошей организации поставок, но и о том, что многие позиции ассортимента пользуются недостаточным спросом.
Анализ показателей ассортимента говорит о том, что необходимо его расширение и обновление, увеличение широты ассортимента, включения в ассортимент новинок, расширение ассортимента за счет предлагаемых поставщиками групп товаров, но не заказываемых магазином для реализации.
С 1 марта 2007 года была унифицирована ценовая политика магазина. Были взяты за базу средние цены магазинов автозапчастей в г. Омске.
Это говорит, что магазин использует конкурентную стратегию ценообразования. Цены могут быть или ниже или выше рыночных - в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Магазин продает продукцию по цене примерно на 10% ниже, чем у конкурентов. Это дает большой плюс, т.к. покупатель не слишком разборчив в этих системах.
Проанализируем формирование цены в магазине при помощи расчетов цены на отдельное наименование продукции.
Наценка на долговечность дается в пределах от 10 до 15%, на надежность от 9-17%, стоимость гарантии определяется от 10-25%. На менее долговечные товары, а значит, более дешевые у поставщика идет большая наценка, на более надежные - меньшая наценка. Этим магазин пытается страховать риск возврата товара, вышедшего из строя в течение гарантийного срока.
Таблица 11
Формирование цены на бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302 дв. 406
-36-
Бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302 дв. 406 |
Показатель |
Оптовая цена |
745 |
Наценка за долговечность |
12% |
Наценка за надежность |
13% |
Стоимость гарантии |
15% |
Скидка |
3% |
Наценка за долговечность |
29,4 |
Наценка за надежность |
31,85 |
Стоимость гарантии |
36,75 |
Цена без скидки |
843 |
Цена с НДС |
904,74 |
Цена со скидкой |
964,27 |
Аналогичным образом определяется цена других товаров. Магазин использует подобное деление торговой надбавки на три вида наценки, исходя из качеств товара. Качества товара оценивается по тем описаниям, характеристикам и условиям гарантии, которые дает поставщик.
Таким образом, в настоящее время магазин ООО «Автомобили-2000» придерживается ценовой стратегии ориентации на цены конкурента, а также страхует риск возврата недолговечных автозапчастей увеличением цены на них при помощи торговой надбавки на долговечность.
Совершенствование товарной политики торгового предприятия имеет своей целью снижение издержек обращения и увеличение товарооборота предприятия.
В качестве мероприятий по совершенствованию товарной политики могут быть следующие:
1. Увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента. Возможности сбыта предприятия в значительной мере определяются наличием соответствующих товарных запасов. Торговые предприятия и производители, предлагающие широкий ассортимент наряду с собственной продукцией, используют закупку для создания и поддержания необходимого уровня товарных запасов. Одним из предметов оптимизации оргструктуры предприятия является управление товарными запасами, взаимодействие закупки и сбыта в этом вопросе.
Интересы сбыта, закупки и предприятия в целом в области управления товарными запасами не совпадают. Сбыт предпочитает иметь значительные товарные запасы по каждой товарной группе максимально широкого ассортимента, чтобы быть в состоянии немедленно удовлетворить любую заявку покупателей. Закупка предпочитает осуществлять максимально крупные оптовые поставки от ограниченного круга поставщиков. Предприятию необходимо поддерживать товарный запас в целом на определенном уровне, по возможности, с минимальным постоянным отвлечением капитала. Возлагать обязанности по управлению товарными запасами полностью на сбыт или закупку без регламентации взаимодействия нецелесообразно.
В практике российских предприятий часто применяется двухуровневое планирование:
-38-
- На основании плана по сбыту и остатков товаров на складах, с учетом возможностей поставщиков и их минимальных партий отгрузки планируется закупка товаров на длительный срок. При этом сбытом и закупкой согласовывается график поставок.
- В процессе деятельности по сбыту отклонения от плана компенсируются закупкой через поддержание минимальных товарных запасов по оговоренному ассортименту. Уменьшение запасов до нижнего предела служит основанием дополнительной закупки минимальной партии товара.
Этот метод работоспособен, но не всегда оптимален. Согласование планов закупки и сбыта реально происходит раз в месяц. «Автоматическая» закупка минимальной партии, возможно, нерентабельна, если через неделю приходится покупать следующую минимальную партию. Иногда происходит «зависание» групп товара на складах, которое сбыт игнорирует, не принимая экстренных мер по продаже, т.к. оптимизация запасов не входит в его обязанности.
С другой стороны, отслеживание товарных запасов на более высоком уровне управления также нецелесообразно. Построение вертикальной иерархии и вынесение оперативных вопросов на высший уровень не оправдывает себя. Оптимизация товарных запасов - именно оперативный вопрос, который должен решаться ежедневно.
В некоторых случаях эффективное решение проблемы может быть получено подчинением закупки сбыту. При этом проводится переориентация материального стимулирования сбыта от валовой прибыли к прибыли чистой.
2. Увеличение оборачиваемости товарных запасов. В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности