Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:59, курс лекций
Методы исследования операций и область их применения для решения задач управления социально-экономическими системами. Характеристика основных задач исследования операций, связанных с теорией массового обслуживания, теорией очередей и управлением запасами.
Венгерский метод решения
ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ [assignment problem] — вид задачи линейного программирования, с помощью которой решаются вопросы типа: как распределить рабочих по станкам, чтобы общая выработка была наибольшей или затраты на заработную плату наименьшими (поскольку для каждой комбинации “рабочий — станок” характерна своя производительность труда), как наилучшим образом распределить экипажи самолетов, как назначить людей на различные должности (отсюда и название задачи) и т. д.
Математически такие задачи — частный случай распределительных задач с той особенностью, что в них объемы наличных и требующихся для выполнения каждой работы ресурсов равны единице, т. е. aj = bj = 1, и все xij=1, если работник i назначен на работу j, или нулю в остальных случаях (обозначения см. в ст. “Распределительные задачи”). Иначе говоря, для выполнения каждой работы расходуется только один вид ресурса, а каждый ресурс может быть использован на одной работе: ресурсы неделимы между работами, а работы — между ресурсами. Исходные данные группируются в таблице, которая называется матрицей оценок, результаты — в матрице назначений.
Количество возможных
2.1 Сущность Венгерского метода
При обсуждении постановки задачи о назначениях было отмечено, что эта задача является частным случаем классической транспортной задачи и, как следствие, является задачей транспортного типа. Применительно к задаче о назначениях симплексный метод не эффективен, так как любое ее допустимое базисное решение является вырожденным. Специфические особенности задачи о назначениях позволили разработать эффективный метод ее решения, известный как венгерский метод.
Частным случаем транспортной задачи
является задача о назначениях, в
которой число пунктов
Венгерский метод является одним из интереснейших и наиболее распространенных методов решения транспортных задач.
Рассмотрим основные идеи венгерского метода на примере решения задачи выбора (задачи о назначениях), которая является частным случаем Т-задачи, а затем обобщим этот метод для произвольной Т-задачи.
Постановка задачи. Предположим, что имеется различных работ и механизмов , каждый из которых может выполнять любую работу, но с неодинаковой эффективностью. Производительность механизма при выполнении работы обозначим , и = 1,...,n; j = 1,...,n. Требуется так распределить механизмы по работам, чтобы суммарный эффект от их использования был максимален. Такая задача называется задачей выбора или задачей о назначениях.
Формально она записывается так. Необходимо
выбрать такую
чтобы сумма была максимальна и при этом из каждой строки и столбца С был выбран только один элемент.
Введем следующие понятия.
Нулевые элементы матрицы С называются независимыми нулями, если для любого строка и столбец, на пересечении которых расположен элемент , не содержат другие такие элементы .
Две прямоугольные матрицы С и D называются эквивалентными (C ~ D), если для всех i,j . Задачи о назначениях, определяемые эквивалентными матрицами, являются эквивалентными (т.е. оптимальные решения одной из них будут оптимальными и для второй, и наоборот).
- Описание алгоритма венгерского метода
Алгоритм состоит из предварительного
этапа и не более чем (n-2) последовательно
проводимых итераций. Каждая итерация
связана с эквивалентными преобразованиями
матрицы, полученной в результате проведения
предыдущей итерации, и с выбором
максимального числа
Предварительный этап. Разыскивают максимальный элемент в j - м столбце и все элементы этого столбца последовательно вычитают из максимального. Эту операцию проделывают над всеми столбцами матрицы С. В результате образуется матрица с неотрицательными элементами, в каждом столбце которой имеется, по крайней мере, один нуль.
Далее рассматривают i - ю строку полученной матрицы, разыскивают ее минимальный элемент ai и из каждого элемента этой строки вычитают минимальный. Эту процедуру повторяют со всеми строками. В результате получим матрицу С0 (С0 ~ C), в каждой строке и столбце которой имеется, по крайней мере, один нуль. Описанный процесс преобразования С в С0 называется приведением матрицы.
Находим произвольный нуль в первом столбце и отмечаем его звездочкой. Затем просматриваем второй столбец, и если в нем есть нуль, расположенный в строке, где нет нуля со звездочкой, то отмечаем его звездочкой. Аналогично просматриваем один за другим все столбцы матрицы С0 и отмечаем, если возможно, следующие нули знаком “*”. Очевидно, что нули матрицы С0, отмеченные звездочкой, являются независимыми. На этом предварительный этап заканчивается.
