Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:48, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение научной школы и значение ее основные положений на современном этапе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить исторические основы школы научного управления
- изучить историю школы научного управления
- ознакомиться с основными представителями школы научного управления
Введение…………………………………………………………………..
3
1 ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………………….
5
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ……………………………….
11
3 ЗНАЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………….
29
Заключение………………………………………………………………..
33
Список использованных источников……………………………………
34
- наблюдение
- измерение (составных частей работы)
- анализ содержания работы
- синтез (на основе предыдущих фаз отбирались и компоновались движения и процессы)
- разработка подробных предписаний
- обучение персонала
Основные положения научного управления, предложенные Тейлором:
- операционное разделение труда, узкая специализация производительной и управленческой деятельности
- обязательное измерение и нормирование труда
- в основе рациональной кооперативной деятельности должны лежать конкретные задания и предписания каждому работнику - «Урок» (письменно, по нескольким параметрам: конечный результат, технология выполнения, срок исполнения)
- научный отбор и обучение
- важность побудительных мотивов зарплаты
- тарифная система оплаты труда, за определенный объем работы – определенная плата, зарплата определяется конечным результатом работы и выдается за каждое действие сразу
- оплата труда руководителей производится после получения конечного результата организованной производственной деятельности – конечного продукта
- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими
«Управление – специфическая профессиональная деятельность, которой нужно учиться» Ф. Тейлор
В начале века вышла книга инженера Фредерика Тейлора (1865-1915) «Научный менеджмент», принесшая впоследствии ему мировую славу. Сочетание двух слов в ее названии «научный» и «менеджмент» отражает суть и направленность разработанного Тейлором подхода.
В тот исторический период была безграничная вера в рациональные методы познания, сложившиеся на протяжении последних трех столетий. Успехи науки и новых технологий только подтверждали это. Научное и рациональное в то время значило лучшее.
Научное понималось как однозначное, вычислимое, разложимое на элементы. Виделось, что приложение строго научных принципов к вопросам построения эффективно действующей организации позволит найти и единственно правильные ответы на них.
С самого начала своей карьеры инженер Тейлор более всего интересовался возможностями внедрения научных методов организации труда на производстве. Наблюдая за разгрузкой рабочими угля на сталелитейном предприятии он заметил, что объем выработки рабочих зависел от того, насколько форма лопаты соответствовала особенностям поступающего угля. Он предложил рабочим пользоваться разными по форме лопатами.
Результаты этого
Поскольку производительность труда возросла, то появилась возможность отбора людей наиболее способных работать с данной производительностью и увольнения менее способных, а высвобождаемые финансовые средства использовать для дополнительного материального поощрения.
Наметились контуры
новой системы управления
Все сказанное нашло отражение в подходе Ф. Тейлора к проблемам управления людьми, его основным принципам и методам, получившим общее название как система Тейлора. Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:
Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Тейлор отмечает, что на практике руководители обычно не знают, какой объем работы может выполнить рабочий при оптимальных условиях. С другой стороны, рабочие сами смутно представляют себе, что от них, в действительности, ожидается.
Достигнуть соответствия между требованиями руководителей и ожиданиями работников можно путем научного исследования элементов трудового процесса. Если работник выполняет научно обоснованный объем работы, он вправе получать и более высокую материальную компенсацию за свой труд.
Отбор и обучение работников. Чтобы убедиться, что работник соответствует по своим профессиональным качествам научно обоснованным нормам необходимо проводить отбор рабочих с помощью разработанных для этого критериев.
Тейлор считал, что проведение подобного отбора позволит работникам стать первоклассными в определенном виде работ и, таким образом, повышать собственные доходы, не сокращая при этом доходы других.
Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.
Процесс взаимодействия между руководителем и подчиненным ему работником, который опосредуется научными методами управления, Тейлор рассматривал как своеобразную «революцию в умах», новое видение контекста трудовой деятельности. Двум сторонам, участвующим в трудовом процессе, необходимо заниматься не делением ограниченного по размерам пирога на части, а сосредоточить свое внимание на увеличении общих размеров пирога.
