Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это рассмотрение экономической эффективности производства майонеза в ООО «Принто-АГРО».
В соответствии с целью курсовой работы, мне нужно решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы экономической эффективности производства майонеза;
дать организационно-экономическую характеристику компании ООО «Принто-АГРО»;
изучить экономическую эффективность производства майонеза;
на основе изложенного материала предложить мероприятия по повышению эффективности производства майонеза ООО «Принто-АГРО».
Введение 3
1.Теоретические основы экономической эффективности производства продукции 5
1.1 Современное состояние отрасли 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства продукции 16
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.1 Местоположение и специализация предприятия 19
2.2 Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его
использования 21
2.3 Финансовые результаты деятельности предприятия 25
3. Экономическая эффективность производства майонеза 27
3.1 Динамика объемов производства продукции, ассортимент 27
3.2 Себестоимость производства продукции и производительность
труда 30
3.3 Финансовые результаты от реализации продукции 33
3.4 Технологические особенности производства майонеза на
предприятии 35
3.5 Оценка качества выпускаемой предприятием продукции 39
Заключение 45
Список литературы
Ассортиментные идеи отечественных производителей майонеза формируются приблизительно в одном русле: это разновидности «Провансаль», «Оливковый» и «Легкий». Также крепко обосновались на российском рынке и другие виды майонеза: со вкусом перепелиных яиц, лимона и пр.
В 2007–2011 годах стоимостный объем импорта стабильно рос. Исключением стал 2009 год, который закончился снижением стоимостного объема импорта на 3,1%. В целом, за пятилетний период рост импорта составил 72,9% в стоимостном выражении. Значительный рост обусловлен увеличением цены на импортируемую продукцию за аналогичный период почти в два раза.
По оценкам BusinesStat, в 2012–2016 годах тенденция сохранится: рост импорта в стоимостном выражении за пятилетний период составит 22,1% и в 2016 году достигнет 21,6 млн. долл..
Выручка от продаж продукции, РФ, 2007-2011 гг.
параметр |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Выручка (нетто) от продажи продукции, млрд. руб. |
29,18 |
60,20 |
52,36 |
71,74 |
46,00 |
Динамика выручки от продажи продукции, % по отношению к предыдущему году |
106,33 |
-13,03 |
37,03 |
-35,88 |
Динамика спроса повторяет динамику предложения. С 2007 по 2011 годы спрос на майонез в России увеличился на 80,1 тыс. т.
В 2010 году среди соусов лидирующие позиции были именно у майонеза, самого популярного соуса у российских потребителей со времен Советского Союза. Доля прочих соусов в натуральном выражении минимальна, однако стоимостная составляющая показывает, что они находятся в сегменте премиум, а значит, их потребление не может быть таким широким, как у традиционных соусов.
В 2011 году не наблюдалось никаких кардинальных изменений, но можно отметить рост интереса к кетчупам (с 18,7% до 21,9% в натуральном выражении), в то время как популярность майонеза немного пошатнулась. Прочие соусы сохранили свою позицию в сегменте премиум-класса.
В стоимостном выражении на первом месте также стоит майонез – объем сегмента составил в 2011 году 2,4 млрд. долл.. Сегмент кетчупа и томатных соусов составил порядка 640 млн. долл. в стоимостном выражении, прочих соусов – 377 млн. долл.
Цена на майонез напрямую зависит от стоимости его основного ингредиента – растительного масла. За последние годы цены на масло резко повышались, причем дважды: в 2002 и 2007 годах (на 15%) в связи с неурожаями и ростом потребления биотоплива в мире, и это сразу же отражалось на майонезе. Иногда резкое повышение цен на растительное масло комбинаты сглаживали тем, что выпускали большее количество низкожирных майонезов или переходили на рапсовое масло.
В связи с насыщением рынка и падением маржинальности продукта, многие производители приобретают предприятия по производству и очистке масла (например, Нижегородский МЖК, Группа «Петросоюз», компания «Эфко»). Также производители зачастую работают в смежном сегменте соусов и кетчупов.
