Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:33, лекция

Краткое описание

Характеристика рыночных механизмов в нефтяной отрасли: спрос, предложение, рыночное равновесие. Воздействие спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения, ее значение для управления компанией.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

     где – нормальные предельные затраты на добычу, включающие затраты за нефтегазоносный участок, затраты труда и капитала;

       –  потребительная стоимость (цена запасов в недрах).     

     Исходя  из уравнения (1.16) потребительную стоимость можно было бы идентифицировать с рентой. Однако это не совсем логично. При производстве воспроизводимого продукта стоимость истощения не учитывается. Всякие преимущества в затратах, относящихся к технологическим преимуществам производства, приводят к появлению чистой прибыли, имеющей рентный характер. Однако при эксплуатации истощимых ресурсов превышение цен над затратами является комбинацией двух элементов: ренты и стоимости истощения. Обозначая ренту исчерпаемых ресурсов, как , можно записать:

                                                                         (1.17)

     подставляя  уравнение (1.16) в уравнение(1.17), получаем

                                                                  (1.18)

     Из  уравнения (1.18) следует, что величина ренты в отрасли с исчерпаемыми ресурсами представляет собой цену единицы продукции за вычетом суммы предельного дохода и удвоенной величины  предельных затрат на добычу. Здесь необходимы некоторые пояснения.

     Во-первых, нефтяная отрасль не может быть полностью конкурентной, иначе цена станет равной предельному доходу, и в таком случае рента будет отрицательной величиной. В сущности, ситуации при которых предельный доход меньше цены соответствуют рынкам с несовершенной конкуренцией, (то есть чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии и т.д.). Это, однако, не является доказательством того, что отрасли с исчерпаемыми ресурсами должны быть монополиями или картелями. Скорее это означает, что рента легче образуется в тех случаях, когда отрасль функционирует в условиях несовершенной конкуренции. Следует отметить, что данный вид ренты не вытекает из требований теории исчерпаемых ресурсов, в соответствии с которой цена ресурсов должна расти во времени Последнее остается справедливым, как для условий совершенной конкуренции, так и для любых форм монополии.

     Во-вторых, сумма рентного дохода, получаемая индивидуальной фирмой, изменяется в соответствии с ее издержками производства, когда фирма с меньшими затратами получает больший рентный доход (рисунок 1.38). В левой части рисунка 1.38 показано условие производства для производителя с наименьшими издержками, в средней части – аналогичная ситуация для производителя с более высокими издержками. При цене P0 производство будет осуществляться лишь в ситуации, обозначенной а, и суммарный выпуск составит Qf1, тогда как при цене Р1 станет выгодным производство на фирме с большими издержками, и объем выпуска возрастет от Q f1 до Qf2. Такой анализ справедлив для случая, когда в отрасли начинает действовать новая фирма. Если она уже осуществляет добычу и цена на нефть падает (например, от Р1 до Р0), то параметром решения становятся переменные затраты и фирма может осуществлять производство до тех пор, пока она в состоянии их возмещать.

     

Рисунок 1.38 – Затраты и предложение в условиях равновесия

     Эта упрощенная модель нефтяной отрасли. До 1973 года на рынке доминировали компании с низкими издержками. При увеличении цен на нефть на рынке появились компании с более высокими издержками производства, что привело к излишкам предложения. Ценовой шок 1986 года привел к снижению стимулов для новых фирм, но не к прекращению эксплуатации новых месторождений. С падением цен нефтяная рента резко упала. Для государств – потребителей нефти настал подходящий момент для увеличения налогов на нефтепродукты и изъятия сверхдоходов, образуемых за счет снижения затрат на добычу нефти.

     В соответствии с теорией Г. Хотелинга,  собственник исчерпаемых ресурсов преследует цель максимизации дисконтированного чистого дохода от использований этих ресурсов. Он выбирает темпы добычи, которые удовлетворяют задаче максимизации вида

                                               (1.19)

     При ограничении

      ,                                                                                                      (1.20)

     где – цена на нефть в периоде t; , – определены (1.15) и (1.16); – объем добычи нефти; – суммарные запасы, включающие дополнительные открытия; – норма дисконта; – период извлечения нефти.

