Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:26, курсовая работа
Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.
Введение 3
1 Организационные аспекты аптечной организации 4
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация 4
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций 6
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств 12
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств 14
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации 14
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ 18
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности 22
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм 33
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек 33
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения 36
3.3 Организация работы сотрудников 40
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке 44
Заключение 46
Список литературы 47
3. прием лекарственных средств, медицинской аппаратуры, инструментов и иного, поступающих с аптечных складов, заводов, и др.;
4. учет ядовитых, наркотических препаратов, спиртов, кислот и др.;
5. своевременное пополнение запасов лекарственных средств и медицинского имущества;
6. контроль использования материальных средств;
7. контроль за отпуском лекарственных средств, перевязочного материала, медицинской аппаратуры и инструментария для специализированных кабинетов.
Классификация аптек лечебно-профилактических учреждений
- Аптеки больниц смешанного, общего типа.
- Аптеки специализированных лечебно-профилактических учреждений.
- Аптеки психиатрических лечебно-профилактических учреждений.
- Аптеки учебных, клинических лечебно-профилактических учреждений.
Было признано, что основной задачей всех аптечных организаций является обеспечение общедоступного квалифицированного и доброкачественного лекарственного обслуживания населения. Выполнение этой задачи осуществлялось соблюдением фармацевтического порядка, четкой организацией работы, строгой дисциплиной, внимательным отношением к лицам, обращающимся в аптеку за помощью.
По характеру своей деятельности аптека как учреждение здравоохранения выполняет сложные функции и имеет специфические особенности, отличающие ее от других организаций, как торговых, так и производственных. В те годы большое внимание уделялось внедрению в практику работы аптек принципов фармацевтической деонтологии – науке о долге фармацевтов, об их отношении к профессиональным обязанностям .
В начале 90-х гг. прошлого века в аптечной сети, как и во всей сфере обращения ЛС, произошли существенные преобразования. Это проявилось в изменении нормативно-правовой базы, характере взаимоотношений субъектов оптовой и розничной торговли ЛС, резком росте числа аптечных организаций, появлении принципиально иных форм экономических отношений и пр. Результаты этих процессов положительно отразились на расширении номенклатуры товаров аптечного ассортимента, приближении лекарственной помощи к населению (преимущественно в городской местности), дизайне аптечных организаций и др.
В то же время управлением и организацией фармацевтической деятельности стали все больше заниматься специалисты, не имеющие специального образования, не знакомые с нормами фармацевтической этики и деонтологии и не учитывающие специфику и сложившиеся традиции в этой области. Все это привело к тому, что аптеки постепенно начинают утрачивать имидж социально-ориентированной организации и превращаться в обычную розничную торговую сеть. С нашей точки зрения, это весьма пагубная тенденция. Аптечные организации занимаются (должны заниматься) оказанием не просто торговых услуг, а предоставлением лекарственной помощи (выделено нами). Лекарственная помощь предполагает предоставление населению ЛС надлежащего качества по адекватной стоимости.
Приходя в аптеку, посетители не просто выбирают и покупают товар в зависимости от своих вкусов и материальных возможностей. Они должны купить или получить особый товар, который им необходим либо по жизненным показаниям, либо для поддержания качества жизни, – ЛС. В аптеке посетителя встречают специалисты со специальным образованием, которые не просто продают, а осуществляют отпуск по назначению врача. Отпуск ЛС сопровождается проверкой правильности назначения (дозировка, совместимость и т. д.) и соответствующим информационным обеспечением. В случае необходимости специалист связывается с врачом, уточняя дозировку, форму выпуска, возможность замены, совместимость ЛС. В критических ситуациях в аптеке может быть оказана первая медицинская помощь. Все это и многое другое отличает аптеку от обычной торговой точки (магазина).
Планирование ассортимента
Планирование ассортимента — это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей и обеспечивать аптечному предприятию прибыльную работу.
Комплексный подход к планированию возможен только на основе полной информации об ассортименте аптечных учреждений конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции и группы товаров, учитывая особенности месторасположения и организации работы самого аптечного учреждения, и, конечно же, о потребностях и предпочтениях покупателей. На наполнение ассортимента также оказывает влияние промоционная активность производителей, поэтому следует учитывать влияние рекламы и деятельности медпредставителей.
Широко распространенным способом планирования изменений ассортимента является анализ дефектуры, позволяющий выявить спрос на отсутствующие препараты путем фиксации спроса покупателей первостольником в учетной системе или на бумажных носителях (журнал неудовлетворенного спроса, или учета дефектуры). Однако он имеет и свои недостатки, поскольку возможно искажение данных за счет недостаточно эффективной системы отслеживания дефектуры. Кроме этого, не всегда можно получить объективные данные, поскольку исследование потребительских предпочтений только в одной торговой точке часто не является репрезентативным.
