Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, планирование налоговых отчислений российскими промышленными предприятиями в современный период развития способно стать одной из важнейших и полезнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должной теоретической обоснованности, а на практике применяется только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия, носит бессистемный характер . Все выше изложенное обусловливает актуальность темы настоящей работы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы налогового планирования.
Понятие и содержание налогового планирования на промышленном предприятии.
Определение общего периода формирования налоговой стратегии.
Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства
Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования
Конкретизация целевых показателей налоговой стратегии по периодам ее реализации
Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности по планированию налоговых отчислений
Разработка системы организационно-экономических и экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации налоговой стратегии
Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии.
2.Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам».
3. Заключение.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое 1 21 01 12.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

При переходе от производственной программе в ее существующем виде к балансу доходов и расходов, а данный переход представляется неизбежным в силу необходимости унификации российских и западных принципов управления бизнес-процессом, возрастет роль планирования налоговых отчислений как наиболее значимой (весомой) доли расходной части баланса. Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний. Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции (табл.  1). Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая  управленческий характер, призвано выполнять  оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рис.2), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Рис. 2 Структура  налогового планирования

Проекция конструкции  налогового планирования в виде пирамиды (рис. 2) неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех «этажах» налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

Согласно пп. 3 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ, каждое предприятие-налогоплательщик обязано  «вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения». Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи. Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

 

Таблица  1

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Налоговая нагрузка

Мероприятия и  требования к персоналу

Потребность в  налоговом планировании/Периодичность

10-30%

Четкое ведение  бухгалтерского учета, внутреннего  документооборота, использование прямых льгот 

Уровень профессионального бухгалтера

Разовые консультации внешнего налогового консультанта

Минимальна, разовые  мероприятия

30-55%

Налоговое планирование становится частью общей системы  финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов

Требуется наличие  специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны  финансового директора 

Абонентское обслуживание в специализированной компании

Необходимо, регулярные мероприятия

55-80%

Важнейший элемент  создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей  ежедневной деятельности по всем внешним  и внутренним направлениям

Требуется наличие  специально подготовленного персонала  и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров

Постоянная  работа с внешним налоговым консультантом  и наличие налогового адвоката

Специальная программа  развития, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

Жизненно необходимо, ежедневные мероприятия

Более 80%

Смена сферы  деятельности и/или налоговой юрисдикции

 

 

В процессе внутреннего  налогового контроля имеют место:

  • Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства — первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений? Какие налоги обязано уплачивать предприятие? По какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги? Сроки уплаты налогов? Льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов? Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудником бухгалтерии, ответственным за налоговый учет, с привлечением в случае необходимости юридической службы.
  • Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока). Налоговый календарь разрабатывается каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъекта РФ, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных (например, «Гарант», «Консультант плюс»). Налоговый календарь составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.
  • Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение  работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать:

  • правовые базы данных — для изучения действующего законодательства;
  • разъяснения ГНС РФ и местной налоговой инспекции;
  • специальную литературу (комментарии ведущих специалистов-налоговедов, периодические издания и т.п.);
  • разъяснения аудитора (юриста).

На тактическом  уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового  управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов. В частности, составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Мероприятия, проводимые на текущем уровне планирования, достаточно хорошо известны, проанализированы и  охарактеризованы в научных трудах и литературе практической направленности. Обычно данные мероприятия называют способами, методами, «схемами» налоговой оптимизации (минимизации налоговых отчислений). Способы налоговой оптимизации различны по своей природе и в своем большинстве узконаправлены на определенный сегмент налоговых отношений, не затрагивают весь комплекс налоговых проблем. Среди наиболее популярных методов налоговой минимизации исследователи выделяют метод замены отношений; метод разделения отношений ; метод отсрочки налогового платежа ; метод прямого сокращения объекта налогообложения ; метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту; метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков; метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.

Рис. 3. Пример общей схемы налогового планирования для автомобильной компании

Приказ об учетной  политике предприятия, являясь основным регулятором процесса организации  налогового планирования (см. выше), содержит некоторое количество способов оптимизации  налогового портфеля предприятия посредством закрепления различных вариантов отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в краткосрочной перспективе. Элементы учетной политики предприятия, законодательно установленные возможные варианты закрепления хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а также наиболее предпочтительные, с точки зрения минимизации налоговых платежей, из вариантов закрепления представлены в табл.  2.