     В этом функционале затраты разделены  на отдельные составляющие, чтобы акцентировать внимание на том элементе ренты, который в явном виде учитывает потребительную стоимость запасов. 

Выводы 

     Анализ  ключевых характеристик рыночного  функционирования нефтегазового предприятия (спроса, предложения, равновесного состояния цены и количества продукции, ренты) показывает, что теоретические концепции, определяющие закономерности их поведения, и реальные экономические взаимодействия существенно отличны. Поэтому прямое использование теоретических рыночных моделей для  объяснение процессов, определяющих тенденции и закономерности эволюции рынка нефти и газа даже для условий развитого рынка оказываются не слишком продуктивными. В значительной степени это объясняется сильным вмешательством государства в экономические процессы неконкурентных рынков, монопольной структурой производства, высоким уровнем налогообложения, высокой степенью политизации нефтегазового бизнеса, долгосрочным характером инвестиционных проектов, глобализацией системы функционирования нефтегазового сектора. Перечисленные факторы создают серьезные препятствия на пути использования экономических моделей рыночной экономики в качестве инструмента выбора стратегической системы  управления нефтегазовых компаний.

     Вместе  с тем знание теоретических основ  рыночной экономики для  нефтегазового сектора и результатов деятельности компаний в условиях несовершенного рынка с присущими ему искажениями в области спроса, предложения, цен является необходимой предпосылкой для построения эффективной системы стратегического управления.

     Обобщая теоретические вопросы рыночных механизмов функционирования компании можно сделать следующие заключения:

  1. Рынок сводит продавцов и покупателей. Изменения в спросе или предложения, вызванные действия неценовых факторов, приводит в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.
  2. Рыночный механизм действует таким  образом, что любое нарушение равновесия  влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства  государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
  3. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
    • фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами они свободны в выборе объема и структур выпуска;
    • цены гибкие, изменяются под воздействием  спроса и предложения;
    • наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
      1. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие то:
    • фирмы производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий;
    • начнется процесс приспособления производителей к новым условиям, в результате сформируется новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.
      1. Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из основных характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность прогнозировать изменение факторов, влияющих на спрос и предложение.
      2. Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм на нем. Характером выпускаемой  ими продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.
      3. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющий аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.
      4. Причинами монополии являются: эффект масштаба; законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; нечестное поведение и др.
      5. Кривая спроса на продукцию фирмы монополиста – наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену  объем производства, исходя из равенства предельных доходов и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополистов лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене  и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
      6. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного  спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
      7. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственной собственностью.
      8. В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно преходящей в олигополию.
      9. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цены и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Легкое вхождение новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.
      10. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.
      11. Со стороны отдельной фирмы спрос на ресурсы определяется их предельной доходностью. Предельная доходность любого переменного ресурса медленно понижается в соответствии с законом убывающей отдачи. Фирма будет расширять использование ресурсов до тех пор, пока его предельная доходнодность  будет выше предельных издержек на него, то есть до момента, когда эти два показателя сравняются. В условиях, когда  спрос фирмы на ресурс составляет малую долю рыночного спроса на него предельные издержки ресурса для данной фирмы равны его цене.
      12. Фирма стремится выбрать такое сочетание  используемых ресурсов, которое обеспечивает минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходность каждого ресурса пропорциональна его цене.
  4. Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход в отрасль и выход из нее фирм абсолютно свободный, каждая фирма имеет свободный доступ  к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении  цены не отразиться на рыночной цене, поэтому оно является для фирмы заданной извне.

      18. Фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки. До тех пор, пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, производство станет нецелесообразным.

      19. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного  дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

      20. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для выхода отдельных фирм из отрасли или в ходе в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличат вложение в отрасли, окажет воздействие на снижение рыночной цены.

       В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается тогда, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае у фирм нет стимулов для расширения или сужения производства, а также входа в отрасль и выхода из нее.

      21. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пресечения кривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащих выше кривой средних переменных издержек.