В 2012–2016 годах темпы роста рынка майонеза будут постепенно снижаться, так как рынок майонеза вплотную подошел к фазе насыщения. Майонез является массовым продуктом, поэтому начало процесса стагнации будет связано с достижением высокого порога проникновения продукции на рынке. Потребителями майонеза к 2016 году станут более 87% населения.
Основным конкурентом майонеза является сметана. Однако сегодня стоимость сырьевой составляющей в молочной промышленности высока, поэтому розничная цена на сметану по отношению к майонезу оказывается заметно выше.
Растет популярность соусов на майонезной основе. В настоящее время этот сегмент находится на этапе активного увеличения рыночных долей основными игроками, тестирования потребительских предпочтений путем экспериментирования с рецептурой продвигаемых новинок и формирования вкусов покупателей за счет предложения новых – как по содержанию, так и по оформлению – продуктов. Таким образом, отечественный рынок соусов на майонезной основе представляет собой своеобразную экспериментальную площадку, на которой крупные и мелкие игроки пробуют свои силы, создавая и продвигая инновационные продукты. При этом у каждого производителя имеется своя формула оригинальных вкусов соусов.
Сезонность на рынке соусов определяется предназначением продукта. По данным игроков, спрос на майонезную продукцию в несезонный период – с апреля по октябрь – снижается на 5%.
Пик продаж приходится на новогодние и рождественские праздники, а также следующие за ними 23 февраля и 8 марта. «Потребление соусов более стабильно, и ярко выраженных колебаний нет. Это объясняется тем, что соусы на майонезной основе – новый для российского покупателя продукт, массовая культура потребления которого еще не сформирована. Покупатели соусов – это продвинутые обеспеченные потребители, которые готовы пробовать новое и открыты к экспериментам со вкусами любимых блюд, и им для этого не нужны какие-то особые праздники», – считает Наталья Власова, начальник отдела разработки рыночных стратегий ГК «НМЖК».
Однако, по данным компании «Юнилевер Русь», некоторая сезонность здесь все-таки присутствует. Например, для сегмента салатных соусов традиционно наблюдается увеличение продаж в летний период, что логично.
По мнению экспертов, медленное развитие рынка соусов связано, прежде всего, со слабо развитой культурой потребления соусов на майонезной основе в России. Потребители довольно консервативны в своих предпочтениях, и большинство из них использует в качестве заправки любимых блюд привычный майонез, либо готовит соусы самостоятельно дома, смешивая майонез, кетчуп с травами и пряностями.
Сейчас на полках магазинов представлены, в основном, традиционные, понятные потребителю соусы: «Сливочно-чесночный», «Тар-тар», «Для пельменей», «Сметанный с грибами». Но ассортимент постепенно растет за счет экзотических видов соусов – вместе с интересом россиян к иностранным кухням.
По данным общественного интернет-опроса Минздравсоцразвития, 36,1% россиян предпочитают майонез, 12% респондентов – сметану, 11,9% – кетчуп. Опрос был проведен и опубликован на сайте takzdorovo.ru – официальном сайте программы «Здоровая Россия», созданном министерством.
Покупка соусов на майонезной основе по большей части носит импульсный характер. Лишь незначительная часть россиян целенаправленно подходит к полке с соусами. Отчасти это объясняется ценовой политикой (майонез дешевле и универсальнее соусов на майонезной основе).
По мнению агентства «Качалов и Коллеги», в ближайшие двадцать лет общий объем потребления соусной группы вырастет в два раза – до 10–11 кг на человека в год. При этом, продолжится снижение объема потребления майонеза – до 2 кг на человека в год, то есть до 20–30% от общего объема.
