Контрольная работа по "Конкурентоспособность продукции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Факторы, влияющие на рост и снижение конкуренции.
2. Приложение 1.
3. Поясните связь между управлением качеством и конкурентоспособностью продукции (покажите реализацию восьми принципов управления качеством в формировании конкурентоспособности продукции).

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспообоность продукции.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Конкурентоспособность продукции

по теме: Вариант 11

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Специальность: Управление качеством

Группа: УКп – 11 Р

Ф.И.О. Супликов Я.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

_______________курс, __________________группа

____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

____________________________________________________________

(название специальности)

Письменная работа по дисциплине______________________________

____________________________________________________________

на тему: «___________________________________________________

_____________________________________», вариант  ______________

____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, должность,  научное звание рецензента)


 

 

Оценка работы _______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«____»_________________200__г.         __________________________

                                                                                   (подпись рецензента)


 

 

 

 

 

 

Вариант 11

1. Факторы, влияющие  на рост и снижение конкуренции.

2. Приложение 1.

3. Поясните связь между  управлением качеством и конкурентоспособностью продукции (покажите реализацию восьми принципов управления качеством в формировании конкурентоспособности продукции).

 

 

  1. Факторы, влияющие на рост и снижение конкуренции:

 

Конкурентоспособность предприятия - это сложная экономическая категория, которая отражает состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. 
На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов: 
-динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий; 
-динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой - влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения; 
-технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке; 
-маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников; 
-динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка; 
-диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль; 
-динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»; 
-покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора; 
-государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные условия; 
-рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка. 
Голубков Е.П.  предлагает для проведения оценки конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов ее результативной деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.  
В работе  всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предлагается разделить на три группы: 
-цели, которые ставит перед собой предприятие;  
-ресурсы, которыми располагает предприятие;  
-факторы внешней среды.  
В свою очередь в работе  констатируется, что конкурентоспособность предприятия определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.  
Предлагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие:  
·-критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя; 
-временной критерий эффективности производства; 
-в качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества; 
-итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели. 
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов: 
-барьеры для входа;  
-ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.  
М. Портер  отмечает существование следующих основных барьеров для входа: 
-эффективный масштаб производства;  
-эффект жизненного цикла продукции (иногда достижение низких затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время освоения товара;  
-предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам;  
-потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);  
-препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и <ноу-хау>, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;  
-доступ к каналам распределения;  
-государственные меры и политика (здесь имеются в виду законодательные правила и ограничения, применяемые на данном рынке).  
Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если: 
-существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;  
-существующие предприятия владеют важнейшими финансовыми средствами;  
-существующие предприятия имеют прочные связи с каналами распределения;  
-существующие предприятия хотят и могут использовать политику уменьшения цен для сохранения своей доли на рынке;  
-спрос на товар и/или услугу растет медленно;  
-для существующих предприятий уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).  
Индикатором реакции предприятия является и ориентированность высшего кадрового эшелона предприятий-конкурентов, их внимание к научным исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе. 
Следует добавить, что угроза входа на рынок новых предприятий имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще. 
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается) 
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы: 
-затраты на производство играют важную роль для покупателя;  
-поставщики представляют собой несколько крупных предприятий, не скованных интенсивной конкуренцией;  
-продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;  
-покупатели не являются важными клиентами для предприятий-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;  
-поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;  
-со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.  
-предприятия-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.  
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда: 
-потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;  
-объем потребления представляет собой значительную часть от всех продаж в отрасли;  
-отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;  
-товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;  
-покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя;  
-экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу;  
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.  
При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д. 
Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.  
Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара» [18]. Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.  
Внешние факторы включают в себя: 
- факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.; 
-активность конкурентов;  
- факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;  
- наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;  
- действия правительства;  
- степень приватизации предприятий данной отрасли;  
- случайные события.  
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. 
Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия.  При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства. 
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.  
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек.  
Эти факторы влияют на конкурентоспособность предприятий.  Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любого предприятия. К приведенным факторам следует добавить психологический.  
Рассмотрим их подробнее.  
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей  на основе выполнения ряда условий: 
- близость к потребителю;  
-анализ конкурентов;  
-поиск преимуществ; 
- информационное обеспечение. 
Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. 
От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. 
И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.  
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.  
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.

Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она  показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности  и удержания позиций предприятия  на рынке.

3. Поясните связь между управлением качеством и конкурентоспособностью продукции (покажите реализацию восьми принципов управления качеством в формировании конкурентоспособности продукции).

Качество продукции выступает  важнейшим составляющим элементом  ее конкурентоспособности.

С экономической точки зрения, наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособности отрасли и конкурентоспособность страны.

Само слово «конкурентоспособность», означает способность данного предметавыдержать конкуренцию.

Применительно к продукции  конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность  продукции быть успешно реализованной на рынке. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара.

Целью обеспечения конкурентоспособности  продукции и конкурентоспособности товара является получение прибыли в результате успешной реализации данной продукции на рынке. 

Проводя сравнение  товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.[3]

По отношению к конкретной потребности  указанное соотношение может быть достигнуто целым рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Соответственно все они будут обладать способностью, удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые.

В этом направлении просматривается  взаимосвязь между конкурентоспособностью продукции, конкурентоспособностью товара и формами конкуренции: предметной и функциональной.

