Мотивация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время стержнем большинства программ социально-экономического развития, как и других стран Восточной Европы, является замена централизованного планирования экономической деятельности системой децентрализованных инициатив субъектов экономики. Объединение таких инициатив в единую программу является одной из первоочередных задач государства в переходный период. Кроме декларации этой идеи, сегодня необходимо вести очень большую организаторскую работу, которая предполагает содействие социально-экономической реконструкции, росту квалификации кадров, формированию социально-экономического контекста, при котором участие отдельных граждан и общественных групп в преобразованиях диктовались бы стремлением удовлетворить собственные интересы .

Содержание

1. Понятия и принципы инновационной деятельности.

2. Инновационная политика.

3. Значение инноваций.

4. Управленческие инновации на малых предприятиях.
5. Инновационные методы мотивации сотрудников
6. Роль корпоративной культуры в системе стимулирования труда
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы и методы инновационного менеджмента (мтоговый).docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

   3.Значение  инноваций.  

   Один  из определяющих моментов стратегического  плана - вопрос о разработке новых  продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение  новшеств - единственный способ  поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных  «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы.В менеджменте инновации определяются как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Благоприятные возможности для инноваций создаются теми изменениями внешней рыночной среды, которые ведут к появлению новых потребностей или новых способов удовлетворения уже существующих нужд.Трансформации внешней среды непрерывно «удобряют» почву для инноваций. Во-первых, демографические изменения, перемены в уровне и образе жизни населения, политике, технологии, моде ведут к появлению новых потребностей. С развалом социалистического блока и распадом СССР для западных производителей открылись новые рыночные возможности. Список подобных изменений и вызванных ими новых потребностей можно продолжать сколь угодно долго. И ими прекрасно умеют пользоваться такие компании, как Mercedes Benz, Marks&Spencer, Siemens и т.д. Интересная ситуация развивалась в области потребительских предпочтений на рынке бытовой техники. Если ранее покупателя интересовала техника лишь с точки зрения выполнения основной (и всего лишь одной) функции, т.е. стирания для стиральной машины, заморозки и охлаждения для холодильника, то теперь потребитель требует от нас, производителей и продавцов, целый ряд нужных и не очень свойств и характеристик. Спрос на инновации растёт в геометрической прогрессии, и успех приходит к тем, кто предлагает потребителю новшества раньше своих конкурентовВо-вторых, трансформации внешней среды предоставляют рождение новых решений, удовлетворяющих текущие и вновь появляющиеся потребности. В частности, использование достижений научно-технического прогресса и способность управлять большими объемами информации позволяют компаниям совершенствовать способы удовлетворения нужд потребителей. Появляются возможности создавать и предоставлять потребителям все более эффективные продукты и услуги.  Новые знания позволяют не только совершенствовать продукты и услуги, но и снижать себестоимость изделий и улучшать их качество. Например, применение новых инструментальных средств менеджмента уменьшает общие  издержки, затраты времени и сводит к минимуму разнообразные дефекты. Обогащая ценность товаров, инновации такого рода способствуют росту компаний и реализации их потенциала. Любая инновация, например в таком относительно простом устройстве, как варочная панель, стоит материальных вложений. Поэтому нашей компании (Whirlpool), впрочем, как и конкурентам, приходится покрывать издержки либо за счёт снижения прибыльности товара, либо за счёт стоимости серийного производства.  Вообще говоря, чтобы не упустить инновационные возможности, менеджерам необходимо анализировать и оценивать смысл происходящих вокруг перемен. Необходимо уметь выделять главные экономические, социальные и технологические изменения, а также определять их значение (как в положительном, так и в отрицательном плане) для потребителей, конкурентов и для самой компании. Например, в представительствах компании Whirlpool создаются отделы, задача которых анализировать рынок, спрос и предложение, оценивать и следить за общими экономическими изменениями и потребительскими предпочтениями.   
 

   4. Управленческие  инновации на малых предприятиях.  