В условиях стабильной макроэкономической ситуации эксперты прогнозируют структурное перераспределение спроса между ценовыми группами, торговыми марками, видами упаковок и разновидностями майонезов и соусов на майонезной основе. Предполагается, что процесс по структуризации рынка приведет к укрупнению основных игроков, а жесткая конкуренция – к продаже своих активов мелкими фирмами более крупным игрокам, а также к диверсификации бизнеса производителей майонеза. В дальнейшем Россию ждет укрупнение майонезного рынка, то есть все большая концентрация капитала в руках нескольких крупных игроков. Приход новых игроков возможен только на местном региональном уровне [8].
1.2 Проблемы и пути повышения экономической
эффективности производства продукции
Совсем
недавно, в начале 2007 года, ведущие японские
компании по выпуску продовольствия —
Q.P. и Nissin Oillio Group впервые за последние 17
лет решили поднять цены на майонез. Рост
был обусловлен возросшим спросом на рапсовое
семя и кукурузу, которые являются сырьем
не только для этого вида соусов, но и с
некоторых пор — для производства биотоплива.
Рост спроса на этот вид топлива, которое
рассматривается альтернативой существующим
источникам, начинает оказывать серьезное
негативное влияние на сферу производства,
что приводит к повышению цен на отдельные
виды сельскохозяйственной продукции,
в том числе и на майонез.
В России проблема энергоресурсов не стоит
столь остро, но от этого сырьевой вопрос
не становится менее болезненным для игроков
майонезного сегмента. Для того чтобы
выпускать качественный продукт, необходимо
иметь качественное же растительное масло.
Основной показатель качества майонеза
для российского потребителя — жирность
— отражает содержание подсолнечного
масла в майонезе. Наиболее любимым у россиян
майонезом является майонез с жирностью
67%. Таким образом, главный вид сырья для
майонезов — это именно подсолнечное
масло. Основная проблема на сегодняшний
день — это удорожание семечки. Кроме
подсолнечного масла в производстве используется
горчица и уксус, которые создают вкусовые
качества майонеза, а также эмульгирующие
вещества — натуральные (яичные и молочные
белки) и искусственные (например, эмульгирующий
крахмал). Но масло — это, конечно, основной
ингредиент.
Рост цен на зерно и масличные в июле 2007
году привел к массовому повышению отпускных
цен (на 10—15%) на целый ряд продуктов: муку,
макароны, майонез, кондитерские изделия,
плодоовощную и рыбную консервацию. Это
связано, в том числе, и с более низким,
чем в прошлом году, прогнозом урожая в
России (76 млн тонн против 78 млн тонн в
2006 году), а также с ростом цен на мировом
рынке и инфляционными ожиданиями в целом.
Из-за роста цен на основные ингредиенты
для производства майонеза — растительное
и горчичное масла — производители были
вынуждены поднять отпускные цены на свою
продукцию в среднем на 10—15%, в зависимости
от позиции. Сегодня изготовители масложировой
продукции “доедают” свои последние
складские запасы семечек, а сырье нового
урожая появится на рынке только в сентябре—октябре,
причем по новым ценам, разумеется. Не
слишком оптимистичные прогнозы в отношении
урожая заставляют большинство производителей
говорить о новом подорожании. Между тем
прибыль производителей майонеза в связи
с текущей ситуацией уже упала вдвое.
“В предыдущие 3—4 года сырьевой проблемы
не было, так как был высокий урожай на
подсолнечник и оптимальный баланс конъюнктуры
на внутреннем и внешнем рынках, — говорит
Татьяна Чепель, директор по маркетингу
холдинга “Солнечные продукты”. — Последний
раз подобная ситуация в стране была в
2002 году. Большинство производителей работают
с подсолнечным маслом, на Дальнем Востоке
ряд компаний используют соевое масло,
у них для этого есть сырьевая база. По
некоторым данным, в связи с сырьевым кризисом
текущего года ряд производителей Центральной
России также планируют перейти на использование
рапса”.
Иногда резкое повышение цен на растительное
масло комбинаты сглаживают тем, что выпускают
больше низкожирных майонезов.
