Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода и обработки информации о товаре становится штриховое кодирование. Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью ввода символов возрастает в 1,5 – 2 раза, а достоверность данных повышается в несколько раз.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Маркировка………………………………………………….……………… . 5
1.1 Экономическая сущность маркировки……….……….……………...5
1.2 Функции и структура маркировки…………………….… . ….………8
1.3 Виды маркировки …………………………………………………….11
1.4Товарный знак…………… ……………………………………….….14
2.Штриховое кодирование…………………………………………….……...16
2.1Понятие и значение штрихового кодирования……………….……..16
2.2Применение штрихового кодирования……………………. ..………19
3.Проблемы внедрения систем штрихового кодирования………...……...21
Заключение… .…………………………………………………..………25
Список использованных источников…………… . .…………...…….27

Вложенные файлы: 1 файл

Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия.docx

— 145.58 Кб (Скачать файл)

Для него характерна высокая степень доступности  информации о товар   для  всех  субъектов  рыночных   отношений. Текст  может выполнять   все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему характерно   информационная  и  идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от назначения и носителей составляет 50—100% (см. рис.1).

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке.

Удельный вес  и степень доступности информации рисунка   колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на   маркировке (см. рис.1).

Условные  обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки, в торговой маркировке они встречаются реже.

1.3. Виды маркировки

 

1. Производственная маркировка — это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные  ленты, клейма, штампы и др.[1]

Этикетка - это самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару либо наноситься типографским или иным способом на товар или упаковку. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах). Этикетка отличается значительной информационной емкостью и содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, артикул, размер, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.

Этикетка предназначена  для того, чтобы покупатель мог:

    • узнать товар;
    • убедиться, что этот товар, который может удовлетворить его нужды и потребности;
    • убедиться в целесообразности совершения повторных покупок.

Кольеретки — разновидность этикеток, наклеиваемых на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом.

Вкладыши — это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара или изготовителе (наименование организации, номер смены).

Бирки и ярлыки – это носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование товара или марочный товарный знак, название фирмы или фирменный знак.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.          На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты — это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.

Клейма  и штампы — это носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.[1]

 

 

2. Торговая маркировка

Торговая  маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки.

Носителями торговой маркировки являются ценники, товарные или кассовые чеки.

В отличие от производственной маркировки торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Второе отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей — с информацией о товаре. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые  к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (п. 51 — требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров), Положением о применении контрольно-кассовых аппаратов (реквизиты кассового чека), а также региональными Правилами розничной торговли. Правила регламентируют наличие и правильное оформление ценников.

Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания.

Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров.[1]

1.4 Товарный  знак

Товарный / торговый знак - это обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других, и подлежит специальной регистрации. Товарный знак может состоять из одного или нескольких характерных слов, букв, цифр, рисунков или изображений, эмблем, монограмм или подписей, цветов или комбинаций цветов, может быть трехмерным. Также может состоять из комбинации вышеописанных элементов.

Выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.  

Понятие "товарный знак" практически эквивалентно понятию "логотип", которое обычно и  применяется в нашей жизни  и бизнесе. Разница состоит лишь в том, что товарный знак теоретически может быть простой геометрической фигурой или каким-либо иным графическим  символом, а логотип (он же "фирменный  блок") обычно состоит из фирменного знака и названия компании.[2]

Классификация товарных знаков

Товарные знаки (знаки  обслуживания) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг  других юридических или физических лиц.

Правовая охрана товарных знаков в Республике Беларусь обеспечивается на основании закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 5 февраля 1993 г.

Закон предусматривает  исключительное право владельца на товарный знак, пользование, распоряжение и запрещение его использования другими лицами. «Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца».

Классификация товарных знаков (ТЗ) в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяют на подгруппы — фирменные и ассортиментные (именные).

Фирменные ТЗ — это знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг.

Ассортиментные  ТЗ —  знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а      марочные — по торговой марке или наименованию.

