Организация планирования в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная цель курсовой работы реализуется решением следующих задач:
? рассмотреть теоретические основы планирования и прогнозирования в здравоохранении;
? дать анализ организации планирования в МУЗ «Кулундинская ЦРБ».
? выявить основные направления совершенствования организации планирования и прогнозирования в здравоохранении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5
1.1.Сущность и классификация планирования на предприятии
здравоохранени 5
1.2. Принципы, методы и уровни планирования 12
1.3. Процесс планирования на предприятии 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (на материалах муЗ «кулундинская ЦРБ» С. кулунда) 20
2.1. Характеристика МУЗ Кулундинская ЦРБ 20
2.2. Процесс планирования, методы и процедуры 24
2.4. Сбор данных и анализ текущего положения 28
2.4. Цели и задачи деятельности Центральной районной больницы
Кулундинского района 37
2.5. Финансовый план 40
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 45
3.1. Достоинства и недостатки планирования в медицинском учреждении на современном этапе 45
3.2. Рекомендации по повышению эффективности работы медицинского учреждения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по планированию 100.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

       Главный врач МУЗ ЦРБ осуществляет текущее  руководство деятельностью МУЗ  Кулундинская ЦРБ и подотчетен Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, а в вопросах управления имуществом комитету по управлению муниципальным имуществом Кулундинского района. Главный врач действует на принципах единоначалия.

       Главный врач МУЗ ЦРБ в пределах своей  компетенции издает приказы обязательные для исполнения всеми сотрудниками МУЗ Кулундинская   ЦРБ.

       Заместители главного врача МУЗ Кулундинская ЦРБ, руководители структурных подразделений назначаются и освобождаются от должности главным врачом.

       Главный врач осуществляет наем работников МУЗ  Кулундинская ЦРБ, заключает от имени МУЗ Кулундинская ЦРБ трудовые договоры, а с трудовым коллективом - коллективный договор.

       В состав аппарата управления учреждением  – Кулундинская центральная районная больница входят:

       Главный врач Кулундинской центральной районной больницы;

       Заместитель главного врача по лечебной части;

       Заместитель главного врача по трудовой экспертизе;

       Заместитель главного врача по административно-хозяйственной  части;

       Заместитель главного врача по организационно-методической работе;

         Главная медицинская сестра;

         Главный бухгалтер. 

       Правом  образования и определения статуса  общественных форм управления обладает главный врач МУЗ Кулундинская ЦРБ. Об образовании общественных форм управления издается приказ по МУЗ Кулундинская ЦРБ.

       Главный врач МУЗ Кулундинская ЦРБ самостоятельно определяет структуру администрации аппарата управления, численность, квалификационный и штатный состав, принимает (назначает) на должность и освобождает от должности сотрудников.

       Трудовой  коллектив МУЗ Кулундинская ЦРБ может рассматривать, разрабатывать проект коллективного договора с администрацией района и утверждать его, решать вопросы самоуправления трудового коллектива, осуществлять другие действия не противоречащие законодательству Российской Федерации.

       Отношения сотрудников МУЗ ЦРБ, возникшие на основе трудового договора, регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.

       Спорные вопросы между сотрудниками и  администрацией МУЗ ЦРБ решаются комиссией по трудовым спорам учреждения.

       В штате трудится 367 человек, из них врачей – 34 человека, среднего медицинского персонала – 133 человека, прочего персонала – 200 человек.

       2.2. Процесс планирования, методы и процедуры

       В современных условиях успешная деятельность медицинских учреждений во многом определяется деятельностью экономической службы. Это связано не только с недостаточным финансированием, но и с изменением условий хозяйствования. Не случайно, в последние годы в штатное расписание медицинских учреждений органами здравоохранения рекомендована должность заместителя главного врача по экономическим вопросам.

       Первое, что необходимо отметить, это повышение  значимости экономической службы в деятельности медицинских учреждений, связанное с повышением роли финансовых показателей.

       Другой  момент, на который следует обратить внимание, это существенное изменение в последние годы характера экономической работы, ее содержания, функций. На первый план выходят новые профессиональные качества. Если раньше высококлассным специалистом считался тот, кто хорошо знал нормативную базу, жестко следовал инструкциям, то теперь определяющее значение приобретает творческий характер, умение грамотно разрешать возникающие проблемы. Но одновременно возрастает и грамотность принятых –решений, ответственность за результаты своей работы. Экономическая работа становится более сложной и более трудоемкой.

       Основными факторами, оказывающими влияние на появление новых направлений  в экономической работе медицинских  учреждений, являются следующие:

-изменения в хозяйственном механизме здравоохранения, вызвавшие необходимость коренной перестройки экономической работы;

-внедрение новых форм медицинской и бухгалтерской документации, обусловливающее учет более широкого круга показателей, которые могут быть использованы в качестве объектов экономической работы;

-компьютеризация деятельности медицинских учреждений и появление новых возможностей для повышения оперативности и масштабности планово-аналитической работы.

-изменение статуса и организационно-правовой формы медицинских учреждений, превращение их в полноправных хозяйствующих субъектов с широкими правами в вопросах организации своей работы.

           Одним из важнейших видов экономической работы традиционно является планирование. Вместо планирования затрат на содержание медицинских учреждений приоритетное значение начинает приобретать планирование затрат на оказание медицинской помощи, призванное обеспечить увязку ресурсов с объемами оказанных медицинских услуг, а не количеством мощностей (площадей, коек).