Есть и ряд других проблем, волнующих участников
рынка. Например, необходимость более
жесткого контроля качества сырья, необходимость
производства немодифицированного крахмала,
уксуса и т. д. Но это проблема всей пищевой
промышленности в целом. Россия стремится
к интеграции в европейское сообщество,
но для того, чтобы производить продукцию
европейского качества, ресурсов в стране
пока мало.
Политикой сокращения затрат на фоне тенденции
падения маржинальности продукта, стремлением
обезопасить себя от колебаний цен на
сырье, а также для обеспечения своего
производства соответствующим сырьем,
многие производители приобретают предприятия
по производству и очистке масла. Например,
Нижегородский МЖК в 1999 году приобрел
двух сразу двух производителей сырья
— Шуйский маслозавод (Ивановская область)
и Екатерининский элеватор (Самарская
область). Группа “Петросоюз” финансировала
модернизацию Ивановского маргаринового
завода. В состав компании “Эфко” входят
сельскохозяйственные предприятия, элеваторы,
а также предприятия-переработчики и производители
готовой продукции. [9].
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Местоположение и специализация предприятия
ООО «Принто-АГРО» - это общество с ограниченной ответственностью. Действует на основании Устава, ФЗ « Об обществах с ограниченной ответственностью».
Юридический адрес: 610046 г. Киров, проезд Сельскохозяйственный 7.
Адрес производства: 610008 г. Киров, Нововятский район, улица Советская, 5/2.
Офис данного предприятия находится в Октябрьском районе г.Кирова. Само производство находится в Нововятском районе. Близость предприятия к городу является большим преимуществом, т.к. г.Киров является большим источником наемной силы и является главной точкой для сбыта продукции.
Основной вид деятельности – производство консервированных продуктов, соусов, майонезов, джемов, повидла, сиропа, нектаров и соков.
Компания ПРИНТО является активно развивающимся предприятием с гибким производством, ориентирующимся на удовлетворение потребительского спроса качественной продукцией. Предприятие работает на рынке производства продуктов питания с 1996 г. Имея импортное оборудование высокого уровня, современную технологию, высококачественное сырье и оригинальные рецептуры соусов, продукция предприятия сразу нашла своего потребителя на местном рынке.
Основным направлением деятельности организации является демонстрация своей способности регулярно поставлять продукцию стабильного качества, отвечающую требованиям потребителей.
Таблица 1-Показатели размера предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
71034 |
98156 |
107722 |
151.6 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
59 |
68 |
70 |
118.8 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
8661.8 |
12219.5 |
15487.4 |
178.8 |
Вывод: за рассмотренный период денежная выручка увеличилась в 51,6%, численность работников увеличилась. Стоимость основных средств увеличилась на 78,8%. Исходя из представленных данных, можно сказать, что размеры предприятия увеличиваются.
Таблица 2-Состав и структура денежной выручки
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Денежная выручка, всего |
71034 |
100 |
98156 |
100 |
107722 |
100 |
в том числе: |
||||||
Соусы |
38713,5 |
54,5 |
53985,8 |
55 |
58708,5 |
54,5 |
Томатная паста |
10655,1 |
15 |
13251 |
13,5 |
15081 |
14 |
Майонез |
4262 |
6 |
6085,7 |
6,2 |
6571 |
6,1 |
Горчица |
1775,9 |
2,5 |
2944,7 |
3 |
3016,2 |
2,8 |
Аджика |
2628,3 |
3,7 |
4024,4 |
4,1 |
4955,2 |
4,6 |
Хрен |
2344,1 |
3,3 |
2944,7 |
3 |
2908,5 |
2,7 |
Повидло |
3693,8 |
5,2 |
5693 |
5,8 |
6355,6 |
5,9 |
Сиропы |
2699,3 |
3,8 |
4122,6 |
4,2 |
4201,2 |
3,9 |
Соки, нектары |
4262 |
6 |
5104,1 |
5,2 |
5924,7 |
5,5 |
Информация о работе Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Принто-АГРО»