Обоснование точки безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
-Определение экономической сущности безубыточности
-Раскрытие понятия «точка безубыточности»
-Освоение методов расчёта безубыточности
-Расчёт безубыточности на предприятии

Содержание

Введение..………………………………………………………… ……………..…….3
1.Эффективность предприятия как обязательное требование экономики…...……4
1.1Понятие эффективности…………………………………………………...……….4
1.2Затраты как элемент эффективности………………………………………...……6
2.Понятие безубыточности и её расчёт…………………………………...………….8
2.1Понятие точки безубыточности и факторы влияющие на нее.…………....…….8
2.2Методы расчёта точки безубыточности………………..………….………….....10
3. Анализ безубыточности на примере ЧУП «Цветлит»............................................19
3.1 Краткая характеристика деятельности ЧУП «Цветлит».….......................…......19
3.2. Анализ маржинального дохода и точки безубыточности ЧУП «Цветлит».….............................................................................................................…..20
Заключение………………………………………………………………………...….27
Список литературы………………………………………………………………...…29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_dlya_vorda_2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: «Экономика организации»

на тему: «Обоснование точки безубыточности предприятия»

 

 

 

 

 

Выполнил: учащийся группы к-120

2 курса отделения бухгалтерского учета и права

 Врублевский  Андрей Дмитриевич

Проверила: Каминская  Жанна Георгиевна

 

 

Г.Минск

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..………………………………………………………… ……………..…….3

1.Эффективность предприятия как обязательное требование экономики…...……4

1.1Понятие эффективности…………………………………………………...……….4

1.2Затраты как элемент  эффективности………………………………………...……6

2.Понятие безубыточности  и её расчёт…………………………………...………….8

2.1Понятие точки безубыточности и факторы влияющие на нее.…………....…….8

2.2Методы расчёта точки безубыточности………………..………….………….....10

3. Анализ безубыточности на примере ЧУП «Цветлит»............................................19

3.1 Краткая характеристика деятельности ЧУП «Цветлит».….......................…......19

3.2. Анализ маржинального дохода и точки безубыточности ЧУП «Цветлит».….............................................................................................................…..20

Заключение………………………………………………………………………...….27

Список литературы………………………………………………………………...…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста.       Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к экономической прибыли.

С точки зрения экономики безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции  фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все  расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент  на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

 

                Целью данной работы является:

-Определение экономической сущности безубыточности

-Раскрытие понятия «точка безубыточности»

-Освоение методов расчёта безубыточности

-Расчёт безубыточности на предприятии

 

 

 

 

1.Эффективность  предприятия как обязательное  требование экономики

   1.1 Понятие  эффективности

     Экономически  эффективным принято считать  такой способ производства, при  котором фирма не может увеличить  выпуск продукции без увеличения  расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

     Эффективность  предприятия характеризуется производством  товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

     Эффективность  предприятия не может определяться  сиюминутным достигнутым результатом.  Можно единовременно выжать из  предприятия все соки и получить высокую текущую прибыль. А дальше полный крах. Для определения эффективности важна как ближняя, так и дальняя перспектива.

    Эффективность  - это максимально выгодное соотношение  между совокупными затратами  и экономическими результатами. Эффективность предприятия определяется в конечном счете финансовым результатом - прибылью или другим финансовым показателем.

    Эффективность  предприятия –способность предприятия  давать высокую и увеличивающуюся  прибыль (или другой финансовый  показатель) по отношению к конкурентам, как в ближней, так и в дальней перспективе.

    Оценка  экономической эффективности производится  путем сопоставления результатов  производства с затратами:

Результат / Затраты.

Под результатами производства понимают его полезный конечный результат в виде:

1) материализированного результата процесса производства, измеряемого объемом продукции в натуральной и стоимостной формах;

2) народнохозяйственного  результата деятельности предприятия,  который включает не только  количество изготовленной продукции, но и охватывает ее потребительскую стоимость.

Конечным результатом  производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени является чистая продукция, т.е. вновь созданная стоимость, а  конечным финансовым результатом коммерческой деятельности – прибыль.

 

Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие  виды:

-          по последствиям - экономическая,  социальная и экологическая;  
-          по месту получения эффекта - локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная; 
-          по степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся); 
-          по цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).  
    Таким образом все вместе взятые виды эффективности формируют общую эффективность деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

1.2 Затраты как  элемент эффективности

   В экономической теории разделение общих издержек на постоянные и переменные зависит от ситуации и временного интервала. Так, отчисления в пенсионные и страховые фонды, осуществляемые предприятием согласно коллективному договору, могут относиться к постоянным издержкам, поскольку эти платежи осуществляются даже в том случае, если предприятие не выпускает продукцию. В долгосрочном периоде для увеличения объема выпуска требуется замена оборудования и постоянные издержки принимают форму переменных

    Состав  общих затрат

 

Переменные  затраты:

Затраты на сырье  и основные материалы;

на электроэнергию, топливо;

Заработная  плата рабочих осуществляющих производство продукции с начислениями на неё;

другие затраты.

Постоянные  затраты:

Обязательства предприятий (проценты по займам и др.);

Налоги;

Амортизационные отчисления;

Оплата охраны;

Оплата аренды;

Заработная  плата управленческого персонала;

другие затраты.

 

Если производство материалоемкое (наиболее частый случай), к переменным затратам относят материалы.