       При этом изменяется и этапность планирования. Если традиционно сначала определялись производственные мощности, затем штаты, необходимые для обслуживания этих мощностей, предполагаемые объемы работы, требуемые финансовые ресурсы и т.д., то теперь, наоборот, исходя из финансовых прогнозов и объемов оказываемой  медицинской помощи определяются мощности, штаты и т.д.

       К новым направлениям плановой работы можно отнести планирование качественных показателей. Традиционно это было чисто медицинской задачей, которая  по сути сводилась лишь к прогнозированию  ряда показателей заболеваемости на основе сложившейся ситуации за предшествующий период. С началом процесса внедрения медико-экономических стандартов, клинических минимумов встает проблема определения материальных затрат, необходимых для обеспечения выполнения стандартов. Оборотной стороной этой проблемы является решение вопроса о том, какой уровень качественных показателей может быть достигнут при имеющихся ресурсах.

       Совершенно  новым для экономического анализа  является изучение финансового положения медицинских учреждений в целом. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств, анализ финансового положения медицинского учреждения просто не имел смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит само выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов, и, соответственно, размер упущенной выгоды.

       Другой  особенностью является углубление анализа, вызванное в первую очередь необходимостью материального стимулирования работников, доведение его до профиля коек и конкретных специалистов. Более того, объектом экономического анализа становится уже не только работа койки, нагрузка на врача, но и лечение конкретных заболеваний по нозологическим группам (длительность лечения, его стоимость и т.д.).

       Все большее значение приобретает сравнительный  анализ различных вариантов деятельности, выгодности видов оказываемых медицинских  услуг, результаты которого становятся руководством к действию, например, при решении таких вопросов как вводить те или иные виды медицинской помощи, развивать ли собственную диагностическую службу.

       Следует отметить, что при этом меняются и сами критерии эффективности. Вместо минимизации затрат преобладающее значение начинают играть показатели максимизации доходов. Происходит изменение приоритетов с объемных на результирующие. Если раньше ведущую роль играли показатели нагрузки (число посещений, загрузка койки и т.д.), то теперь на передний план выходят показатели результатов работы: количество пролеченных больных, законченных случаев.

       При рассмотрении новых тенденций в  подходах к анализу экономической  деятельности медицинских учреждений принципиально важным является то, что меняется не только инструментарий экономического анализа, но и сама методологическая основа. Экономический анализ работы медицинского учреждения выступает анализом  деятельности самостоятельного и полноправного хозяйствующего субъекта, а не простого потребителя ресурсов, как это было раньше.

       Необходимо  отметить, что психологически еще  не все готовы к усилению роли и влияния экономической службы. Это касается не только медицинских работников, зачастую рассматривающих финансовые службы чуть ли не как обузу для учреждения, но и многих руководителей. Порой приходится с большим трудом преодолевать недопонимание роли экономической службы, в основе которого нередко лежит неумение организовать экономическую работу и использовать ее результаты.

       2.3. Сбор данных и анализ текущего положения

       Каким бы ни был бизнес-план, с какой  бы целью он не составлялся, планирование начинается с анализа текущего положения (SWOT-анализа). Методика SWOT-анализа применима во множестве ситуаций, его цель - выяснить:

  • какие сильные стороны имеются сейчас и как их можно усилить;
  • каковы сейчас слабые стороны организации, которые необходимо устранить для успешной работы в будущем;
  • какие возможности есть сейчас и могут открыться в будущем.

       Анализ  должен базироваться на некоторых количественных показателях, рассчитываемых на основе достоверных данных. Эти данные должны быть достаточно доступными, чтобы  на их получение не требовалось слишком  больших затрат времени и средств, и не допускать произвольных манипуляций. Поэтому наиболее удобно использовать данные, получаемые на основе стандартных форм отчетно-учетной документации.

       Кулундинский  район расположен на западе Алтайского края, граничит с Казахстаном. Численность жителей на 1 января 2011 г. —23 тыс. чел. В районном центре — селе Кулунда — проживает половина жителей района (11 тыс. чел.).

       В состав МУЗ Ключевская ЦРБ входят:

          — стационар на 158 коек;

          — поликлиника на 250 посещений;

          — 1 участковая больницы;

          — 1 врачебная амбулатория;

          — 7 ФАПов.

       В настоящее время все здравоохранение  района представлено одной центральной  районной больницей, в которую в  качестве структурных подразделения  входят:

          1)     Стационар Учреждения, включает в себя отделения:

              - терапевтическое;

              - хирургическое;

              - педиатрическое;

              - гинекологическое;

              - родильное;

              - анестезиологии-реанимации;

              - инфекционное.

                  2)    Поликлиника:

              - взрослое отделение;

              - детское отделение.

       3)    Врачебная амбулатория:

              - Амбулатория общей врачебной  практики с.Златополь;

              - Амбулатория общей врачебной  практики п. Октябрьский.

       4)    Фельдшерско-акушерские пункты:

              - с.Ананьевка;

              - с.Виноградовка;

              - с.Константиновка;

             - с.Курск;

              - с.Новопокровка;

              - с.Попасное;

              - с.Семёновка;

              - с. Смирненькое;

              - с. Сергеевка.

       5)    Параклиническая служба:

              - клинико-диагностическая лаборатория;

              - физиотерапевтическое отделение;

              - кабинет функциональной диагностики;

              - рентген кабинет;

              - кабинет УЗИ диагностики;

              - кабинет эндоскопии;

Информация о работе Организация планирования в учреждениях здравоохранения