Использование метода применения законодательно установленных  льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря желанию государства установить особые режимы налогообложения для отдельных отраслей народного хозяйстве (предприятия ВПК, сельского хозяйства, образования, культуры, инновационный сферы и т.п.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке в период реформирования экономики, групп налогоплательщиков (предприятия, занятые в сфере малого бизнеса, и с иностранными инвестициями), территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны, ЗАТО), предприятий, участвующих в решении болезненных социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, молодежи; оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам; помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); экспортно-ориентируемых предприятий и многих других хозяйствующих субъектов. Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательными актами РФ и, в исключительных случаях, указами Президента РФ.

Таблица 2

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Элементы учетной  политики

Допустимые  законодательством варианты

Комментарии

1. Учет выручки  для целей учета

1. По отгрузке 
2. По оплате

Наиболее предпочтительным является вариант 2. В исключительных случаях, когда предприятие рассчитывается за отгруженную продукцию авансовыми платежами, в учетной политике принимается метод по отгрузке.

2. Учет расходов  по заготовке и доставке товаров  со складов (для предприятий  торговли)

1. В составе  издержек обращения (сч. 44) 
2. Включение в покупную стоимость товаров (сч. 41)

Вариант 2 является более выгодным с точки зрения налогообложения, т. к. при увеличении входной цены товара снижается торговая наценка, соответственно уменьшается  налогооблагаемая база.

3. Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов

1. Метод средней  себестоимости 
2. Метод себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) 
3. Метод себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) 
4. Метод себестоимости каждой единицы.

Метод ФИФО занижает себестоимость продукции отчетного  периода и завышает прибыль. Метод  может применяться предприятиями, цены на услуги которых ниже, чем  у конкурентов, и уровень прибыли  невысок. Метод ФИФО позволяет избежать санкций со стороны налоговых органов за продажу продукции (предоставление услуг) ниже себестоимости и увеличить величину прибыли при необходимости финансирования развития предприятия. 
Метод ЛИФО завышает себестоимость и занижает остаток материальных ресурсов по балансу, что ведет к снижению величины налога на имущество предприятия.

4. Установление  границы между основными средствами  и средствами труда в обороте

1. Предел, равный 100-кратному МРОТ 
2. Предел меньше 100-кратного МРОТ.

Выбор варианта зависит от принятого руководством решения.

5. Вариант учета  погашения стоимости МБП

Начисление  износа в размере: 
1. 50% первоначальной стоимости при передаче в эксплуатацию. 
2. 100% первоначальной стоимости передаваемых МБП.

Выбор второго  варианта ведет к уменьшению налога на имущество и налога на прибыль за счет завышения себестоимости продукции (работ, услуг).

6. Порядок начисления  износа по основным средствам

1. Линейный способ  начисления амортизации. 
2. Ускоренная амортизация. 
Применение понижающих коэффициентов.

Выбор метода ускоренной амортизации ведет к снижению налогооблагаемой базы, так как начисленная  амортизация уменьшает остаточную стоимость основных средств, участвующих  в расчете налога на имущество.

7. Перечень резервов  предстоящих расходов и платежей

1. Создавать  резервы: 

на оплату отпусков работникам;

на оплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

расходов на ремонт ОС;

и другие цели.

2. Не создавать  резервы.

Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли.

8. Порядок создания резервов по сомнительным долгам

1. Предприятие  не создает резервы по сомнительным  долгам. 
2. Предприятие создает резервы по сомнительным долгам.

Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой базы.

9. Порядок учета  и финансирования ремонта производственных основных средств

1. Затраты на  ремонт включаются в себестоимость  текущего отчетного периода. 
2. Затраты на ремонт резервируются

Выбор п. 1 ведет  к снижению налогооблагаемой базы за счет увеличения себестоимости.

10. Порядок отражения  в учете погашения стоимости нематериальных активов

1. С использованием  сч. 05 «Амортизация НМА» 
2. Без использования сч. 05, с применением сч. 04 «НМА»

Второй способ применяется в случаях, когда  организация имеет неамортизируемые нематериальные активы. К ним относятся: товарные знаки, знаки обслуживания и т. д.