(k+1)-ая итерация. Допустим, что k-я итерация уже проведена и в результате получена матрица Сk. Если в ней имеется ровно n нулей со звездочкой, то процесс решения заканчивается. В противном случае переходим к (k+1) - й итерации.
Каждая итерация начинается первым
и заканчивается вторым этапом. Между
ними может несколько раз
Первый этап. Просматривают невыделенные столбцы Сk. Если среди них не окажется нулевых элементов, то переходят к третьему этапу. Если же невыделенный нуль матрицы Сk обнаружен, то возможен один из двух случаев: 1) строка, содержащая невыделенный нуль, содержит также и нуль со звездочкой; 2) эта строка не содержит нуля со звездочкой.
Во втором случае переходим сразу ко второму этапу, отметив этот нуль штрихом.
В первом случае этот невыделенный нуль отмечают штрихом и выделяют строку, в которой он содержится (знаком “+” справа от строки). Просматривают эту строку, находят нуль со звездочкой и уничтожают знак “+” выделения столбца, в котором содержится данный нуль.
Далее просматривают этот столбец (который уже стал невыделенным) и отыскивают в нем невыделенный нуль (или нули), в котором он находится. Этот нуль отмечают штрихом и выделяют строку, содержащую такой нуль (или нули). Затем просматривают эту строку, отыскивая в ней нуль со звездочкой.
Этот процесс за конечное число шагов заканчивается одним из следующих исходов:
1). все нули матрицы Сk выделены, т.е. находятся в выделенных строках или столбцах. При этом переходят к третьему этапу;
2). имеется такой невыделенный нуль в строке, где нет нуля со звездочкой. Тогда переходят ко второму этапу, отметив этот нуль штрихом.
Второй этап. На этом этапе строят следующую цепочку из нулей матрицы Сk: исходный нуль со штрихом, нуль со звездочкой, расположенный в одном столбце с первым нулем со штрихом в одной строке с предшествующим нулем со звездочкой и т.д. Итак, цепочка образуется передвижением от 0' к 0* по столбцу, от 0* к 0' по строке и т.д.
Можно доказать, что описанный алгоритм построения цепочки однозначен и конечен, при этом цепочка всегда начинается и заканчивается нулем со штрихом.
Далее над элементами цепочки, стоящими на нечетных местах ( 0' ) -, ставим звездочки, уничтожая их над четными элементами ( 0* ). Затем уничтожаем все штрихи над элементами Сk и знаки выделения “+”. Количество независимых нулей будет увеличено на единицу. На этом (k+1) -я итерация закончена.
Третий этап. К этому этапу переходят после первого, если все нули матрицы Сk выделены. В таком случае среди невыделенных элементов Сk выбирают минимальный и обозначают его h (h>0). Далее вычитают h из всех элементов матрицы Сk, расположенных в невыделенных строках и прибавляют ко всем элементам, расположенным в выделенных столбцах. В результате получают новую матрицу С'k, эквивалентную Сk. Заметим, что при таком преобразовании, все нули со звездочкой матрицы Сk остаются нулями и в С'k, кроме того, в ней появляются новые невыделенные нули. Поэтому переходят вновь к первому этапу. Завершив первый этап, в зависимости от его результата либо переходят ко второму этапу, либо вновь возвращаются к третьему этапу.
После конечного числа повторений очередной первый этап обязательно закончится переходом на второй этап. После его выполнения количество независимых нулей увеличится на единицу и (k+1) - я итерация будет закончена.
Пример. Решить задачу о назначениях с матрицей
При решении задачи используем следующие обозначения:
Знак выделения “+”, подлежащий уничтожению, обводим кружком; цепочку, как и ранее, указываем стрелками.
Предварительный этап. Отыскиваем максимальный элемент первого столбца - 4. Вычитаем из него все элементы этого столбца. Аналогично для получения второго, третьего, четвертого и пятого столбцов новой матрицы вычитаем все элементы этих столбцов от п'яти, трех, двух и трех соответственно. Получим матрицу С'(C'~C). Так как в каждой строке С' есть нуль, то С' = С0 и процесс приведения матрицы заканчивается. Далее ищем и отмечаем знаком “*” независимые нули в С0, начиная с первой строки.