Формирование ассортимента
На формирование ассортимента влияет много факторов, среди которых — месторасположение аптечного учреждения, его размер и тип, а также форма организации торговли. Так, структура потребления в аптеках, расположенных в спальных или центральных районах города, в оживленных местах и в аптеках самообслуживания будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов и определение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы.
Группы лекарственных препаратов
В настоящее время все лекарственные средства (ЛС) классифицируются по токсикологическим группам:
I - наркотические ЛС и психотропные вещества (Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ" (далее - Постановление N 681));
II - ЛС, входящие в список сильнодействующих веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН)*(1);
III - ЛС, входящие в список ядовитых веществ ПККН;
IV - ЛС списка "А", в том числе в виде субстанции апоморфина гидрохлорида, атропина сульфата, дикаина, гоматропина гидробромида, серебра нитрата;
V - ЛС списка "Б", в том числе в виде субстанций пахикарпина гидроиодида*(2);
VI - ЛС общего (без рецептурного списка) списка*(3).
Порядок выписки, отпуска, хранения и учета каждой из этих групп имеет свои особенности.
Товарная политика в сфере лекарственного обеспечения тесно связана с законодательством, которое регламентирует производство, распределение и потребление ЛС, о чем свидетельствуют ограничения в виде нормативных документов:
1. Государственный регистр ЛС, разрешенных к отпуску на территории РФ
2. Перечень наркотических средств и психотропных веществ, который строго регламентирует обращение этих ЛС на территории РФ – определяет ФЗ «О наркотических ЛС»
3. Списки сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, утвержденные постановлением ПККН от 15.06.05.
4. Перечни лекарственных средств списков А и Б – утверждены приказом МЗ РФ №472 от 31.12.1999
5. Перечень лекарственных средств, отпуск которых разрешен без рецепта врача – приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005
6. О минимальном ассортименте ЛС – приказ МЗ и СР РФ №312 от 29.04.2005
7. Перечень лекарственных средств, отпуск которых запрещен амбулаторным больным – Приказ №110 от 12.02.2007.
8. Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС – утвержден Постановлением Правительства РФ №2343-р от 29.12.2005
В связи с этим выделяют следующие факторы, которые влияют на формирование аптечного ассортимента:
Местоположение аптеки
Контингент жителей, которых обслуживает аптека
Профиль ЛПУ, который обслуживается аптекой по договору
Специализация аптеки
Учитывается заболеваемость, сезонность
Проведение маркетинговых исследований, АВС, ХУZ – анализа
Есть или нет договор на обслуживание льготных категорий населения
Какие виды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборот наркотических и психотропных веществ и т.д.
В настоящее время аптечные организации занимаются реализацией огромного ассортимента товаров, перечень которых определен ФЗ «О лекарственных средствах»:
лекарственные средства
изделия медицинского назначения
предметы личной гигиены
оптика
натуральные и искусственные минеральные воды
лечебное, детское и диетическое питание
парфюмерная и косметическая продукция
дезинфицирующие средства.
Формирование ассортимента косметических товаров требует не менее серьезного подхода, чем профильного. Сейчас же, зайдя даже в небольшую аптеку, можно увидеть довольно широкий выбор косметической продукции: как собственно дерматологическую и фармацевтическую косметику, так и недорогой «масс-маркет».
Вообще, продажа любых видов аптечных товаров регламентируется:
1. Гражданским Кодексом РФ
2. Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителей №2300–1 от 07.02.2004 с изм.
3. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров … Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998.
4. Об утверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007. – 2003 «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения» /Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003.
5. Об обращении лекарственных средств ФЗ №61 от 24.03.2010.
Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств[2], осуществляется путем:
1) государственной регистрации лекарственных средств;
2) лицензирования отдельных видов деятельности в сфере обращения лекарст
3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;
5) государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Вместе с тем Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2010 г.
В ст. 5 действующей редакции 61-ФЗ федеральным органам исполнительной власти при обращении лекарственных средств определены следующие полномочия:
1) проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан на территории Российской Федерации;
2) утверждение общих фармакопейных статей, фармакопейных статей, издание государственной фармакопеи;
3) осуществление государственного контроля и надзора;
4) лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) организация экспертизы лекарственных средств, этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;
6) выдача разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов, ведение реестра выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов;
7) государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств;
8) инспектирование производства лекарственных средств на соответствие правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, выдача заключений о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств;
9) государственная регистрация установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
10) установление порядка ввоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывоза лекарственных средств с территории Российской Федерации;
11) создание советов по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств;
12) аттестация и сертификация специалистов;
13) утверждение образовательных программ по подготовке специалистов;
14) мониторинг безопасности лекарственных препаратов;
15) участие в международном сотрудничестве;
16) получение по запросам уполномоченного федерального органа исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения информации по вопросам установления и применения цен на лекарственные препараты и надбавок к ним;
17) применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.
Информация о работе Организационные подходы к открытию аптеки