Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
Определить роль государства в реформировании налоговой системы;
Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ …………………………………6
Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10
§ 2.1Налоги и их роль в экономике……………………………………10
§2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14
§2.3. Роль государства в реформировании налоговой системы в рыночной экономике……………………………………………………17
Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения РФ………………..19
§3.1 Характеристика налоговой системы России…………………..19
§3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения……………………………………………………………………24
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….40
Курсовая работа на тему: «Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы»
Выполнил: студент 228 группы
Бахрушкина В.Г.
Проверил: д.э.н. проф.
Дондокова Е.Б.
Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10
§2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14
решения……………………………………………………………
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги всегда были и продолжают
оставаться одним из важнейших инструментов
осуществления экономической
Особенно наглядно это проявляется
в период перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать
Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время в Российской Федерации в целом существует более или менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов. Однако именно в рамках реализации этих направлений есть ряд проблем, без решения которых создание понятной, эффективной и справедливой отечественной налоговой системы невозможно. Для решения этих проблем существует несколько путей. Сложность состоит в выборе наиболее рационального пути, учитывая все условия, характерные для России. Только при правильно выбранном методе внедрения новой налоговой политики, можно будет достигнуть наиболее эффективной налоговой системы.
Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является налоговая система России.
Предмет исследования: роль налоговой системы в экономике.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ.
Теоретической и методологической
основой курсовой работы послужили
труды отечественных и
Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ
Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, в 1706 г. были изданы указы "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть" и "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов" с предписанием "денег как возможно собирать и учинить фискалов во всяких делах". Эти указы эффективно работали. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
В годы царствования императрицы Екатерины II была учреждена Экспедиция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась.
В годы царствования Павла I
была учреждена должность
Начало Х1Х века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений. За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений.
В 1812 г. был введен сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи, спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.
В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления от эксплуатации железных дорог (18-23%).
С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.
В годы царствования императора Александр I было учреждено Министерство финансов и Комитет сенаторов «…для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии».
В царствование императора Николая I в налоговой системе законодательно отразились льготы - в честь коронации Николая I были прощены недоимки подушной подати за три года. Были также введены фиксированные сборы «..в сумме 95 копеек серебром на душу".
15 мая 1883г Александром
III был издан "Высочайший
И, наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов:
"О преобразовании
После октябрьской революции налоговая система практически ликвидируется и основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых - "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.
В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.
В период НЭПА происходило восстановление и развитие налогообложения, преобладающее значение получили косвенные налоги – акцизы. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В период НЭПА действовало 86 видов платежей в бюджет.
Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПА. Для государственных предприятий были установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (от 400 до 2444). В государственный бюджет поступали также таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.
В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941г. была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным налогом, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.
А уже в 60-е годы основной доход государственного бюджета стали составлять поступления от государственных предприятий и общественных организаций, была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.
В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
В 1990 г. - принятие Законов "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налогах с предприятий, объединений и организаций".
Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В 1991 г. была образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Это, конечно, так. Но не это
главное для характеристики роли
налогов: государственный бюджет можно
сформировать и без них. Хотя бы с
помощью экономических
Информация о работе Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы