Организация оплаты труда на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
проанализировать современные виды и формы труда на современных предприятиях.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- дать характеристику оплате труда, как экономической категории;
- определить экономическую сущность оплаты труда;
- изучить принципы организации заработной платы на предприятиях;
- рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;
- проанализировать действующую систему мотивации оплаты труда;

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-4
Теоретико-методологические основы оплаты труда……………5
Заработная плата: сущность и функции……………................5-15
Системы и виды оплаты труда……………………………..….15-31
Заработная плата работников бюджетной сферы…………...31-35
Тарифная система оплаты труда……………………………....36-41
Сдельная система……………………………………………....42-46
Повременная система…………………………………………..46-49
Бестарифные системы………………………………………….49-52
Современные формы оплаты труда………………………….....53
Система бонусов и тантьем…………………………………....53-57
Грейдинг………………………………………………………...57-60
Заключение…………………………………………………………...61-62
Список используемых источников…………………………………..63

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_2.docx

— 110.82 Кб (Скачать файл)

Зарплата  в бюджетной сфере должна обеспечиваться за счет средств от приносящей доход  деятельности. Планируя бюджет на соответствующий  год, учреждение должно предусмотреть  средства и на повышение зарплаты бюджетникам - стимулирующие выплаты. Новые правила предусматривают  повышение зарплаты бюджетникам  в форме стимулирующих выплат и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.

Отражение операций, связанных с исполнением  сметы расходов по бюджету обеспечивает бухгалтерский учет в бюджетных  организациях. Правила ведения учета  установлены Инструкцией по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Организация  бюджетного учета предполагает полное отражение всех операций в балансе  учреждения.

Новая оплата труда бюджетников будет полностью  налажена к 2011 году. Благодаря новой  системе оплаты труда, зарплата бюджетников  значительно увеличится. Планируется, что с повсеместным введением  новых систем повышение зарплаты бюджетников - «федералов» будет не менее чем в 1,3 раза хотя бы потому, что фонды оплаты труда федеральных бюджетных учреждений увеличились на 30%. Оплата труда бюджетников неоднократно повышалась Правительством РФ, начиная с 2007 года. Новая оплата труда бюджетников даст понять учителю, что он может получать не меньше банковских служащих.

Период  перехода на новую систему зарплаты бюджетникам оказывается сложным. На вопрос «Когда будет повышение  зарплаты бюджетникам?», нельзя ответить однозначно.  Ведь новая оплата труда бюджетников имеет не только положительные стороны, но и негативные аспекты. Новая оплата труда бюджетников ставит сотрудников в зависимость от субъективных оценок со стороны руководителей. К тому же в связи с кризисом разовое повышение зарплат бюджетникам не гарантирует, что и дальше оплата труда бюджетников будет возрастать.

Чтобы заработная плата бюджетникам не снизилась, Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 было установлено, что заработная плата бюджетников, переходящих  на новую систему оплаты труда, не может быть ниже выплачиваемой ранее. Постановление обязывает работодателя согласовать положение об оплате труда с трудовым коллективом  или профсоюзом. Только в этом случае новая заработная плата бюджетникам  будет выплачиваться правомерно.

В бюджетном  учреждении повышение зарплаты бюджетникам  привязано к специфическим характеристикам, свойственным для отрасли. Так, например, в области культуры и искусства  повышение зарплаты бюджетникам  зависит от наличия у работника  научной степени, от  выслуги лет. Первые результаты внедрения НСОТ показательны: по ряду учреждений отраслей культуры зарплата бюджетникам выросла более чем на 30%.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Тарифная система оплаты труда

 

2.1 Сущность  и принципы тарифной системы

 

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация заработной платы различных категорий работников в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, природно-климатических условий, в которых выполняется работа.

Тарифная  система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ в порядке, установленном федеральным  законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК).

Тарифная  система оплаты труда включает в  себя следующие элементы: тарифно-квалификационные справочники работ и профессий; тарифно-квалификационные характеристики; локальный акт тарификации работ  на основе оценки рабочих мест; тарифные ставки (оклады); тарифные коэффициенты; тарифную сетку; районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и  надбавки.

Единый  тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержат квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. ЕТКС работ и профессий рабочих предназначен для тарификации работ (определения разряда их сложности) и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. На основе ЕТКС определяются разряды работ и присваиваются разряды рабочим. Таким образом, тарифный разряд -величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Порядок тарификации определяется локальными нормативными актами организации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих служит основой для  дифференциации оплаты труда указанных  категорий работников.

Следующим элементом тарифной системы  являются тарифные ставки. Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарифная ставка 1-го разряда - размер вознаграждения за простой труд (труд низшего уровня квалификации), произведенный  в единицу времени (день, час, месяц). Размер тарифной ставки 1-го разряда  не может быть ниже МРОТ, установленного законом.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - устанавливаемый федеральным законом  размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму  рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты (ст. 129 ТК).

Тарифные ставки 1-го разряда на практике обычно дифференцируются по формам оплаты (сдельная и повременная) и по отдельным профессиональным группам (с обычной и повышенной интенсивностью труда).