   В хозяйственной практике так сложилось, что из всех нововведений, осуществляемых на предприятиях, та их часть, которая  относится к сфере менеджмента, в лучшем случае выступает как  экзотика, чаще же всего она традиционно  остается в тени не только для самих  предприятий, но и при проведении исследований по проблемам инноваций. В то же время значимость качественного  и эффективного управления, степень  его влияния на результаты деятельности любой организации уже никем  не подвергаются сомнению. Необходимость  развития систем управления тоже не оспаривается. Однако сам инновационный процесс в сфере управления (в отличие от сферы основного производства, например) остается для многих достаточно неясным. Поэтому, прежде чем переходить к изложению результатов анализа ситуации с нововведениями в сфере менеджмента, сложившейся на малых предприятиях, необходимо определить основные понятия и теоретические позиции, с которых проводился анализ, а также саму логику диагностики и анализа. Прежде всего, это касается сущности управленческих нововведений и их типологии; границ таких нововведений; соотношения инновационных процессов на предприятии и управления; факторов, влияющих на эффективность управленческих новаций; установок руководителей в отношении процессов развития, а также тех основных тенденций развития менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой, которые взяты нами за точку отсчета при анализе  действительности.В рамках данного исследования мы исходим из того, что процесс развития в любой организации должен быть управляемым. Средством управляемого развития являются нововведения, то есть целенаправленные изменения, новые элементы, сознательно внедренные в производственную культуру и структуру организации. Существует огромное множество изменений, возникающих в организации стихийно. Однако с инновационными процессами, с внедрением нововведений мы имеем дело только там, где проводятся целенаправленные изменения, соответствующие выбранному направлению развития, зафиксированным результатам, к которым должны привести изменения, и обеспечиваются все условия, при которых процесс преобразований протекает наиболее эффективно.

   Основными характеристиками нововведения являются:

   предмет инновации (что изменяется и как  изменяется);

   степень новизны;

   глубина преобразований (степени радикальности  изменения предмета инновации);

   масштаб преобразований (затрагивается ли деятельность одной или нескольких сфер деятельности или всей фирмы в целом);

   уровень разработанности (степень подготовленности новшества к внедрению);

   потенциал новшества (оценка ожидаемого полезного  эффекта и ее обоснование);

   ожидаемая продолжительность внедрения;

   трудоемкость  внедрения;

   объем финансовых затрат на внедрение.

   Для эффективного решения задачи управления инновационными процессами необходима специальная система. Такие системы  на предприятиях складываются в основном путем проб и ошибок. Но путь этот не эффективный. Система управления развитием предприятия должна проектироваться  на фундаменте современной науки  управления.Нововведение в контексте деятельности отдельного предприятия (то есть на его уровне) - это переход на новый, более совершенный способ деятельности, обеспечивающий рост возможностей предприятия. В данном случае не очень важно, каков этот новый уровень. Он может соответствовать лучшим образцам в рамках данной отрасли, передовому уровню в стране, лучшим мировым образцам, последним достижениям научных исследований. В конечном итоге уровень нововведения будет задавать потенциал развития предприятия. Однако сам факт нововведения на предприятии определяется переходом к более высокому уровню производственных возможностей, имеет точкой отсчета прежний уровень и свидетельствует о развитии организации. Если рассматривать предприятие как систему, то реализация каких-либо нововведений означает целенаправленное обновление любого ее элемента. По сути - это появление новой системы (с новыми элементами и связями, новыми значениями основных характеристик, выходных параметров). Традиционно выделяют продуктовые нововведения (то есть изменения самого результата деятельности предприятия), технические, технологические, а также нововведения в сфере управления. Управленческие нововведения часто выпадают из поля зрения руководителей, сводящих обычно развитие предприятия к техническим или технологическим новациям. При таком подходе предприятие не рассматривается как система деятельности, из нее выхватывается лишь ее “основной” процесс. Потенциал организации воспринимается однозначно как технический и технологический. Организационный и кадровый потенциалы (то есть степень наращивания возможностей за счет более эффективного управления и использования человеческих ресурсов) серьезно не используются. Таким образом, возможности для развития существенно снижаются. Если предприятие - это совокупность, система сфер деятельности, то управление осуществляется по отношению к элементам этой системы - производству, кадрам, финансам, реализации продукции и т.д., а также ко всей системе в целом. Разнообразные задачи, которые решаются в процессе управления, можно объединить, сведя к выполнению ряда базовых управленческих функций: планированию, организации, контролю, руководству, а также метафункции - анализу. Поскольку обновление, развитие любой деятельности происходит за счет совершенствования методов ее реализации, можно утверждать, что точками возможных нововведений в сфере менеджмента являются методы реализации вышеперечисленных функций при управлении всеми сферами деятельности предприятия, а также способы распределения этих функций на предприятии, то есть организационные структуры. Проявление необходимости в управленческих новациях, а также их фактическое осуществление, происходят именно на уровне методов, которые используются руководителями предприятий при решении определенных задач в процессе управления теми или иными сферами деятельности. Анализируя инновационные процессы в сфере менеджмента, важно отметить, что в основе управленческих нововведений лежат объективные процессы изменения условий хозяйственной деятельности предприятий и соответственного изменения содержания управленческой деятельности.