11. Оценка незавершенного  производства

1. Оценка по  нормативной (плановой) себестоимости. 
2. Оценка по прямым статьям расходов. 
3. Оценка по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Выбор метода не влияет на размер налогооблагаемой базы.

12. Оценка готовой  продукции

1. По фактической  производственной себестоимости. 
2. По нормативной (плановой) производственной себестоимости.

Выбор метода оценки готовой продукции не влияет на размер налогооблагаемой базы.

14. Порядок создания  резервов под обесценение вложений  в ценные бумаги

1. Предприятие  не создает резервы… 
2. Предприятие создает резервы…

Выбор варианта не влияет на налогооблагаемую базу.

15. Оценка кредиторской  задолженности по заемным средствам

1. Оценка без учета причитающихся к выплате %. 
2. Оценка с учетом причитающихся к выплате %.

Наиболее предпочтительным является вариант 1.

16. Структура  и способ списания расходов  будущих периодов

1. Равномерно. 
2. Пропорционально объему продукции.

Более предпочтительным является вариант 2.

18. Вариант распределения  и использования чистой прибыли

1. Чистая прибыль  предварительно распределяется  по фондам. 
2. Прибыль по фондам по окончании года не распределяется, организация работает с нераспределенной прибылью.

Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли.


Метод смены  юрисдикции сбытового управления или  центра принятия управленческих решений  предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих  производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на принципе налогового федерализма, основывающийся на исключительном праве субъектов Российской Федерации самостоятельно и по своему разумению устанавливать ставки региональных и местных налогов, и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Калининградская область; Закрытые Административные Территориальные Образования: г. Саров, г. Снежинск и др.), установленных федеральным законодательством. В целом в России насчитывается около двадцати различных зон, где предоставляются налоговые льготы на определенных условиях. Например, в Свободной экономической зоне «Алтай» НДС снижен на 15%, налог на прибыль на 11% по сравнению с максимальной ставкой, налог на имущество и местные налоги отменены полностью. Поступления в доходную часть бюджета Алтайского края формируются за счет оплаты всеми предприятиями права получения оффшорных льгот, а также за счет организационных сборов. Наиболее распространены случаи переноса сбытовых функций предприятия в оффшорные зоны (например, Торговый дом ПАЗ до недавнего времени являлся резидентом Калмыкии — одной из зон льготного режима налогообложения), перерегистрации самих предприятий в этих оффшорах: в основном используется малыми и средними торговыми предприятиями (например, большинство нижегородских компаний, занимающихся оптовой продажей алкогольной продукции, зарегистрировано в ЗАТО г. Саров), а также организация самого производственного процесса на территории льготного режима налогообложения (например, в ЗАТО г. Трехгорный московским предпринимателем построен завод по производству полипропиленовых труб). Последний случай наиболее предпочтителен, ибо позволяет избежать проблем, связанных с пертурбациями на политическом уровне и изменениями в законодательстве, ограничивающими льготный порядок налогообложения предприятий, хотя и зарегистрированных в установленном порядке на территории оффшорных зон, но осуществляющих свою основную деятельность за ее пределами, тенденция которых прослеживается в последнее время все более отчетливо. Перечисленные методы в своем большинстве — сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны; поэтому можно утверждать, что представленные способы оптимизации налогового портфеля не есть суть мероприятия по тактическому налоговому планированию в полном смысле слова, ибо первые направлены на решение определенных, конкретных проблем, встающих перед применяющими эти «налоговые схемы» хозяйствующими субъектами, в них отсутствуют элементы последовательности и перспективности. Иными словами, методы минимизации налоговых отчислений это — дискретные составляющие «потока», целостного процесса налогового планирования, расположенные в определенном порядке, подчиняющиеся заранее установленным целевым параметрам, взаимодействующие друг с другом, взаимно обуславливающиеся. О том, что методы налоговой оптимизации являются мероприятиями процесса налогового планирования, можно говорить лишь в случае их упорядоченности в соответствии с определенными установками и прогнозируемости результатов воздействия на агрегированные финансовые показатели предприятия. Наиболее эффективным будет считаться такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (в основном: наибольший финансовый результат) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшим количеством затрат. На практике для выведения оптимального сочетания и использования налоговых схем могут использоваться ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.

Информация о работе Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам»