Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:33, лекция

Краткое описание

Характеристика рыночных механизмов в нефтяной отрасли: спрос, предложение, рыночное равновесие. Воздействие спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения, ее значение для управления компанией.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

     Фирма начнет производство при цене не ниже минимума средних переменных издержек и будет продолжать увеличивать выпуск до при цене , минимизируя убытки, затем при росте цены до и далее до будет увеличивать выпуск от до , максимизируя прибыль. Отрезок кривой будет кривой предложения фирмы при всех возможных ценах от до . 

       
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.19 – График предложения фирмы в условиях совершенной

конкуренции 

     В краткосрочном периоде, как отмечалось выше, при определенных условиях фирма может продолжать производство в случае его убыточности. Стабильные убытки в течение длительного времени скорее заставят фирму отказаться от выпуска данной продукции и перенести свою деятельность в другие, более выгодные сферы. В то же время высокие прибыли привлекут новых производителей, которые, войдя в отрасль, увеличат объем предложений данной продукции.

     В долгосрочном периоде, когда могут  меняться все виды затрат (в том  числе и те, которые в краткосрочном  периоде были постоянными), решения  фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.

     Если  при существующей рыночной цене несколько  фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится; при совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер.

     Равновесие  на рынке будет достигнуто, когда  у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таком образом, исчезнет.

     Графическое решение представлено на рисунке 1.20. При цене объем производства фирм составит . При таком объеме предельный доход равен предельным издержкам, а минимальные средние валовые издержки равны рыночной цене, экономическая прибыль равна нулю. При таких условиях фирма удовлетворена объемом производства и размерами предприятия.

                      

Рисунок 1.20 – Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной

конкуренции 

     Как будет меняться предложение в  конкурентной отрасли при условии  изменения спроса?

     Предположим, что до  изменения спроса на рынке существовало равновесие. График S на рисунке 1.21 представляет собой кривую предложения всех фирм, производящих данную продукцию, иными словами, кривую предложения отрасли; D – кривую рыночного спроса на взятый нами в качестве примера товар; – равновесную рыночную цену; – равновесный объем производства отрасли.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.21 – Кривая предложения отрасли  в долгосрочном периоде

D, D1 – отраслевой спрос до и после изменения; S, S1 – отраслевое предложение до и после изменения; Sдолг – долгосрочное предложение отрасли 

     Что произойдет, если по каким-либо причинам (например, при изменении предпочтений потребителей или увеличение их доходов) спрос на данную продукцию возрастет? Кривая спроса сдвинется вправо до уровня . Рынок отреагирует на увеличение спроса повышением цены. Цена возрастет до . Для отдельных фирм и отрасли это будет означать, что цена окажется выше минимума средних валовых издержек, а равенство цены и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства. Фирмы начнут получать экономическую прибыль, что создаст стимулы для расширения производства и вступления новых производителей в отрасль.

     Вступление  новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли, сдвинет кривую предложения отрасли до . В результате цена снизится и возникнет новое равновесие при цене и объеме производства . Если предположить, что увеличение объема производства в отрасли не приведет к росту издержек, то кривая долгосрочного предложения будет горизонтальной. Однако в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс все большего и большего их количества вызовет рост цен на них, поэтому > и кривая долгосрочного предложения будет восходящей.

     Совершенная конкуренция, как уже отмечалось, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

     Этот  элемент накладывает отпечаток  на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к  формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

     Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абстрактную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

     Не  следует отождествлять чистую монополию  и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

     Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

     Поскольку фирма-монополист, так же как и  любая другая фирма, стремиться к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

     Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его  прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

     Как уже было сказано, для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

     Почему  кривая предельного дохода лежит  ниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

  Оптимальный объем  производства, тыс. руб. Цена, руб.
Конкуренция 15 472
Монополия 14 474
 

     Графически  процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рисунке 1.22.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.22 – Определение цены и объема производства фирмой-монополистом 

     Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс.ед., будет произведено 14 тыс.ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

       Любая фирма, спрос на продукцию  которой не является абсолютно  эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

     Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является накопленной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.

     Эластичность  спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса , а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы , руководство фирмы может рассчитывать цену продукции по формуле:

                                                          

.                                                 (1.10)

     Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

     Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая сместится влево и вверх в положение , как это показано на рисунке 1.23. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения и .

     Монополист  сократит производство и повысит  цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (1.8), если эластичность спрос, к примеру, составляет – 1,5, тогда

                                       

.                                    (1.11)

     При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую  размер налога. Влияние налога на монопольную  цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога. 
 
 
 
 
 

                   

Рисунок 1.23 – Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста. D – спрос; MR – предельный доход; МС – предельные издержки без учета налога; МС1 – предельные издержки с учетом налога 

     Эластичность  спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии является государственной собственностью.

     Однако  чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная  власть делится между несколькими  крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

     Таким образом, на рынке несовершенной  конкуренции каждая фирма в той  или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получить экономическую прибыль.

Информация о работе Микроэкономика