     Совокупное  предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в ней фирм. Реакция на изменение  спроса быстрая и гибкая, рынок  совершенной конкуренции автоматически  реагирует на изменение потребительского спроса  расширения или свертывания производства.

        1. Анализ механизмов формирования нефтяных цен на мировом нефтяном рынке показывает, что высокие уровни значения и их колебания не укладываются в рамки классической равновесной модели, что связано в первую очередь со специфичностью самого углеводородного сырья, а также неценовых факторов, влияющих на баланс спроса и предложения.
        2. На нефтяном рынке произошел сдвиг в спекулятивную фазу, что закономерно привело к росту цен и «перегреву»  нефтяного фьючерсного рынка. А это в свою очередь должно привести к обвальному падению цен.
        3. Сложившийся в результате геополитических и финансовых  игр в 2003-2004 г.г. высокий уровень цен может привести к реорганизации мирового рынка нефти, при которой одни нефтедобывающие страны окажутся в «ценовой привязке» к крупнейшему американскому рынку, другие столкнуться с высокими инвестиционными рисками и стратегической нестабильностью.
        4. Дополнительный доход (природная рента) получаемый как доход от собственности на природные ресурсы зависит как от  общественных, так и от природных условий.
 

Вопросы для самопроверки 

     
  1. О чем говорят  законы спроса и предложения?
  2. Как достигается равновесие на рынке товара?
  3. Как изменится равновесная цена товара, если спрос на этот товар не претерпит изменений, а у фирм-производителей возрастут издержки?
  4. Что такое эластичность?
  5. Что отражает эластичность применительно к спросу и предложению?
  6. Фирма решила повысить цену на свою продукцию. Что произойдет с ее выручкой, если спрос эластичен (неэластичен)?
  7. Рассчитайте показатели ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы, исходя из следующих данных об объемах продажи при разных ценах.
Объем

продаж, шт.

1 2 3 4 5 6 7
Цена, руб. 100 90 80 70 60 50 40

     Сколько продукции будет продавать фирма? Насколько целесообразно расширение объема продаж?

    1. Каковы причины возникновения монополии?
    2. Чем определяется цена и объем производства в условиях монополии?
    3. Какие факторы оказывают влияние на монопольную власть? Как влияет концентрация производства на монопольную власть? В каком из двух вариантов монопольная власть выше: а) на рынке присутствует пять фирм, каждая из которых имеет равную долю в совокупном объеме продаж; б)доли продаж определены следующим образом: фирма 1–25%, 2–10%,3–50%, 4–7%,5–8%.
    4. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?
    5. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?
    6. Почему можно говорить о тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции?
    7. Каковы основные черты олигополии?
    8. Почему не существует единой теории, полностью отражающей поведение фирм на рынке? Почему предпочитают неценовую конкуренцию ценовой? В чем состоит равновесие по Курно?
    9. К какому типу рынка можно отнести: автомобильную промышленность, черную металлургию, легкую промышленность, сферу услуг, нефтяную и газовую промышленность?
    10. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.
    11. Какие существуют способы определения оптимального объема производства?
    12. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является важным при определении объема выпуска продукции фирмой в условиях всех рыночных структур?
    13. Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены среднего и предельного доходов фирмы совпадают?
    14. Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой ее предельных издержек на отрезке, лежащим выше кривой средних переменных издержек. Поясните это утверждение. Проиллюстрируйте график.
    15. Когда достигается долгосрочное равновесие для фирмы в условиях совершенной конкуренции? Постройте кривую долгосрочного предложения конкурентной отрасли.
    16. Определите валовой и предельные доходы фирмы при цене единицы продукции 100 руб. и выпуске ее от одной до восьми единиц. Начертите график валового, среднего и предельного доходов фирмы.
    17. На основании приведенных ниже данных о средних постоянных и средних переменных издержках фирмы при различных объемах производства ответьте на следующие вопросы:
      1. будет ли фирма производить продукцию, если рыночная цена установится на уровне 110 руб.
      2. какой объем производства выберет фирма?
      3. что станет ее задачей: максимизация прибыли или минимизация убытков
      4. как поступит фирма, если цена снизится до 32 руб.; до 72 руб.?

Информация о работе Микроэкономика