Первая итерация. Первый этап. Выделяем знаком “+” первый, второй, и четвертый столбцы матрицы С0, которые содержат 0*.
Просматриваем невыделенный третий столбец, находим в нем невыделенный нуль С23 = 0, отмечаем его штрихом и выделяем знаком “+” вторую строку. Просматриваем эту строку, находим в ней элемент С22 = 0* и уничтожаем знак выделения второго столбца, содержащего 0*. Затем просматриваем второй столбец - в нем нет невыделенных элементов. Переходим к последнему невыделенному столбцу (пятому), ищем в нем невыделенные нули. Поскольку невыделенных нулей нет, то переходим к третьему этапу.
Третий этап. Находим минимальный элемент в невыделенной части матрицы С0 (т.е. элементы, которые лежат в столбцах и строках, не отмеченных знаком “+”). Он равен h = 1.
Вычтем h = 1 из всех элементов невыделенных строк (т.е. всех, кроме второго) и прибавим ко всем элементам выделенных столбцов (первого и четвертого). Получим матрицу С'1 и перейдем к первому этапу.
Первый этап. Перед его началом вновь выделяем знаком “+” первый, второй и четвертый столбцы. Просматриваем невыделенный третий столбец, находим в нем невыделенный нуль С23 = 0, отмечаем его знаком штрих. Поскольку во второй строке есть 0* (элемент С22), то выделяем знаком “+” вторую строку, далее уничтожаем знак выделения второго столбца, где лежит 0*. Потом просмотрим второй столбец, находим в нем невыделенный нуль С12 = 0, отмечаем его знаком штрих. Поскольку в первой строке есть нуль со звездочкой С14 = 0*, то выделяем его знаком “+”, и уничтожаем знак выделения четвертого столбца, где находился этот знак 0*. Затем пересматриваем четвертый столбец и находим в нем невыделенный нуль С54 = 0. Так как в строке, где он находится, нет нуля со звездочкой, то отметив этот 0 штрихом, переходим ко второму этапу.
Второй этап. Начиная с элемента с54 = 0', строим цепочку, двигаясь от него по столбцу. Находим нуль со звездочкой с14 = 0*, далее от него движемся вдоль первой строки и находим 0'(с12), от этого элемента движемся вдоль первого столбца к с22 = 0*, в конечном итоге, двигаясь от с22 = 0* вдоль второй строки приходим к исходному с23 = 0'. Таким образом, цепочка построена: 0'54-0*14-0'12-0*22-0'23. Заменяем штрих на звездочку и уничтожаем звездочки над четными элементами цепочки, а также все знаки выделения столбцов и строк. На этом первая итерация заканчивается. В результате число независимых нулей увеличилось на единицу. Поскольку следующие итерации выполняются аналогично, то приведем результаты их выполнения без дополнительных пояснений. После второй итерации количество независимых нулей (0*) стало равно 5 (размерности матрицы С) и поэтому алгоритм заканчивает работу. Искомые элементы назначения соответствуют позициям независимых нулей матрицы С3 (т.е. 0*).
Соответствующее значение целевой функции
Первая итерация. Первый этап Третий этап
h=1
Первая итерация. Первый этап. Второй этап.
Вторая итерация
Первый этап Второй этап
Основы теории графов:
определение графа, цепи, циклы,
пути, контуры. Связные и сильно
связные графы. Матрица
- Граф — это совокупность непустого множества вершин и множества пар вершин (связей между вершинами).
Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи — как дуги, или рёбра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или рёбрах.
- Цепь в графе — маршрут, все рёбра которого различны. Если все вершины (а тем самым и рёбра) различны, то такая цепь называется простой (элементарной). В цепи вершины и называются концами цепи. Цепь с концами u и v соединяет вершины u и v. Цепь, соединяющая вершины u и v обозначается . Для орграфов цепь называется орцепью.
- Цикл — замкнутая цепь. Для орграфов цикл называется контуром.
Цикл (простой цикл) в орграфе — это простой путь длины не менее 1, который начинается и заканчивается в одной и той же вершине.
- Путь — последовательность рёбер (в неориентированном графе) и/или дуг (в ориентированном графе), такая, что конец одной дуги (ребра) является началом другой дуги (ребра). Или последовательность вершин и дуг (рёбер) в которой каждый элемент инцидентен предыдущему и последующему. Может рассматриваться как частный случай маршрута.