Тарифные ставки 2-го и последующих  разрядов определяются умножением тарифной ставки 1-го разряда на тарифные коэффициенты соответствующих разрядов. Тарифные коэффициенты также являются элементом  тарифной системы. Они показывают, во сколько раз тарифные ставки 2-го и других разрядов выше ставки 1-го разряда. Тарифный коэффициент 1-го разряда всегда равен единице.

Наряду с тарифными ставками для рабочих тарифная система  включает должностные оклады для  руководителей, специалистов и служащих.

Должностные оклады (ежемесячный размер оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью и квалификацией) устанавливаются в штатном расписании.

Важнейшим элементом тарифной системы  является тарифная сетка. Она представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается непосредственная зависимость заработной платы рабочего от его квалификации.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности  работ и квалификационных характеристик  работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифные сетки имеют следующие  параметры: число разрядов, диапазон сетки (соотношение тарифных коэффициентов  крайних ее разрядов); межразрядные соотношения (абсолютное и относительное нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду).

Разработка тарифной сетки может  осуществляться как при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, так и непосредственно в организации (в коллективном договоре). Поэтому  различают отраслевые (межотраслевые) и "внутризаводские" тарифные системы.

Традиционно тарифная сетка разрабатывалась  для оплаты труда рабочих. Таким  образом, тарифная система включала тарифную сетку и схему должностных  окладов руководителей, специалистов, служащих. В последние годы с учетом зарубежного опыта успешно применяются  единые тарифные сетки, определяющие условия  оплаты труда для всех категорий  персонала.

Для работников бюджетной сферы  в 1992 г. была введена Единая тарифная сетка (ETC), которая применяется ко всем работникам независимо от характера  труда. ETC была утверждена Постановлением Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки".

Условия оплаты, предусмотренные ETC, распространяются на работников здравоохранения, системы  социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других организаций, находящихся на бюджетном финансировании.

ETC предусматривает 18 разрядов оплаты  труда и соответствующие им  тарифные коэффициенты. Для 1-го  разряда устанавливается коэффициент  1,00, для последнего, 18-го, -4,5. Увеличение  разряда сопровождается увеличением  тарифного коэффициента и соответственно  размера оклада (ставки).

В настоящее время согласно ФЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ETC по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством РФ. Тарифные ставки (оклады) 2-го и последующих разрядов ETC по оплате труда этих работников определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1-го разряда и утверждаемых Правительством РФ межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. Указанным Законом определено, что соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разрядов ETC по оплате труда работников федеральных государственных учреждений должно быть в размере не менее 1 к 4,5.

В соответствии с указанным Законом по решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от ETC.

Тарифная система обретает законченный  вид, будучи дополненной районными  коэффициентами, доплатами и надбавками.

Районный коэффициент представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы работников с учетом вещественной структуры потребления  и разницы в ценах в зависимости  от природно-климатической зоны.

К элементам тарифной системы относятся  также доплаты и надбавки тарифного  характера, т.е. установленные в связи  со спецификой данного вида труда (сферы  его приложения) и действующие  практически постоянно.

Доплаты и надбавки тарифного характера, дополняющие систему тарифных ставок и окладов, обычно делят на две  группы:

доплаты, связанные с особым характером выполняемой работы (сезонностью, отдаленностью  от места жительства, неопределенностью  объема, постоянным нахождением в  пути и т.п.);

доплаты за особые условия труда  и условия труда, отклоняющиеся  от нормальных.

Первая группа включает следующие  виды доплат за:

      • работу в выходные и праздничные дни в соответствии с графиком;
      • многосменный режим работы;
      • работу с разделением рабочего дня на части;
      • сверхурочную работу и др.

 

К доплатам второй группы относятся  доплаты за:

      • работу с неблагоприятными (особыми) условиями труда (вредные, опасные, тяжелые);
  • интенсивность труда работникам, работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях;
    • совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников;
  • работу в ночное время и др.

При разработке в организации тарифных сеток  необходимо иметь ввиду, что их построение должно обеспечить соблюдение ряда общих требований:

  1. Тарифную сетку необходимо строить таким образом, чтобы у рабочих был постоянный стимул повышать свою квалификацию и уровень тарифной оплаты труда, т.е. относительное и абсолютное возрастание тарифных коэффициентов должно с ростом разряда увеличиваться;
  2. Тарифная сетка не должна иметь неоправданно широкого диапазона, создающего завышенный разрыв в оплате рабочих высшей и низшей квалификации, но она не должна сужением диапазона способствовать уравниловке;
  3. Очень важно, чтобы количество квалификационных разрядов в одной профессии в разных организациях одной отрасли деятельности было одинаковым. В этом решающую роль могут сыграть тарифные соглашения. В них целесообразно записать соответствующие конкретные рекомендации по этому вопросу;
  4. Нижним порогом размера ставки по I разряду является установленный Правительством уровень минимальной заработной платы.

Информация о работе Организация оплаты труда на российских предприятиях