Организационные подходы к открытию аптеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Содержание

Введение 3
1 Организационные аспекты аптечной организации 4
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация 4
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций 6
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств 12
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств 14
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации 14
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ 18
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности 22
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм 33
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек 33
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения 36
3.3 Организация работы сотрудников 40
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке 44
Заключение 46
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

4843. Курсовая Организационные подходы к открытию аптеки Итог.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

3.         прием лекарственных средств, медицинской аппаратуры, инструментов и иного, поступающих с аптечных складов, заводов, и др.;

4.         учет ядовитых, наркотических препаратов, спиртов, кислот и др.;

5.         своевременное пополнение запасов лекарственных средств и медицинского имущества;

6.         контроль использования материальных средств;

7.         контроль за отпуском лекарственных средств, перевязочного материала, медицинской аппаратуры и инструментария для специализированных кабинетов.

Классификация аптек лечебно-профилактических учреждений

- Аптеки больниц смешанного, общего типа.

- Аптеки специализированных лечебно-профилактических учреждений.

- Аптеки психиатрических лечебно-профилактических учреждений.

- Аптеки учебных, клинических лечебно-профилактических учреждений.

Было признано, что основной задачей всех аптечных организаций является обеспечение общедоступного квалифицированного и доброкачественного лекарственного обслуживания населения. Выполнение этой задачи осуществлялось соблюдением фармацевтического порядка, четкой организацией работы, строгой дисциплиной, внимательным отношением к лицам, обращающимся в аптеку за помощью.

По характеру своей деятельности аптека как учреждение здравоохранения выполняет сложные функции и имеет специфические особенности, отличающие ее от других организаций, как торговых, так и производственных. В те годы большое внимание уделялось внедрению в практику работы аптек принципов фармацевтической деонтологии – науке о долге фармацевтов, об их отношении к профессиональным обязанностям .

В начале 90-х гг. прошлого века в аптечной сети, как и во всей сфере обращения ЛС, произошли существенные преобразования. Это проявилось в изменении нормативно-правовой базы, характере взаимоотношений субъектов оптовой и розничной торговли ЛС, резком росте числа аптечных организаций, появлении принципиально иных форм экономических отношений и пр. Результаты этих процессов положительно отразились на расширении номенклатуры товаров аптечного ассортимента, приближении лекарственной помощи к населению (преимущественно в городской местности), дизайне аптечных организаций и др.

В то же время управлением и организацией фармацевтической деятельности стали все больше заниматься специалисты, не имеющие специального образования, не знакомые с нормами фармацевтической этики и деонтологии и не учитывающие специфику и сложившиеся традиции в этой области. Все это привело к тому, что аптеки постепенно начинают утрачивать имидж социально-ориентированной организации и превращаться в обычную розничную торговую сеть. С нашей точки зрения, это весьма пагубная тенденция. Аптечные организации занимаются (должны заниматься) оказанием не просто торговых услуг, а предоставлением лекарственной помощи (выделено нами). Лекарственная помощь предполагает предоставление населению ЛС надлежащего качества по адекватной стоимости.

Приходя в аптеку, посетители не просто выбирают и покупают товар в зависимости от своих вкусов и материальных возможностей. Они должны купить или получить особый товар, который им необходим либо по жизненным показаниям, либо для поддержания качества жизни, – ЛС. В аптеке посетителя встречают специалисты со специальным образованием, которые не просто продают, а осуществляют отпуск по назначению врача. Отпуск ЛС сопровождается проверкой правильности назначения (дозировка, совместимость и т. д.) и соответствующим информационным обеспечением. В случае необходимости специалист связывается с врачом, уточняя дозировку, форму выпуска, возможность замены, совместимость ЛС. В критических ситуациях в аптеке может быть оказана первая медицинская помощь. Все это и многое другое отличает аптеку от обычной торговой точки (магазина).

Планирование ассортимента

Планирование ассортимента — это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей и обеспечивать аптечному предприятию прибыльную работу.

Комплексный подход к планированию возможен только на основе полной информации об ассортименте аптечных учреждений конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции и группы товаров, учитывая особенности месторасположения и организации работы самого аптечного учреждения, и, конечно же, о потребностях и предпочтениях покупателей. На наполнение ассортимента также оказывает влияние промоционная активность производителей, поэтому следует учитывать влияние рекламы и деятельности медпредставителей.

Широко распространенным способом планирования изменений ассортимента является анализ дефектуры, позволяющий выявить спрос на отсутствующие препараты путем фиксации спроса покупателей первостольником в учетной системе или на бумажных носителях (журнал неудовлетворенного спроса, или учета дефектуры). Однако он имеет и свои недостатки, поскольку возможно искажение данных за счет недостаточно эффективной системы отслеживания дефектуры. Кроме этого, не всегда можно получить объективные данные, поскольку исследование потребительских предпочтений только в одной торговой точке часто не является репрезентативным.