   Можно выделить разные модели управления предприятием в зависимости от условий деятельности - модель рационального управления в спокойной, стабильной внешней  среде; модель управления в условиях достаточно динамичного рынка и  модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим проблемам, угрозам и возможностям, проистекающим  из внешней среды предприятия. Условия, в которых существует сейчас украинский малый бизнес, в целом соответствуют последнему варианту. Это задает определенную логику анализа управленческих новаций. Во-первых, выявление того, в какой степени нововведения в управлении малыми предприятиями в Украине адекватны тенденциям развития социально-экономической ситуации в стране, а, значит, способны в известной мере повысить устойчивость малых предприятий и их выживаемость. Во-вторых, насколько процесс внедрения управленческих новаций соответствует известному мировому опыту. В странах с развитой рыночной экономикой на определенном этапе их развития именно ускоренное нарастание неустойчивости финансово-экономических условий деятельности потребовало по-новому организовать управление предприятием. Сопротивляясь переменам, фирма нередко создавала разрыв между своим поведением и жесткими требованиями своего окружения. По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем, соответственно, больше усложнялись системы управления, причем каждая последующая дополняла предыдущую. В зависимости от усиления фактора нестабильности можно выделить четыре этапа в развитии этих систем.

   Управление  на основе контроля за исполнением (постфактум).

   Управление  на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее  еще можно предсказать путем  экстраполяции прошлого. Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них. Управление на основе гибких экстренных решений в условиях, когда многие важные задачи (или обстоятельства внешней среды) возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

   Таким образом, мировой опыт показывает, что  необходимость выбора адекватной системы  управления, а значит и нововведений в существующую систему управления предприятием объективно определяется уровнем нестабильности среды, в  которой предприятие действует  или собирается действовать; уровнем  сложности и новизны задач, которые  вытекают из окружающей обстановки; темпами  происходящих изменений.

   Методы  инновационного менеджмента - в кадровой работе - совокупность приемов, используемых:

  • - в области подготовки кадров;
  • - в области комплектации и использования персонала;
  • - в области сокращения персонала.

         Функции инновационного менеджмента  в кадровой работе

  • организация и проведение научно-аналитических  работ в области развития кадровой работы государства, региона, отрасли, организации; 
  • организация подготовки персонала, повышение его квалификации
  • поиск, набор, отбор кадров для организации
  • деловая оценка персонала
  • передвижение персонала внутри организации и др.
  Инновационный менеджмент - в кадровой работе - пограничная  область между инновационным  менеджментом и управлением персоналом. В кадровой работе:  
- объектом инновационного менеджмента являются - процессы обновления и развития, потребности и параметры кадров и кадровых систем предприятий и других социально-экономических структур.  
- субъект инновационного менеджмента являются инновационные составляющие кадровых и трудовых служб предприятий и других структур.
 
 

  5. Инновационные методы мотивации сотрудников

  Идея о  том, что мероприятия по социальной поддержке сотрудников должны соответствовать  индивидуальным интересам и удовлетворять  семейные сотрудников, впервые начала обсуждаться в практике управления персоналом в конце 70-х годов. К  середине 80-х годов эта концепция  стала частью корпоративной культуры, поддерживаемой не рабочим движением, но и некоторыми достаточно известными лидерами крупных корпораций. В обоснования  такой концепции приводились  серьезные доводы в поддержку  необходимости изменений в методах  управления персоналом. Настал очередной  этап развитии бизнеса, и изменения затронули все сферы общества: трансформировались не только технологи и методы управления предприятиями, но и общество в целом; изменились также сотрудники и их семьи.

  Анализ  различных мероприятий по совершенствованию  сотрудников и льгот, применяемых  в корпорациях, можно проводить  и дальше. Но особый интерес имеет  рассмотрение инновационных методов  в этой области, используемых для  мотивации сотрудников. Условно  их можно разделить на четыре основные группы.

Информация о работе Мотивация труда