Предметная форма конкуренции  предполагает конкурентную борьбу между товарами-аналогами, предназначенными для удовлетворения одной и той же потребности, но различающихся по цене, уровню качества. В основе этой формы лежит явление дифференциации продукции. В частности, фирмы-изготовители стремятся каждый  из  выпускаемых предметов потребления поставить на рынок в разных вариантах исполнения, основываясь на вкусах, запросах и финансовых возможностях потребителей.

Связь между предметной формой конкуренции  и конкурентоспособностью продукции, конкурентоспособностью товара, имеет явный характер. Выходя на конкурентный рынок со своей продукцией, производитель предполагает наличие на рынке товаров-аналогов и, соответственно, учитывает это в процессе обеспечения конкурентоспособности своей продукции.

При функциональной форме конкуренции в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности. В данном случае речь идет о взаимозаменяемых товарах, которые могут быть функционально однородными, то есть предназначенными дня выполнения определенных работ или получения определенного потребительского эффекта, или функционально разнородными, предназначенными для выполнения различных работ или получения различных потребительских эффектов, но способные заменять друг друга в отдельных областях применения. Кроме того, при снижении платежеспособного спроса покупателей и высоких ценах конкуренция может возникнуть среди функционально разнородных товаров, не являющихся взаимозаменяемыми, что связано с желанием потребителя, максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Исходя из того, что конкурентоспособность продукции, товара, определяется ее способностью выдерживать конкуренцию, составляющие элементы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов конкуренции: ценовых и неценовых.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем конкуренты. Она имеет многоцелевое назначение: низкая цена может служить инструментом проникновения на новые рынки; низкая цена используется фирмой как барьер против выхода на рынок конкурентов; в ряде случаев фирмы проводят снижение цен как ответ на действия конкурентов. Ценовая конкуренция направлена на повышение конкурентоспособности товара на рынке, то есть цена выступает составляющим элементом  конкурентоспособности товара. Причем, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию данного изделия.

Неценовая конкуренция базируется на отличительных особенностях товаров по сравнению с конкурентами. Эти отличительные особенности могут быть связаны непосредственно с качеством самой продукции; с конкурентоспособностью предложения; с фирмой-производителем данного товара; с конкурентными преимуществами отрасли (конкурентоспособность отрасли); с конкурентными преимуществами региона, территории  и даже со страной, в которой изготовлен данный товар.

Рассматривая  качество продукции, как составляющий элемент ее конкурентоспособности, необходимо принимать во внимание те свойства продукции и уровень  параметров их определяющий, которые  представляют интерес для  потребителя и обеспечивают удовлетворение его потребностей.

В условиях конкуренции качество продукции  должно исследоваться, прежде всего, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции, и в этой связи производителя должны интересовать, прежде всего, те свойства продукции и уровень параметров, их определяющий, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей.

В маркетинговых исследованиях  находят применение термин "прицельное качество", который обозначает тот уровень качественных параметров, который в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям потребителей соответствующего сегмента рынка.

Потребитель формирует в своем  сознании некоторое «ожидаемое качество», которое, по его мнению, должно быть достигнуто в процессе покупки и использования товара. Производителю и продавцу продукции необходимо понять взаимосвязи и взаимозависимости между реальным качеством продукции и «ожидаемым качеством», которое сформировано. Соответственно эти взаимосвязи могут быть достаточно противоречивы, чтобы достичь в этом направлении соответствующего консенсуса производителя и потребителя продукции, необходимо, с одной стороны, исследовать и сформировать ожидаемые потребности, а, с другой стороны, обеспечить их удовлетворение.

Потребитель заинтересован не только в качестве самой продукции, но и в предоставлении ему высококачественных дополнительных услуг, связанных с этой продукцией.  Глобализация может предполагать не только обеспечение "прицельного качества" товара, но и предоставление сопутствующих товаров и услуг, дающих потребителю ряд дополнительных удобств, а также предоставление сервисного обслуживания.

Что же касается конкурентоспособности  товара, важными характеристиками для ееопределения выступают также конкурентоспособность предложения товара на рынке, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность региона и национальная конкурентоспособность.

Конкурентоспособность предложения  товара на рынке характеризует организационно-коммерческие условия его реализации на рынке, к которым можно отнести способы продвижения продукции на рынке, условия контракта, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д. Значительная часть организационно-коммерческих условий фиксируется договором или контрактом купли-продажи товара. В этих документах указываются также обязанности продавца и покупателя по доставке; сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; форс-мажорные обстоятельства; судебные разбирательства споров и т.д. Так, в контрактах обычносодержится подробное изложение условий платежей. В практике международных расчетов распространение получили различные формы: платежи наличными, расчет чеками, расчет банковскими переводами, аккредитивная, инкассовая, кредитная и другие формы расчетов. Каждая из этих форм взаимных расчетов в зависимости от степени выгодности для покупателя в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность товара. Значительное влияние на повышение конкурентоспособности товара оказывает кредитная форма расчетов.  Финансовые кредиты предоставляются покупателям в виде денежных займов на оплату приобретаемых товаров. Товарные кредиты предусматривают для покупателей предоставление рассрочек платежей на предоставляемые товары. Для повышения конкурентоспособности товара при товарном кредите выплачиваемые годовые проценты могут устанавливаться ниже текущих банковских ставок. Кроме того, покупателям может предоставляться беспроцентная рассрочка платежей. Также условиями контрактов напоставку промышленного оборудования покупателям могут предоставляться льготные условия платежей, включающие отсрочку начала погашения кредита до пуска оборудования в эксплуатацию.

Информация о работе Контрольная работа по "Конкурентоспособность продукции"