Формирование ассортимента

На формирование ассортимента влияет много факторов, среди которых — месторасположение аптечного учреждения, его размер и тип, а также форма организации торговли. Так, структура потребления в аптеках, расположенных в спальных или центральных районах города, в оживленных местах и в аптеках самообслуживания будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов и определение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы.

Группы лекарственных препаратов

В настоящее время все лекарственные средства (ЛС) классифицируются по токсикологическим группам:

I - наркотические ЛС и психотропные вещества (Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ" (далее - Постановление N 681));

II - ЛС, входящие в список сильнодействующих веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН)*(1);

III - ЛС, входящие в список ядовитых веществ ПККН;

IV - ЛС списка "А", в том числе в виде субстанции апоморфина гидрохлорида, атропина сульфата, дикаина, гоматропина гидробромида, серебра нитрата;

V - ЛС списка "Б", в том числе в виде субстанций пахикарпина гидроиодида*(2);

VI - ЛС общего (без рецептурного списка) списка*(3).

Порядок выписки, отпуска, хранения и учета каждой из этих групп имеет свои особенности.

Товарная политика в сфере лекарственного обеспечения тесно связана с законодательством, которое регламентирует производство, распределение и потребление ЛС, о чем свидетельствуют ограничения в виде нормативных документов:

1. Государственный регистр ЛС, разрешенных к отпуску на территории РФ

2. Перечень наркотических средств и психотропных веществ, который строго регламентирует обращение этих ЛС на территории РФ – определяет ФЗ «О наркотических ЛС»

3. Списки сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, утвержденные постановлением ПККН от 15.06.05.

4. Перечни лекарственных средств списков А и Б – утверждены приказом МЗ РФ №472 от 31.12.1999

5. Перечень лекарственных средств, отпуск которых разрешен без рецепта врача – приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005

6. О минимальном ассортименте ЛС – приказ МЗ и СР РФ №312 от 29.04.2005

7. Перечень лекарственных средств, отпуск которых запрещен амбулаторным больным – Приказ №110 от 12.02.2007.

8. Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС – утвержден Постановлением Правительства РФ №2343-р от 29.12.2005

В связи с этим выделяют следующие факторы, которые влияют на формирование аптечного ассортимента:

         Местоположение аптеки

         Контингент жителей, которых обслуживает аптека

         Профиль ЛПУ, который обслуживается аптекой по договору

         Специализация аптеки

         Учитывается заболеваемость, сезонность

         Проведение маркетинговых исследований, АВС, ХУZ – анализа

         Есть или нет договор на обслуживание льготных категорий населения

         Какие виды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборот наркотических и психотропных веществ и т.д.

В настоящее время аптечные организации занимаются реализацией огромного ассортимента товаров, перечень которых определен ФЗ «О лекарственных средствах»:

       лекарственные средства

       изделия медицинского назначения

       предметы личной гигиены

       оптика

       натуральные и искусственные минеральные воды

       лечебное, детское и диетическое питание

       парфюмерная и косметическая продукция

       дезинфицирующие средства.

Формирование ассортимента косметических товаров требует не менее серьезного подхода, чем профильного. Сейчас же, зайдя даже в небольшую аптеку, можно увидеть довольно широкий выбор косметической продукции: как собственно дерматологическую и фармацевтическую косметику, так и недорогой «масс-маркет».

Вообще, продажа любых видов аптечных товаров регламентируется:

1.    Гражданским Кодексом РФ

2.    Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителей №2300–1 от 07.02.2004 с изм.

3.    Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров … Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998.

4.    Об утверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007. – 2003 «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения» /Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003.

5.    Об обращении лекарственных средств ФЗ №61 от 24.03.2010.

 

1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств[2], осуществляется путем:

1) государственной регистрации лекарственных средств;

2) лицензирования отдельных видов деятельности в сфере обращения лекарст

3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;

4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

5) государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Вместе с тем Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2010 г.

В ст. 5 действующей редакции 61-ФЗ федеральным органам исполнительной власти при обращении лекарственных средств определены следующие полномочия:

1) проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан на территории Российской Федерации;

2) утверждение общих фармакопейных статей, фармакопейных статей, издание государственной фармакопеи;

3) осуществление государственного контроля и надзора;

4) лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) организация экспертизы лекарственных средств, этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;

6) выдача разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов, ведение реестра выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов;

7) государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств;

8) инспектирование производства лекарственных средств на соответствие правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, выдача заключений о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств;

9) государственная регистрация установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

10) установление порядка ввоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывоза лекарственных средств с территории Российской Федерации;

11) создание советов по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств;

12) аттестация и сертификация специалистов;

13) утверждение образовательных программ по подготовке специалистов;

14) мониторинг безопасности лекарственных препаратов;

15) участие в международном сотрудничестве;

16) получение по запросам уполномоченного федерального органа исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения информации по вопросам установления и применения цен на лекарственные препараты и надбавок к ним;

17) применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Организационные подходы к открытию аптеки