Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:00, курс лекций
В связи с развитием рыночных отношений в сферах деятельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обладать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 7
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ КУРСА 7
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 17
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
Контрольные вопросы к теме №1 32
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
МЕТОДЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ИЗНОС И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №2 32
ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ЛЕКЦИЯ 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №3 32
ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №4 32
ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
ЛЕКЦИЯ 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРИНЦИПЫ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ 32
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ЗНАЧЕНИЕ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 32
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №5 32
ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
БИЗНЕС-ПЛАН: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СТРУКТУРА 32
Контрольные вопросы к теме №6 32
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ЛЕКЦИЯ 7 ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) 32
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНЫ 32
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
Контрольные вопросы к теме №7 32
ТЕМА 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДА И ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА 32
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 32
Контрольные вопросы к теме №8 32
ТЕМА 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ 32
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ 32
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 32
Контрольные вопросы к теме №9 32
ТЕМА 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 32
БАНКРОТСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ 32
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
Контрольные вопросы к теме №10 32
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
По оценкам ученых, насчитывается
свыше 150 различных методов. В качестве
основных методов на практике используется
лишь
15-20. Развитие информатики и вычислительной
техники создает возможность расширения
круга используемых методов прогнозирования
и планирования и их совершенствования.
По степени формализации методы экономического прогнозирования (планирования) можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
К формализованным методам
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания. Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, модели оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные модели, модели принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также следующие методы: балансовый, нормативный, аналитический (экономического анализа), программно – целевой (Рис.6.1.).
Балансовый метод представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями.
Балансы, используемые на уровне предприятия, позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозном периоде, степени использования, планировать производство продукции предприятия в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использования в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуры и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет предприятия, решить другие, стоящие перед ним задачи. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы планирования.
Нормативные методы базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы. Норматив – это относительный показатель расхода какого–либо ресурса в расчете на другие единицы (кроме продукции или работы). Нормы и нормативы, используемые в планировании можно свести в следующие группы:
Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.
Программно–целевой метод предусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно– исследовательских и организационно – хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Методы экономико–
Планы как выражение результатов планирования должны образовывать в совокупности пирамидальную структуру, обладать концентрированной, дифференцированной по уровням управления информативностью, подразделяться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
Модель планирования с точки зрения ее предмета состоит из отдельных плановых комплексов или разделов общего плана:
1. Планирование генеральных
2. Стратегическое планирование;
3. Тактическое планирование;
4. Текущее планирование.
Генеральное целевое планирование включает разработку концепции предприятия. Сюда относится планирование важнейших материальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности, планирование важнейших социальных целей: определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству.
Генеральные цели предприятия формируются в виде директив общего характера. В качестве таких директив выступает глобальная цель предприятия - это прибыльность и достижение гарантированной ликвидности. Для предприятия в социальной рыночной экономике это означает, что стремление к максимальному результату, выраженному в конечном итоге в максимизации ценности капитала предприятия, формулируется, как высшая монетарная цель, которая может достигаться только при достижении установленных по периодам целей производства, и сбыта конкурентоспособных продуктов и услуг с учетом социальных целей.
Стоимостные цели с точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов находят свое выражение в показателях планирования результатов и финансового планирования, а также других производных от них экономических показателей, образующих многоступенчатую разветвленную совокупность высших целей в системе монетарных целей предприятия.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде, весьма общих, количественных ориентиров.
Стратегическое планирование - это, прежде всего планирование достижения целей. В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:
Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
Предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, так как размер предприятия ограничен возможностями внешнего финансирования, то планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию.
Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер и характеризуется следующими признаками:
Стратегический план может иметь следующую структуру:
Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
Отсутствие стратегического
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме – бизнес – планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами. Взаимосвязь стратегического и тактического планирования представлена на рис.6.2.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и ее отдельных подразделений. Оперативный план - это план действий, направленных на решение проблем, стоящих перед предприятием.
Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности:
охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Основные отличительные черты стратегического и текущего планирования представлены в таблице 6.1.
Таблица 6.1.
Отличительные черты
стратегического и
текущего планирования
Отличительные признаки |
Текущее планирование |
Стратегическое планирование |
1 |
2 |
3 |
Разработчики плана |
Руководители функциональных подразделений и линейные руководители |
Руководители предприятия |
Задача планирования |
Повышение эффективности предприятия |
Обеспечение успешного функционирования и развития предприятия |
Продолжение табл. 6.1 | ||
1 |
2 |
3 |
Горизонт планирования |
Краткосрочный период |
Долгосрочный период |
Точность планирования |
Детальное планирование |
Укрупненное планирование |
Диапазон планирования |
Ограниченный спектр альтернатив |
Широкий спектр альтернатив |
Основа планирования |
Внутренние условия предприятия |
Изменение внешней среды |
Оценка эффективности |
Прибыль и ликвидность |
Увеличение рентабельности собственного капитала |
Оперативно–производственное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства, формируя производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможности и выполнения на каждом рабочем месте. Оно призвано обеспечить эффективное функционирование производственного процесса, способствовать достижению высоких конечных результатов.
Оперативно–производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям — календарное планирование и диспетчирование. Первое включает: расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; определение календарных нормативов движения процесса производства; разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).