Коллективным  ТЗ является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ

2.1 Понятие и значение штрихового кодирования

 

Штрих-код (баркод или barcode) - это наносимая на упаковку в виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных устройств. C помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Штрих-код создают таким образом, чтобы эту информацию впоследствии можно было прочитать электронным устройством - считывателем штрих-кода. Благодаря штриховому кодированию каждому товару присваивается индивидуальный, не повторяющийся нигде в мире код, уникальность которого позволяет использовать его не только для получения информации о производителе, но и как основу для учета внутризаводских, внутрискладских, внутри магазинных перемещений.

Изображение штрих-кодовой  метки создают на ПК при помощи специализированных шрифтов. Помимо изображения  штрихового кода на макете упаковки или  этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым эквивалентом штрих-кода и дополнительная текстовая  и графическая информация, предназначенная  для прочтения человеком.

Контрольная цифра предназначена  для определения законности производства того или иного товара. [6]

Как рассчитывать контрольную цифру: 
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах ШК 6+0+7+2+1+0=16  
2. Полученную сумму умножить на три 16*3=48  
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах (кроме самой контрольной цифры) 4+0+3+6+1+2=16  
4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 48+16=64  
5. Отбросить десятки 64-60=4  
6. Из числа 10 вычесть полученное в пункте 5 10-4=6

Если полученная после  расчета цифра не совпадает с  контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.

Штриховой код выполняет  примерно ту же роль, что и почтовый индекс, который мы пишем стилизованными цифрами в углу конверта. Штрих-код  представляет собой индивидуальный символ, состоящий из четкого рисунка  полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и  чисел в двоичной системе, который  закрепляется за каждым товаром. Размеры полос стандартизированы.[8]

Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешнеторгового  обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который  характеризуется определенными  ценой, размером, массой, цветом, качеством.

 Штриховой код наносится  на транспортную или потребительскую  упаковку многих импортных и  отечественных товаров типографским  способом или путем приклеивания  этикетки или ярлыка. Согласно  требованиям проведения внешнеторговых  сделок, наличие штрихового кода  на упаковке товара является  обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования  отрицательно влияет на конкурентоспособность  товаров. 

Значимость штрихового кодирования  объясняется тем, что оно имеет  ряд функций:

–  автоматизированная идентификация  товаров с помощью

Машино считывающих устройств;

–  автоматизированный учет и контроль товарных запасов;

–  оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой,

транспортировкой, складированием товаров;

–  информационное обеспечение  маркетинговых исследований.

Существуют различные способы  кодирования информации, называемые штрих-кодовыми кодировками или  символиками. Различают линейные и двухмерные символики штрих-кодов.

Линейными (обычными) называются штрих-коды, читаемые в одном направлении: по горизонтали. Наиболее распространенные линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Они позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов — обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов, читаемых недорогими сканерами.

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

                                       

Рисунок 2. – Линейный штрих-код                         

   

Рисунок 3. – Двухмерный штрих-код.[6]

 

 

2.2 Применение штрихового кодирования

С помощью технологий штрихового кодирования возможно реализовать  комплексную автоматизацию торгового  процесса, которая не только облегчает  и ускоряет рутинные бухгалтерские  расчеты, но и переводит учет на качественно  новый уровень. Однако необходимым  условием этого является тесная интеграция оборудования и программного обеспечения  для штрихового кодирования с  системами учета и управления торговым предприятием.

Таким образом, имея комплексную  систему автоматизации торговли, владелец торгового предприятия  сможет воспользоваться всеми преимуществами применения технологий штрихового кодирования.

Кассовые POS-терминалы помогают решить проблему длинных очередей. Кассовые POS-терминалы построены  на базе PC совместимого компьютера, но есть существенные отличия от персонального  компьютера: 
POS-терминал должен быть внесен в Государственный реестр контрольно-кассовых машин РФ. Программное обеспечения для POS-терминалов также вносится в реестр. POS-терминалы производятся в нестандартном исполнении, по сравнению с обычным компьютером, и включают в себя большое количество специализированных устройств.

Информация о работе Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия