Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
Определить роль государства в реформировании налоговой системы;
Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
Определить основные направления реформирования налоговой системы России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ …………………………………6
Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10
§ 2.1Налоги и их роль в экономике……………………………………10
§2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14
§2.3. Роль государства в реформировании налоговой системы в рыночной экономике……………………………………………………17
Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения РФ………………..19
§3.1 Характеристика налоговой системы России…………………..19
§3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения……………………………………………………………………24
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач экономика.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Общая экономическая теория и регионоведение"

 

 

 

 

Курсовая работа на тему: «Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 228 группы

Бахрушкина В.Г.

Проверил: д.э.н. проф.

Дондокова Е.Б.

 

г. Улан-Удэ, 2011 г. 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ …………………………………6

Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10

          § 2.1Налоги и их роль в экономике……………………………………10

          §2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14

§2.3.  Роль государства в реформировании налоговой системы в    рыночной экономике……………………………………………………17

Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения РФ………………..19

           §3.1 Характеристика налоговой системы России…………………..19

 §3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их

решения……………………………………………………………………24

 §3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27 

Заключение……………………………………………………………………...36

Список литературы…………………………………………………………….40

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время в Российской Федерации в целом существует более или менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов. Однако именно в рамках реализации этих направлений есть ряд проблем, без решения которых создание понятной, эффективной и справедливой отечественной налоговой системы невозможно. Для решения этих проблем существует несколько путей. Сложность состоит в выборе наиболее рационального пути, учитывая все условия, характерные для России. Только при правильно выбранном методе внедрения новой налоговой политики, можно будет достигнуть наиболее эффективной налоговой системы.

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
  2. Определить роль государства в реформировании налоговой системы;
  3. Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
  4. Определить основные направления реформирования налоговой системы России;

Объектом исследования является налоговая система России.

Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.

Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики. 
                      Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ

 

Зарождение науки о  налогах началось в первой половине ХVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, в 1706 г. были изданы указы "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть" и "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов" с предписанием "денег как возможно собирать и учинить фискалов во всяких делах".  Эти указы эффективно работали. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы  Екатерины II была учреждена Экспедиция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась.

В годы царствования Павла I была учреждена должность Государственного казначея, а хлебные  сборы были заменены денежными платежами

Начало Х1Х века знаменательно  тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.  За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений.

В 1812 г. был введен сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи, спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления от эксплуатации железных дорог (18-23%).

С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.

В годы царствования императора Александр I было учреждено Министерство финансов и Комитет сенаторов «…для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии».

В царствование императора Николая I в налоговой системе  законодательно отразились льготы -  в честь коронации Николая I были прощены недоимки подушной подати за три года.  Были также введены фиксированные сборы «..в сумме 95 копеек серебром на душу".

15 мая 1883г  Александром  III был издан "Высочайший Манифест  о прощении недоимок по окладным сборам…»

И, наконец, последний император  России издает три указа о сборе  налогов:

"О преобразовании Департамента  неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов», "Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога..» и  "Указ о введении в России подоходного налога".

После октябрьской революции  налоговая система практически  ликвидируется и основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых - "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

В первые годы советской  власти местные Советы вводили ряд  хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

В период НЭПА происходило  восстановление и развитие налогообложения, преобладающее значение получили косвенные налоги – акцизы. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В период НЭПА действовало 86 видов платежей в бюджет.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе  периода НЭПА. Для государственных предприятий были установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (от 400 до 2444).  В государственный бюджет поступали также таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.

В 1941-1960 гг. происходит частичное  восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941г. была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным налогом,  вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

В 50-е годы налоги с предприятий  и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

А уже в 60-е годы основной доход государственного бюджета  стали составлять поступления от государственных предприятий и общественных организаций, была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

В 80-е гг. действовали местные  налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

В 1990 г. - принятие Законов "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

Вопросы о принципах налогообложения  решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В 1991 г. была образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 

Действующая ныне налоговая  система России практически введена  с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Глава 2. Сущность налоговой системы

§ 2.1Налоги и их роль в экономике

 

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без  хорошо налаженной, четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна. В чем же конкретно  состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Это, конечно, так. Но не это  главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно  сформировать и без них. Хотя бы с  помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует  поставить функцию, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов – регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  2. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. [8, c. 37]

Информация о работе Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы