Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО «Валенторский медный карьер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить конкурентоспособность продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить основные проблемы и определить пути их решения. Задачи:
- раскрыть точки зрения на сущность понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений,
- проанализировать методы оценки конкурентоспособности продукции организации;
- изучить особенности конкурентного положения продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить проблемы и определить направления их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности 5
1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка 5
1.2 Критерии конкурентоспособности 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Анализ конкурентоспособности дорожно-строительной техники
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность курсовая.doc

— 689.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  согласиться со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара - это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукции.

 

1.2 Критерии конкурентоспособности

 

Критерии конкурентоспособности  можно классифицировать, по меньшей  мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых  потребностей и количеству учитываемых характеристик (табл. 1). Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии - базовые и продвинутые; исходя из степени выраженности - явные и скрытые.

 

Таблица 1

Классификация критериев  конкурентоспособности продукции10

Признак классификации

Критерий конкурентоспособности

Вид удовлетворяемых

потребностей

Уровень качества

Социальная адресность

Подлинность

Безопасность

Потребительская новизна

Имидж

Информативность

Цена потребления

Количество учитываемых

характеристик

Единичный

Групповой

Обобщенный


 

Так, критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют  способность продукции удовлетворять  простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность  не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем). Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной группе, например за счет одежды, мебели и пр.). Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать. Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора. Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы. Критерий "имидж" характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска. Критерий "цена потребления" отражает потребность в потреблении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при  оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности  представляет собой одну из простых  характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий. Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.

Понятия единичного и  группового критериев условны, так  как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут  выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например продажная цена с позиции потребителя - единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя - групповой. В модели премии

Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный  критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие  которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

При проведении факторного анализа полезно использовать схему (рис. 3) Исикавы11, которая позволяет выявить и сгруппировать факторы, влияющие на изучаемую проблему. На схеме она условно представлена в виде прямой горизонтальной стрелки, а факторы, воздействующие на нее, - наклонными стрелками, которые, непосредственно, отражают причины первопорядка и опосредственно - причины второго и последующих порядков, влияющие на проблему.

Так, на рис. 3 представлены макроэкономические факторы (первого  порядка) конкурентоспособности товаров12, а в табл. 2 указаны взаимосвязи между факторами и критериями конкурентоспособности.

Рис. 3. Макроэкономические факторы конкурентоспособности  товаров (схема Исикавы)

Рекомендуется следующий  порядок составления схемы Исикавы  и ее анализа: выбор проблемы - "узкого места"; выявление наиболее существенных факторов (в результате "мозгового штурма" или обобщенного мнения специалистов); детализация существенных факторов - выявление причин разного порядка; установление причин (факторов), которые в данный момент поддаются корректировке; выявление организаций, подразделений предприятия, конкретных лиц, ответственных за доведение корректируемых факторов до установленного уровня.

Таблица 2

Взаимосвязь между факторами  и критериями конкурентоспособности

Фактор (причина)

Критерий (следствие)

Производственный:

имидж предприятия

сертифицированная

система качества

применение защитных мер

по предупреждению

фальсификации

1.

Имидж товара

2.

Уровень качества

2.1. Стабильность уровня

3.

Подлинность товара

Сбытовой:

количество посредников

4.

Цена потребления товара

4.1. Цена товара

4.2. Текущие затраты

Сервисный:

продолжительность

гарантийного срока

Рыночный:

      рыночная новизна

5. Потребительская новизна

 

П р и м е ч а н и е: Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1,

4.2 - единичными.

 

 

В практике фирмы "А. С. Нильсен"13 в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. При оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.

Формирование конкурентоспособности - это установление, обеспечение  и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического обслуживания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров- конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т. е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.

Обеспечение конкурентоспособности - совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности.

Методы обеспечения  конкурентоспособности - совокупность приемов, направленных на обеспечение  конкурентоспособности.

В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные), за факторы производства (при- родно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы), за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности продукции составляет уровень предприятия.

 

 

1.3 Методы оценки  конкурентоспособности

 

 

Укрупнено этапы оценки конкурентоспособности объекта  выглядят следующим образом:

1) изучение проблемы;

2) изучение нормативно-методических  документов по оценке и другим  смежным вопросам;

3) изучение внешней  среды и внутренней структуры  объекта анализа;

4) изучение конъюнктуры,  параметров рынка;

5) сбор исходной информации  для оценки конкурентоспособности объекта;

6) приведение информации  в сопоставимый вид по восьми  факторам;

7) разработка технологии  оценки;

8) анализ информации  по факторам конкурентоспособности  объекта;

9) оценка конкурентоспособности  объекта;

10) разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта.

Реальная конкурентоспособность  оценивается только при сопоставлении  с характеристиками и условиями  продажи аналогичных товаров  конкурентов.

Конкурентоспособность товара - характеристика интегральная, она складывается из ряда параметров:

- потребительные (то, что  входит во второй уровень товара);

- экономические, формирующие  полную стоимость товара;

- организационно-коммерческие  условия покупки и использования  товара включают такие факторы как:

- удобство расчетов  и возможности кредитования;

- степень ответственности  продавцов (поставщиков) за выполнение  обязательств и гарантий;

- обеспеченность обслуживанием  в гарантийные и послегарантийные  периоды;

- наличие рекламы и  технической информации, которые должны обладать необходимым качественным и организационным уровнем.

В практике отечественных  предприятий конкурентоспособность  зачастую определяется на основе сопоставления  технических параметров продукции  с параметрами, полученными из проспектов и каталогов конкурентов аналогичных зарубежных изделий. При этом не рассчитываются затраты потребления, которые могут быть значительно выше за счет того, что российские предприятия уделяют недостаточно внимания энергоемкости продукции в процессе потребления, эргономике, безопасным технологиям, экологическим вопросам (в том числе вопросам утилизации изделий). Кроме того, не учитываются, например, следующие факторы: недостаточность технической информации и рекламы; длительность сроков исполнения заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к потребителям сетей сбыта товаров и их обслуживания; редкое использование таких условий сбыта, как продажа в кредит.

При оценке конкурентоспособности  различают объекты и субъекты оценки.

Объекты оценки: покупка товара (услуги) - это заключительный акт в конкурентной борьбе поставщиков за внимание потребителя.

Согласно теории поведения покупателей14 решение о покупке дорогостоящих товаров и товаров длительного пользования принимается задолго до их оплаты и рождается поэтапно: осознание потребности - поиск информации - оценка информации - окончательное принятие решения.

Выбор идет от общего к  частному. Исходным моментом, по Ф. Кот- леру [63] могут быть желания-конкуренты, объектом которых являются товары разного  рода, удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателя.

Субъекты оценки: в  оценке конкурентоспособности участвуют  три категории субъектов (потребители, поставщики и эксперты).

Потребители, исходя из личностных качеств (прежде всего, осведомленности) и статуса пользователя, могут быть разделены на:

    1. неосведомленных и малоосведомленных;
    2. осведомленных;
    3. понимающих;
    4. квалифицированных.

При аналитическом методе оценки конкурентоспособности, в частности  анализе конкурентоспособности "интеллектуальных товаров" - очень полезно учитывать мнение понимающих и квалифицированных потребителей.

Поставщики - это работники  предприятий-изготовителей и предприятий  сферы услуг. Данная категория специалистов способна профессионально оценить  конкурентоспособность благодаря  узкой профессиональной подготовке, знанию методики оценки, доступу к испытательной технике, информации о товарах-конкурентах в регионе, отрасли, стране и за рубежом. Поскольку сведения о конкурентах - один из основных видов коммерческой информации, современные руководители не жалеют средств на организацию деятельности по изучению конкурентов и их продукции. Располагая значительной информацией о конкурентах и конкурентоспособности их продукции, поставщики из соображений профессиональной этики стремятся не доводить ее до сведения СМИ.

Информация о работе Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО «Валенторский медный карьер»