Если производство трудоемкое, к переменным затратам относят весь фонд зарплат с начислениями.

Если производство фондоемкое, в исключительных случаях, в качестве фактора переменных затрат можно избрать амортизацию основных фондов, являющуюся единственным с точки зрения экономики фактором, отражающим вклад основных средств в производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие безубыточности и её расчёт

2.1Понятие безубыточности и факторы влияющие на нее

              Безубыточность - это такой режим хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, частного лица, при котором доходы, получаемые от деятельности, превосходят расходы, связанные с ней, или равны им. Отсюда точка безубыточности (Q критическая) представляется как уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного товара, услуг равна издержкам производства и обращения этого товара. Для получения прибыли предприятие должно производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающий величину, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность предприятия становится убыточной.

    Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.     

Также достаточно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности - критерий успешной работы предприятия; рост точки безубыточности - свидетельство ухудшения его финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются, иными словами, не изменяются объемы продаж. Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта - это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился - размер, измеряющийся объемами продаж - компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности. Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально оборотам компании.

Наиболее наглядным  показателем, характеризующим степень  удаленности предприятия от точки безубыточности является "Запас прочности". Как уже говорилось, он показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). "Запас прочности" определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации. Определение "Запаса прочности" позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как при анализе абсолютного отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации). Возможны ситуации, при которых объемы реализации предприятия от периода к периоду остаются стабильными, при этом точка безубыточности возрастает. Подобная ситуация является тревожным симптомом: зарабатывать прибыль становится все сложнее. Важно определить причину роста точки безубыточности и принять необходимые меры по ее оптимизации. Причины роста минимально допустимого объема продаж (роста BEP) могут заключаться как в изменениях внешней среды, так и в действия самого предприятия. Изменения внешней среды - это, в частности, рост цен на поставляемые сырье, комплектующие, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Действия предприятия, повлекшие за собой рост точки безубыточности, как правило, связаны с постоянными затратами - например, произошло повышение заработной платы работников, было выведено из строя оборудование, что привело к росту затрат не его ремонт, бесконтрольно расходовались тепло- и электроэнергия. Также возможной причиной роста BEP является изменение структуры продаж - компания стала продавать меньше прибыльной продукции. Таким образом, на величину запаса прочности оказывают влияние три фактора: -выручка от реализации продукции (работ, услуг), -величина постоянных затрат, -значение ценового коэффициента. Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь "Запаса прочности" с перечисленными параметрами перепишем формулу следующим образом: где ВР - фактическая величина выручки от реализации анализируемого периода, ден. ед.; Пост.Затр - величина постоянных затрат в анализируемом периоде, ден. ед.; (Марж.Прибыль/ВР) - ценовой коэффициент. Факторы, определяющие величину "Запаса прочности", являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения "запаса прочности" организации: -увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна!), -снижение постоянных затрат, -увеличение доли более прибыльной продукции - продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами

 

 

 

2.2 Методы расчета точки безубыточности  

         Как известно, точка безубыточности — это минимальный уровень любой экономической деятельности, который обеспечивает равновесное положение объемов затрат к объемам выручки. Соответственно, чтобы предприятие было прибыльным и ликвидным, объемы производства должны превышать величину точки безубыточности. Если же, по каким-то причинам, объем производства ниже этой точки, то такая деятельность признается неликвидной, т.е. убыточной.

Для определения  точки безубыточности могут применяться  следующие методы: 

Метод маржинального дохода;

Графический метод;

Математический  метод (метод уравнения).

Метод маржинального  дохода

          Маржинальный метод основывается на определении разности между выручкой от реализации и переменными затратами. Следовательно, в состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты. Точка безубыточности будет достигнута в том случае, когда предприятие получит доход, достаточный для покрытия постоянных затрат.

Для расчета  прибыли используется следующая  формула:

суммарный маржинальный доход - суммарные постоянные затраты = прибыль.

Так как в  точке безубыточности прибыли нет, то

маржинальный  доход на единицу продукции х  объем реализации = суммарные постоянные затраты.

          Таким образом, формула для расчета точки безубыточности с использованием метода маржинального дохода будет иметь следующий вид:

точка безубыточности = суммарные постоянные затраты : маржинальный доход на единицу продукции.

          Рассмотрим пример расчета точки безубыточности на основе маржинального дохода. Пусть фирма, которая занимается производством зеркал, имеет маржинальный доход на единицу продукции, равный 150 тыс. руб.: цена единицы продукции - переменные затраты = маржинальный доход, т.е. 400 тыс. руб. - 250 тыс. руб. = 150 тыс. руб. Постоянные затраты на весь объем производства составляют 450 000 тыс. руб. в год, следовательно точка безубыточности будет: 450 000 тыс. руб. : 150 тыс. руб. = 3000 шт.

 

      Математический метод (метод уравнения)

 

          При использовании математического метода для расчета точки безубыточности определяется объем реализации в единицах продукции, который необходим для покрытия всех затрат:

выручка от реализации - суммарные переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.

Учитывая, что

выручка от реализации = цена на единицу продукции х объем реализации;

суммарные переменные затраты = переменные затраты на единицу  продукции х объем реализации,

формула для  расчета прибыли предприятия  может быть представлена в следующем  виде:

Информация о работе Обоснование точки безубыточности предприятия