Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа
Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».
ВВЕДЕНИЕ
Повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику. Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия – задача непростая. Её решение не может быть одинаковым даже для двух очень похожих предприятий, работающих на одном рынке и ставящих перед собой идентичные цели. Поэтому в зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей предприятия концепция повышения конкурентоспособности может включать в себя множество различных элементов: организационно-управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных.
Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной целью конкурентоспособности, идет ли речь о национальном секторе или уровне предприятия, является повышение общей продуктивности (производительности). Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как и изменения рыночной ситуации, требует новых концепций продуктивности.
Решение этой задачи требует различных подходов в различное время в зависимости от постоянно меняющихся условий внутренней и внешней среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней среды и своевременно реагировать на эти изменения.
В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции - всегда идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно меняющихся условий.
Повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих, улучшения условий работы и ряда других факторов.
Безусловно, существуют общие методы
повышения
Основными факторами, которые определяют
конкурентоспособность
Учитывая все выше сказанное
можно сказать, что вопросы повышения
конкурентоспособности
Предмет исследования: пути
повышения
Объектом исследования является: предприятие ООО «Дива».
Цель работы: рассмотрение теоретиче
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».
Предмет защиты: практическая реализация выбранных методов, как пути повышения конкурентоспособности на примере ООО «Дива».
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.
Конкуренция – важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий — изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие - изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Ключевым понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и основные его характеристики: качество, технология производства.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке.
Любая область человеческой деятельности имеет свою историю. Эта деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, развивается, претерпевая при этом существенные изменения. Все это относится также и к управлению, а значит и к менеджменту.
Рассматривая управление как науку и ее формирование, хотелось бы также рассмотреть становление конкурентоспособности, т.к. эти два понятия взаимосвязаны, потому как фирмы не может быть конкурентоспособной без эффективного и качественного управления.
Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, маркетинга, права. Научный интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством - в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития. Кроме того, она выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности [15].
Под конкуренцией понимается соперничество в какой-либо деятельности между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.
В основе понятия «конкуренции» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Организация должна осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности. Поэтому существует множество трактовок понятия «конкурентоспособность», т.к. каждый автор понимает данное понятие по-своему (табл.1 см. прил.1). В любом случае конкурентоспособность рассматривается как неотъемлемая часть организации.
Вообще конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорение научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителей на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов[1].
Также следует учесть, что чтобы повысить конкурентоспособность предприятия в первую очередь необходимо определить недостатки данного предприятия, т.е. найти причину, из-за которой предприятие отстает от своих конкурентов и устранить ее. Причем в последствии разрабатывается план действий, с помощью которого можно будет обойти конкурентов.
Конкурентоспособность является одним
из основных факторов успешного развития
бизнеса предприятия. Под конкурентоспособностью
предприятия (фирмы) понимают возможность
эффективной хозяйственной
Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара и предприятия в целом.
Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом, особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.
Таблица 1 – Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень конкурентоспособности |
Объект/субъект |
Некоторые факторы конкурентоспособности |
Товарный |
Товары (работы, услуги) |
Качество продукции, соответствие нормам и стандартам Цена Соответствие потребительскому спросу |
Микроуровень |
Товаропроизводитель (организация, фирма) |
Сравнительная конкурентоспособность продукции. Эффективность производственной деятельности. Финансовые показатели деятельности. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля. |
Мезоуровень |
Объединение предприятий, отрасли |
Внутренняя структура отрасли. Влияние внешней среды. Конкурентоспособность отдельных элементов Взаимодействие между элементами системы |
Макроуровень |
Народное хозяйство в целом, конкурентоспособность страны, конкурентоспособность регионов |
Инвестиционный климат Научно – технический уровень Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом. |
В конкурентной политике относительно предприятия принимаются во внимание, прежде всего, способность предприятия удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем конкуренты. То есть уровень конкурентоспособности предприятия напрямую связан с запланированным уровнем параметров его состояния.
Для организации работ по обеспечению конкурентоспособности любого предприятия необходимо четко сформулировать его миссию, стратегию развития, оценить свои возможности и внешние угрозы, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой. Таким образом, весь спектр вопросов, связанных с конкурентоспособностью предприятия, реализуется в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятия, который представляет собой постоянный и планомерный процесс воздействия на внутренние и внешние факторы, обеспечивающий необходимый уровень конкурентоспособности, создание и поддержание конкурентных преимуществ предприятия, ориентированной на достижение максимального экономического эффекта.