Специализация видов
трудовой и организационной деятельности
в форме распределения
Руководители обязаны давать работникам научно обоснованное трудовое задание и осуществлять непрерывный контроль за его выполнением. Работники обязаны выполнять порученное задание, используя только научно обоснованные методы работы.
В подобной системе распределения ответственности невыполнение трудового задания исключается. Для случаев его перевыполнения предусмотрено дополнительное материальное вознаграждение. При правильности распределения ответственности между руководителем и работником возможности трудового конфликта полностью исключаются.
Основные положения
системы Тейлора позволили
- изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий;
- отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника;
- определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.
Анализ концепции «научного управления» позволяет сформулировать следующие положения:
- управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования;
- важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства;
- работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных.
Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства. Рабочие должны работать, считал Тейлор, а менеджеры - думать. Сами по себе, это важные цели, способствующие эффективности деятельности организации, но требования достижения этих целей, посредством жесткого порядка, четко очерченной структуры и извне задаваемых нормативов, может привести к неспособности сотрудников и руководителей организации гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.
Таким образом, сформулированные Тейлором принципы анализа трудовой деятельности, определения трудового задания как цели деятельности, отбора и профессиональной подготовки сотрудников, экономического стимулирования труда сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Они, по-прежнему, являются важными в таких разделах организационной психологии, как анализ механизмов мотивации трудовой деятельности и целенаправленного поведения, работы с персоналом организации.
Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.
Благодаря разработке концепции
научного управления менеджмент был
признан самостоятельной
Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.
Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
3 ЗНАЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Работа руководителя является сложной деятельностью, требующей от человека большой отдачи интеллектуальных, душевных и физических сил, затратив которые руководитель решает стоящие перед подразделением задачи. Основное отличие деятельности руководителя от работы специалиста заключается в том, что руководитель достигает положительных результатов за счет организации, планирования и стимулирования волевых усилий других людей и несет ответственность за результаты работы своих подчиненных.
Эффективное управление - это сложный процесс балансирования и компромисса, предполагающий намеренные уступки (жертвы), когда это необходимо для общего блага предприятия. Чтобы постичь суть возможных последствий, руководителю необходимо видеть всю ситуацию как единое целое, включая предприятие, факторы внешней среды и ожидаемые последствия принимаемого управленческого решения
Возникновение современной науки управления относится к началу двадцатого века и связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт, г. Гатта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также – на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования был впервые применён к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части: труд исполнительский и труд распорядительный, и последующем анализе этих частей.
Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделил лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распределялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определённая специальность.
Основной задачей предложенной им системы, Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. Философскую основу системы составила концепция так называемого «экономического человека», получившая в то время широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Ф.Тейлор считал, что с помощью соответствующей оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда.
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями: Г. Гаттом и Френком и Лилией Гилберт. Гатт внёс значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк и Лилиан Гилберт занимались вопросами рационализации труда рабочих. Большой вклад в развитие системы Тейлора внёс Т. Эмерсон, который исследовал принципы труда применительно к любому производству, независимо от рода его деятельности. Генри Форд заменил ручной труд на машинный, т.е. сделал важнейший шаг в дальнейшее развитие системы Ф. Тейлора. Ф. Тейлор был основоположником научной системы управления, и можно сказать, что именно с его трудами связаны основы менеджмента как профессиональной и научной деятельности.
Применение тейлоровского подхода оказалось чрезвычайно эффективным. На предприятиях, где была внедрена его система, производительность труда возросла в несколько раз. Так, на сталелитейном заводе в Бетлехеме им был проведен анализ труда и эффективности применения инструментов при погрузке угля. Как показал анализ, средний вес угля, единовременно захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Эксперименты установили, что оптимальным инструментом для выполнения этой работы является лопата, вмещающая 21—22 фунта угля и имеющая определенную форму. Рационализация труда (как, чем и когда грузить) привела к тому, что работу, для которой требовалось 400—600 человек, стали не менее успешно выполнять 140 человек. [10 c. 51]